Креативное мышление: воображение и фантазия на службе у бизнеса

Когда английская королева посетила Лондонскую фондовую биржу в период кризиса, она спросила: «Почему никто не смог этого предвидеть или предсказать?». Ответ Королевского экономического общества был таков: «Мадам, каждый экономист хорошо выполнял свою работу, но нам не хватило коллективного воображения – за деревьями мы не увидели леса».

О воображении в бизнес-кругах принято помалкивать. Фантазия, воображение, творческий подход – все это несерьезно, не стоит на это тратить время и уж тем более деньги. Продолжайте и дальше так думать. А спустя некоторое время спросите себя: чем моя компания отличается от остальных в нише? Сколько инновационных продуктов у нас в портфеле? Легко ли я могу прогнозировать кризисы и быстро находить способы для траблшутинга? Вижу ли я цельную структуру бизнеса и точно ли пониманию, как все взаимодействует? Сложно с ответами? Пора задуматься о развитии такого базового навыка, как воображение.

Сегодня в VUCA-мире в условиях большой конкуренции и стремительно меняющихся условий особую ценность приобретают мыслительные процессы, в том числе и способность умело пользоваться воображением.

В конце сентября 2018 г. на Fortune Global Forum в Гуанчжоу (Китай) Джей Уокер – предприниматель, среди достижений которого 700 патентов, выступил с речью о том, насколько важно воображение в бизнес-мире. По его словам, во всех разговорах об инновациях никакой роли не отводится воображению. «Воображение – это замечательный ресурс, который используют далеко не все. Мы говорим об инновациях, но их нет без воображения – момента, когда у нас появляется оригинальная мысль».

В октябрьском выпуске Harward Business Rewiew представлено исследование, которое провел профессор маркетинга французской бизнес-школы и исследовательского института INSEAD Марсель Корстьенс. Он побывал в компании, которая хотела обновить один из своих брендов, и был удивлен, что ее руководство делает ставку не на развитие новых, весьма интересных идей отдела разработок, а на коммуникацию и рекламу. Безразличие к инновациям поразило эксперта. Дальнейшие его исследования показали, что инновациям стоит уделять внимание, поскольку потребители ценят доведенные до совершенства продукты и услуги и готовы доплатить за улучшенные версии.

Кому нужны креативные люди?

Сегодняшняя система образования устроена так, что ученики получают задания, которые должны четко выполнить, за что они, соответственно, получают оценки. Верный ответ, о котором учитель знает, дает право на хорошую оценку. То есть обучение направлено по большей мере на формирование исполнителей, а не творцов. Четкое выполнение заданий считается более важным, чем воображение и индивидуальные творческие решения. В этом контексте фантазия часто является препятствием, поскольку считают, что она отвлекает внимание от выполнения заданий, и часто это вызывает недоумение педагогов. Взрослея, большинство людей начинают развивать практические навыки, которые могут быть использованы для работы на предприятии, а не изучать свой безграничный мир воображения, поскольку это считается бессмысленным и непрактичным для достижения успеха в обществе. Люди с индивидуальным, творческим подходом к делам зачастую недооценены – они создают трудности, ими сложно управлять, вследствие чего они редко получают поддержку. Как результат, мир разделен на бизнесменов, которые ориентированы на выполнение, и творческих людей, не всегда находящих применение своим способностям в качестве субъектов креативной деятельности. А именно такие люди, попадая в организации, двигают их вперед, однако при условии, если руководителям удалось правильно их замотивировать и вовлечь в работу.

Каждый может использовать силу воображения

Согласно идеям бихевиоризма, поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и следующей за ним реакции. Так как стимул и реакцию можно измерить, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. Например, если вы делаете A, то всегда будет B – как в ньютоновской механике. Именно на таком подходе основано большинство методов, с помощью которых строятся бизнесы и осуществляется управление ими. С креативом все по-другому. Сделав все по шаблону путем имитации и копирования, инноваций не получится. Для этого необходимо активировать свои когнитивные способности, в частности, научиться пользоваться силой воображения.

Действия, включая бессознательные действия и поведение, происходят от решений. Идея предвосхищает действие. Решения – это результаты мыслей и воображения. Чтобы воображение заработало на полную мощность, необходимо позволить себе это. Воображению предшествуют убеждения и состояние. Обратите внимание на убеждения: поддерживающие они или ограничивающие? Воображение – это безграничная свобода. Вера в то, что все возможно, поможет мыслить вне шаблонов. Вера в то, что у каждого есть все ресурсы для достижения нужного результата, позволит обрести уверенность и будет двигать вас вперед. Такие ограничивающие убеждения, как «Это невозможно», «Это под силу только богатым/умным/ученым/тем, у кого есть время», убежденность в том, что быть мечтателем и выдумщиком – это признаки незрелости, активируют непродуктивные состояния человека: отчаяние, сомнение, лень, неуверенность в себе, депрессию, беспомощность, гнев, страх, растерянность, тревогу. Эти состояния изменяют воображение так, что оно продуцирует развитие негативных сценариев, которые могут прокручиваться в голове. А это конец инновациям. Ресурсные состояния – драйв, радость, поток, вдохновение и другие – помогают почувствовать физические, душевные и духовные силы и направить силу воображения для успешного решения любых задач.

Что можно сделать прямо сейчас?

Представьте, что вы уже разрешили себе использовать силу воображения, чтобы рождать инновации в бизнесе. С чего начать? Во-первых, среда и окружение формируют наше поведение. Чтобы усилить свое воображение, важным является создание особой креативной среды, в которой люди могут свободно фантазировать, не опасаясь осуждения других. Это может быть индивидуальное или групповое пространство, которое будет побуждать представлять то, что поначалу покажется странным или нереальным. Во-вторых, не просто начинайте фантазировать на заданную тему, представляя внутри себя картинки, а используйте 5 чувств. Воображение часто связано с визуализацией какой-то идеи. Для того чтобы побудить бессознательное способствовать воображению, важно использовать конверсию чувств – чтобы видеть и ощущать образы так ярко, как будто это реально. Это называется синестезия. Таким образом, сознание и бессознательное предоставят больше возможностей для претворения воображаемых идей в реальность. И третье – выполняйте упражнения, которые предусматривают сочетание несочетаемого – connecting dots beyond borders. Креативность все еще принято считать особым даром, которым наделен гений от рождения, но это не так. Созидание – это о том, чтобы сделать что-то новое, соединяя точки разными способами. Чтобы превратить иррациональную идею в жизнеспособную инновацию, необходимо соединить точки иначе, чем привычная схема, поскольку такой паттерн – источник получения новых путей создания реальности и открытия новых смыслов в том, что считалось бессмысленным.

Миссия исследовать тренды

Не додумать, а понять, насколько развит творческий потенциал собственников и персонала компаний, обратив внимание на определенные критерии и результаты, помогают исследования. Сотрудники HR-департамента могут изучать степень удовлетворенности сотрудника, его вовлеченности и лояльности, инновационный климат в организации. А руководители могут выступить экспертами и высказать свое мнение на предмет креативных состояний – вдохновения и состояния потока – в анонимном научном исследовании.

Оксана Седашова, PhD, руководитель проектов и программ KROK Business School