Осторожно: фейковые воины!

Когда боты и фейки начнут войну против вашего бизнеса, будет поздно разбираться, кто есть кто. Просканируйте онлайн-окружение — возможно, на вас планируется атака. Как себя уберечь от этого — Ольга Круглова, руководитель направления в Underdog The Unlawyers.

В двенадцатом романе Виктора Пелевина «Любовь к трем Цукербринам» главный герой несколько лет пребывал в виртуальном браке с человеком, который использовал в качестве аватара фото всемирно и печально известной актрисы Мэрилин Монро. На деле, за красивой фотографией скрывался пожилой мужчина, имеющий в анамнезе неприятную черту — он был террористом. Казалось бы, смешно. Но смех заканчивается там, где ты понимаешь, что все твое многолетнее общение с виртуальной подружкой оказалось подлым и коварным обманом.

«Вымысел, не имеющий никакого отношения к реальности и ко мне,— скажете вы.— Я никогда с этим не столкнусь». Но, увы, это реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день, поскольку практически все являются активными пользователями социальных сетей — Instagrаm, Facebook, Twitter. Оттуда мы черпаем информацию, делимся своей личной жизнью и общаемся с друзьями, даже не задумываясь о том, какая их часть реальна и каковы их помыслы.

Что там с Facebook?

Все мы любим Facebook. Это впечатляющая и замечательная социальная сеть, которая изначально создавалась как пространство для общения, обмена контентом, фото и знакомств. Однако в Украине она быстро стала еще одним инструментом для баталий и фейковых войн. Все чаще в новостях мы можем увидеть, что их «первоисточником» становится какой-то лидер общественного мнения, которого знают только его подписчики. Но давайте сразу разделим: пользователи любой социальной сети делятся на реальных, фейковых и ботов. В чем разница?

Бот — это аккаунт, созданный благодаря специальной программе, деятельность которого не требует постороннего вмешательства человека. Он автоматически публикует посты с помощью вспомогательных программ, однако иногда может включаться и человек с целью добавить контенту реалистичности.

Фейк (подделка) — это не только любимое слово всех наших политиков, но и обозначение страницы, которая ведется человеком от другого имени. Как его определить? Начнем с простого: просмотрите список своих друзей, возможно, вы там встречали аккаунт с вымышленным именем?

Посмотрите на дату создания профиля (или страницы) и фотографии. Может, аккаунт создавался совсем недавно. На аватаре всегда будет «левое» фото: котика, природы, известной личности, фотоприкола, мема. Публикации могут или совсем отсутствовать, или быть размещены с перебоями. Вероятнее всего, будет отсутствовать реальный контент — собственные мысли, личные фото (ведь именно людям присуще делиться фото с друзьями). Контент подобных страниц ограничен перепостами. Имя, присвоенное подобной странице, будет скорее неадекватным, а количество друзей или минимальным (ну кто захочет дружить с ботом?), или, наоборот, исчисляться тысячами. Личные данные (место рождения, учебы и т.д.) также будут пустовать.

Но иногда отличить фейковую страницу от реальной бывает крайне сложно, ведь она создается и сопровождается в лучших традициях реальной: ей присваивается реальное имя, она своевременно наполняется личными фотографиями, позволяющими идентифицировать автора. А публикуемый контент пестрит личными мыслями.

И если страница «Кошечки» выглядит очень даже безобидно, то страницы, созданные под видом волонтеров и журналистов, становятся порой опасными. Такие страницы создаются для различного вида вбросов: информации, документов, а небольшое количество ботов и иных фейковых страниц позволяют сформировать необходимое общественное мнение или создать подобную видимость. Ни у кого ведь не остается сомнений, что делается это все не для широкой общественности, а для конкретных персонажей и непосредственно участников триллера под названием «фейковая война»?

Для чего используются фейки?

Прелесть публичной страницы, которую позволяет создать Facebook, в том, что вы никогда не узнаете, кто ее автор, если он сам по секрету вам об этом не скажет, хотя вряд ли, а также никогда не узнаете, реальны ли подписчики. Раскрутка подобной страницы не является крайне дорогой. За одного подписчика-бота называют цену от 50 коп. до 1,5 грн. Однако Facebook тоже не стоит на месте и все время меняет свои алгоритмы, позволяющие определять и блокировать ботов. Поэтому, если вы решитесь создать публичную страницу и «нагнать», к примеру, 10 тыс. ботов в подписчики, будьте готовы к тому, что треть из них будет заблокирована Facebook и попросту удалена.

Обратите внимание, если у страницы почти 56 тыс. подписчиков, однако комментируют публикации максимум 5 человек, а максимум шеров достигает жалких 30. Подобные публичные страницы, как и фейковые аккаунты, создаются или для публикации определенного контента, который интересует клиента, или опять же для вброса документов, информации и т.д.

Кроме того, крайне часто боты используются для публикации проплаченного контента, в том числе злобного троллинга компаний и их лидеров, сталкивая пользователей социальных сетей лбами. Одним из многих факторов, определяющих бота также является «поддакивание» определенному контенту. Что имеется в виду? Это или прямые цитаты данной новости (без приложения собственных интеллектуальных усилий), или прямое цитирование человека, лайки и шеры с дословными цитатами его поста, или поддержка и развитие одного, конкретно взятого комментария. Почему так? Не стоит забывать, что Facebook из множества комментариев всегда выводит в топ самый популярный. Вероятность того, что человек прочитает все 300 или даже 50 комментариев, крайне мала. А вот прочитать самый популярный — всегда пожалуйста, ведь Facebook заботливо выводит его на первое место. Не стоит также забывать о том, что в любой момент кто-то может завести страницу под вашим именем и начать распространять неприличный контент. Поэтому помните: присутствие в социальных сетях может быть не только занимательным и забавным, но подчас и опасным, угрожающим вашей репутации.

