Аналитика VS интуиция в принятии решений

Аналитика VS интуиция в принятии решений

Как часто вам как лидеру, управленцу приходится принимать решения, выбирая между двумя противоположными путями действий? Войти ли в проект, инвестировать ли средства, уволить ли сотрудника? И как часто вы сталкивались с противоречием: данные, цифры, графики, слова и резюме говорят об одном, а внутреннее чувство подсказывает: что-то не так, не надо! Конечно, сплошь и рядом! Что это? Вы прекрасно знаете – интуиция. Случайное, спонтанное неуправляемое чувство, замалчиваемый изгой делового мира. А бывало, что на поводу у заманчивых, вполне ожидаемых данных и расчетов сделали то, за что пришлось пострадать в будущем? Хотя теперь можете определить, почему именно тогда не следовало так поступать.

Внутренний голос

В презентации глобального исследования 2018 г. KPMG «CEO Outlook 2018 KPMG International» для меня открытием стал факт признания 67% топ-менеджмента крупнейших мировых корпораций в том, что при принятии решений они больше опираются на интуицию, чем на данные. Даже Дональд Трамп в своих книгах писал, что никогда не инвестировал, основываясь на расчетах и советах аналитиков, какие бы выгоды они не обещали – он всегда прислушивался к внутреннему голосу.

Еще один факт из мировой науки и бизнеса. Нобелевская премия по экономике 2017 присуждена не за аналитическую обработку экономических данных, а за очередную попытку исследования иррациональности в экономическом поведении. Причем, это уже не первая премия за иррациональность.

Иррациональность – и есть та часть функций мозга, которая отвечает за «хочу» – «не хочу» нашего выбора. Фактически, это ответ не коры (рацио), а нашего подсознания – отделов среднего мозга. Они достались нам еще от динозавров и поэтому иногда называются «рептильным мозгом». Психология говорит, что именно оттуда исходит 95% мотивов человеческого поведения.

Как же так, ведь мы существа разумные? Дело в том, что нейронные пути от органов чувств (зрения, слуха, обоняния) сперва проходят через рептильные отделы – таламус, и там, прерываясь, обрабатываются. И только потом подаются в «разумные» части коры. Средний мозг-рептилоид первым принимает решение, которое потом подает «наверх» для якобы утвердительного «одобряю» коры. То есть средний мозг с его первобытными инстинктами первым определяет, полезно это вам или вредно.

Недавно на бизнес-форуме я говорил с сотрудницей отдела маркетинга огромного столичного торгового центра про маркетинговую идею в докладе известного предпринимателя и бизнес-тренера. Она со старта сказала не о сути лекции, не обсуждая общие для нас профессиональные вопросы: «Он какой-то странный. Я его не понимаю». О нем – человеке, который по ее иррациональному подсознанию «какой-то не такой», поэтому она «его не понимает». И, кстати, поэтому не дает профессиональной информации дойти до рациональных отделов мозга – что и есть самое плачевное в данной ситуации. Знакомо?

Аспекты интуиции

Интуиция деструктивно отсекает полезную информацию и пресекает соответствующие действия, возможно, во благо собственной профессиональной компетенции и карьеры.

Таким образом, мы увидели два аспекта интуиции: позитивный – подсказывающий совершать успешные действия, и деструктивный – пресекающий, ограничивающий. И то и другое наш организм воспринимает как ощущения. Но способность определить в себе первое, конструктивное участие интуиции, следуя его указаниям, и делает людей особенно успешными. Это аксиома. Кстати, все великие прорывные инновации также были интуитивны, начиная с «эврики» Архимеда и заканчивая iPod Джобса. «Имейте храбрость следовать своему внутреннему голосу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Все остальное – вторично», – часто говорил Стив Джобс.

С точки зрения нейробиологии человечество в развитии технологий отдаляется от ощущения и отношений со своей природностью. Это сделает людей с сохранной интуицией и отношениями со своим естеством еще более успешными, а опирающихся на костыль рационализации аналитиков и ИИ еще более блеклой серой массой.

Ни в коем случае не подумайте, что данной статьей мы исключаем участие нашего разума. Именно благодаря ему мы и стали теми, кем стали. Но существуют еще две формы иррациональности: управляемая и неуправляемая. Ведь интуиция – один из аспектов иррациональности.

Управляемая – та, которая контролируется вашим сознанием. Сознание все же выше! Контроль и «дружба» с интуицией, или врожденное качество, как у Трампа, или натренированный навык – бизнес-технологии.

Управляемая интуиция проявляется в осознанном внимании к нескольким вещам. А именно:

  1. Ощущениям в теле, потому что реакция рептильного мозга всегда направлена на физические действия: бей, замри или беги. В теле масса интерпретаций интуитивного чувства, и вы наверняка слышали разные выражения про самые яркие «жим-жим», «заиграло», «екнуло».
  2. Внешним стигматам внимания – признакам, событиям, символам. Каким-то образом наше внимание в решении важных задач цепляется за индикаторы, адекватные для восприятия органами чувств. Важно научиться отслеживать и в момент обращать внимание на символизм этих знаков.
  3. Мыслям и мыслеобразам, потому что они есть такой же индикатор, только на внутреннем экране вашего бессознательного.

Все эти навыки тренируются. Точно так же, как есть технологии решения бизнес-задач с помощью интуитивных техник. Да, сейчас модно обращаться к эзотерическим, парапсихологическим и традиционным техникам, которые, однако, могут завести и запутать вас в дремучих дебрях подсознания. Важный метод выбора: может ли такой «специалист» объяснить физиологию и нейробиологические основы того, что он с вами делает.

А что есть неуправляемая интуиция? Это – ваша жизнь, отношения, дела, решения, если в них не все так успешно, как хотелось бы. Человек останется человеком. И ни искусственный интеллект, ни аналитика и Big Data вам не заменят личные решения.

Олег Катюхин, управляющий собственник бизнесов в сфере медицины и фармацевтики, консультант по психо-маркетингу и психо-менеджменту, бизнес-тренер