Какие знания, навыки и образование необходимы, чтобы быть эффективным в бизнесе? Этот вопрос в равной степени актуален как для СЕО крупной компании, так и для студента. Образование и бизнес тесно взаимосвязаны между собой, поэтому не случайно Джек Мао, создатель бизнес-легенды Alibaba, любит шутить, что в его случае СЕО расшифровывается как Chief Education Officer.
Для начала проясним дефиниции: образование – это система организованных программ обучения, а обучение – процесс приобретения новых знаний и навыков.
Современные вызовы требуют переосмысления принципов образования, да и самого образования как такового в какой-то мере сущностно дискуссионного понятия, как и, к примеру, «справедливость». Ведь сейчас может быть актуально не только и не столько «обучаться», приобретая и осваивая новые знания, но и «разучиваться», забывая старые эффективные когда-то и ставшие бесполезными сегодня модели поведения. Разучиваться, чтобы не застрять навсегда во вчерашнем дне, упорно повторяя паттерны, которые ранее были успешны.
Учиться, чтобы идти вперед!
Явные и неявные изменения внешней среды привели, по сути, к смене парадигмы образования. Любопытно, что нельзя раз и навсегда чему-то научиться. По мнению сайентистов-футурологов, в наши дни образование становится непрерывным процессом – каждый день, каждую секунду мы изучаем что-то новое. Соответственно, и доля времени, которое мы инвестируем в обучение, изменяется.
Изменяются и сами модели масштабирования знаний, имея тренд к персонализации.
Ввиду вышеизложенного следует кратко обозначить такое популярное в наши дни понятие, как Skills Gap.
Примечательно, что Skills Gap ощущается не только как разрыв в требованиях бизнеса и ожиданиях работодателей, но и как компетенции юных выпускников учебных заведений, ищущих первое место работы. Об этом уже активно говорили лет 10 назад.
Вызов сегодняшнего дня – это Skills Gap, который ощущает каждый из нас, и состоит он в том, что мир изменяется очень быстро. Сегодня генерируется огромное количество информации. Буквально на наших глазах возникают новые возможности и профессии, о которых ранее не было слышно. Мы обучаемся, по сути, непрерывно в течение всей жизни. Готовы ли мы к этому? Есть ли у каждого из нас достаточное количество нужных навыков, чтобы быть эффективным в такой изменяющейся среде? Более того, способны ли мы мыслить проактивно, хотя бы на несколько лет вперед, какие знания и навыки действительно приведут к успеху?
Следует отметить, что этот разрыв в навыках и знаниях ощущают лишь думающие люди. Учиться, идти вперед – осознанный выбор и смелое решение, и здесь сложно переоценить великую движущую силу дискомфорта, когда мы способны сделать вызов самому себе и оставить привычную зону предсказуемости, где все понятно и мы гарантировано успешны – и двигаться к новым неизведанным вершинам.
Если ранее образование основывалось на принципах стандартизации и послушания, то сейчас нужно учиться креативности и адаптивности, тому, что востребовано как в бизнесе, так и в жизни, и позволит в том числе сократить разрыв и в навыках, и в освоении необходимых для успеха новых моделей поведения.
Какие навыки будут востребованы в будущем?
Вот уже несколько лет, по мнению экспертов, Complex Problem Solving занимает лидирующую позицию.
The top 10 skills in 2020 (The World Economic Forum)
- Complex problem solving
- Critical thinking
- Creativity
- People management
- Coordinating with others
- Emotional intelligence
- Judgment and decision-making
- Service orientation
- Negotiation
- Cognitive flexibility
Что это означает для нас? Есть ли формальное образование, которое может научить этому важному в бизнесе навыку в бизнес-школе, университете и выпустить готового сертифицированного специалиста с компетенциями, которые позволят быть эффективным в мире возрастающего уровня complexity?
Так где же и чему учиться? Любопытно, что многие успешные лидеры, с которыми мне приходилось общаться, говорили о ценности неформального образования и огромных возможностях именно сейчас получать те знания, которые нужны (к примеру, знание английского открывает более широкие возможности).
«Фишка» состоит в том, что формальное образование в данном случае может отчасти оказаться подобным змее, кусающей собственный хвост, и его сильные стороны (долгосрочные ориентиры, фундаментальность, основательность) в какой-то момент могут стать его же ограничением – системные формальные программы элементарно не успевают разрабатываться, им не достает гибкости, актуальности.
Сдвиг парадигмы
Если говорить о государственных программах, которые помогут сократить Skills Gap, то, несомненно, следует отметить колоссальную значимость Дуального подхода в образовании. Сейчас этот концепт набирает обороты в Украине, и те компании, которые используют именно этот подход в сотрудничестве со студентами и учебными заведениями, вносят серьезный и важный вклад в будущее страны, сокращая упоминаемый выше разрыв, выстраивая своего рода «мосты» между учебным заведением и бизнесом, делая эту связь не только формальной (когда студенты просто проходят практику на предприятии).
Вернемся к вопросу, что такое дуальное образование.
Дуальное образование (от лат. dualis – двойной) – это вид образования, при котором объединяются обучение в учебных заведениях с обучением на рабочих местах. Основное задание дуальной формы образования – устранение основных недостатков традиционных форм обучения, преодоление разрыва между теорией и практикой, образованием и производством и повышение качества подготовки квалифицированных кадров с учетом требований работодателей в рамках новых организационных форм обучения.
Дуальный подход в образовании означает, что обязательства и отношения между студентом, бизнесом и учебным заведением являются трехсторонними – студент не просто приходит на практику и уходит по ее завершении. Следует отметить, что бизнес принимает участие в разработке учебных планов для учебных заведений, участвует в экзаменационной комиссии, при защите дипломов, предоставляя так называемую в системном менеджменте петлю обратной связи, как и в любой открытой системе – для самого студента и для учебного заведения: что именно сейчас актуально, что находится для бизнеса на пике потребностей. Равно как и молодежь, имея обязательства освоить все необходимое во время такого сотрудничества, может привнести новые, свежие идеи в бизнес, являясь субъектом, а не объектом образовательной системы. Это отображено в том числе и в договоре на прохождение практики с элементами дуального образования – подписантами являются 3 стороны: студент, бизнес, учебное заведение. Учебные планы также визируются и подписываются не только представителями управления образования, но и бизнесом. Соотношение теории и практики изменяется, и все практические активности проходят исключительно на базе предприятия, чтобы слышать и ощущать пульс бизнеса.
А все ли в бизнесе и в системе образования в XXI столетии знают о том, что мир изменился? Возможно, именно реалии сегодняшнего дня станут той точкой старта трансформации, которая создаст «сдвиг парадигмы» как в образовании, так и в бизнесе.
Алена Рубанец, HRD Watsons