Как быть с Twitter?

Если вы являетесь активным пользователем данной социальной сети и у вас насчитывается несколько тысяч фолловеров, то не стоит пока этому радоваться, среди них также могут встречаться фейки и боты. Безусловно, при таком количестве подписчиков будет весьма сложно просматривать всех и каждого. Существуют программы, позволяющие автоматически определять ботов, что значительно облегчит вам жизнь. К примеру, сервис FakersApp. Все очень просто: переходите на сайт сервиса, авторизуете приложение и выполняете поиск ботов. Результатом станет показатель процентного соотношения реальных, малоактивных и фейковых подписчиков.

При этом количество ботов в Twitter исчисляется миллионами, а в отдельно взятую сеть ботов может входить до 0,5 млн бото-аккаунтов. Для чего они используются? Для окрашивания в негативные цвета онлайн-бесед и споров, вывода в тренд хештегов и фраз. Боты также ведутся с помощью программы, которая работает без участия человека, включаясь и выключаясь по чьей-то неведомой указке.

Обратите внимание, Оксфордский институт интернета считает подозрительным среднестатистическое количество твиттов, превышающее 50. И если вы захотите более детально изучить эту тему, то стоит ознакомиться с опубликованным в 2018 г. исследованием активности в социальных сетях США российских интернет-троллей из Агентства интернет-расследований (АИР).

Чем опасны боты или фейки?

Они опасны всем, начиная от «заспамливания» вашей страницы ненужной рекламой и заканчивая обвалом вашей репутации не только в социальных сетях, но и вообще, в принципе. Не стоит также забывать, что, помимо прочего, грехами подобных страниц является атака на вашу информационную и финансовую безопасность, распространение нелегального, а порой и неприличного контента.

Если вы занимаетесь продвижением своего товара в социальных сетях, стоит помнить, что 10 тыс. подписчиков — не всегда реальные люди. И, как бы ни было печально, но бот никогда не купит вашу продукцию, а smm-показатели будут нерелевантными. Дружба с ботами чревата также наличием ненужного информационного, а подчас и агрессивного шума, и может нести опасность не только для вас, но и для ваших друзей.

Есть ли спасение?

К сожалению, с развитием такого инструмента, как бото-фермы и фейковые лидеры общественного мнения, становится все труднее отличить их от реальных людей. Но устройте проверку: проверьте список френдов, отправьте подозрительных в черный спи- сок. Старайтесь добавлять в друзья только тех, кого вы знаете если не лично, то хотя бы отдаленно. В этом нелегком сражении вам может помочь расширение «Advanced Search For Facebook» (AFS), которое можно найти в магазине Google Chrome. Оно позволяет посмотреть, какие фото/видео лайкал тот или иной пользователь, к каким фото и видео оставил комментарии.

Кейс «Ашановский тролль»

От имени сети супермаркетов «Ашан» в Facebook была запущена провокационная рекламная кампания, высмеивающая другие супермаркеты. Стоит заметить, что информация распространялась с новосозданной страницы фан-клуба «Ашан» якобы от имени фанатов сети супермаркета.

Под раздачу попали АТБ, «Метро», «Сільпо», «Велика Кишеня» и др. Некоторые пользователи похвалили «Ашан» за смелую идею, но большинство встретило кампанию негативно, призвав уволить smm-менеджера компании. Несмотря на волну негатива в адрес «Ашана», троллинг конкурентов продолжался. Под очередную обойму попала новая партия супермаркетов: «Фуршет», «МегаМаркет», «Еко-маркет» и Varus.

Все бы хорошо, но руководство сети «Ашан» выступило с официальным заявлением о том, что не имеет никакого отношения к данной кампании, не создавало страницу фан-клуба «Ашан» и коммуникация с нее ведется без их ведома. По словам «Ашан Україна», троллинг конкурентов существенно навредил имиджу компании, а сама идея противоречит принципам ведения бизнеса «Ашан Ритейла». На просьбу сети «Ашан» закрыть
фейковую страницу Facebook ответил,
что сведений для
этого недостаточно.
В связи с тем, что представительства Facebook в Украине нет, все судебные разбирательства можно было вести только за границей.

Спустя какое-то время всплыло имя исполнителя кампании – диджитал-агентство Golova Agency, которое взяло на себя ответственность за кампанию и заявило, что затеяло ее, чтобы всколыхнуть рекламный рынок. Но негатива относительно сети супермаркетов это заявление существенно не сняло: Facebook-сообщество стало гадать над тем, был на самом деле «Ашан» заказчиком кампании или нет. Репутация «Ашана» пострадала, а агентство Golova Agency таким паразитирующим образом лишний раз напомнило о себе.

Компания «Медиатека», замеряющая резонанс в сети и СМИ, проанализировала период кампании. В результате определилось около 145 публикаций в СМИ (онлайн-порталы, ТВ, радио, печатные издания), из них 89 публикаций нейтрального характера (в том числе 13 про троллинг) и 56 негативного. Благодаря включению «Ашан-тролля» другие огрехи компании стали освещаться СМИ
и обсуждаться в сетях еще активнее.

Автор: 

Ольга Круглова, руководитель направления в Underdog The Unlawyers