Образование и бизнес

Какие знания, навыки и образование необходимы, чтобы быть эффективным в бизнесе? Этот вопрос в равной степени актуален как для СЕО крупной компании, так и для студента. Образование и бизнес тесно взаимосвязаны между собой, поэтому не случайно Джек Мао, создатель бизнес-легенды Alibaba, любит шутить, что в его случае СЕО расшифровывается как Chief Education Officer.

Для начала проясним дефиниции: образование – это система организованных программ обучения, а обучение – процесс приобретения новых знаний и навыков.

Современные вызовы требуют переосмысления принципов образования, да и самого образования как такового в какой-то мере сущностно дискуссионного понятия, как и, к примеру, «справедливость». Ведь сейчас может быть актуально не только и не столько «обучаться», приобретая и осваивая новые знания, но и «разучиваться», забывая старые эффективные когда-то и ставшие бесполезными сегодня модели поведения. Разучиваться, чтобы не застрять навсегда во вчерашнем дне, упорно повторяя паттерны, которые ранее были успешны.

Учиться, чтобы идти вперед!

Явные и неявные изменения внешней среды привели, по сути, к смене парадигмы образования. Любопытно, что нельзя раз и навсегда чему-то научиться. По мнению сайентистов-футурологов, в наши дни образование становится непрерывным процессом – каждый день, каждую секунду мы изучаем что-то новое. Соответственно, и доля времени, которое мы инвестируем в обучение, изменяется.

Изменяются и сами модели масштабирования знаний, имея тренд к персонализации.

Ввиду вышеизложенного следует кратко обозначить такое популярное в наши дни понятие, как Skills Gap.

Примечательно, что Skills Gap ощущается не только как разрыв в требованиях бизнеса и ожиданиях работодателей, но и как компетенции юных выпускников учебных заведений, ищущих первое место работы. Об этом уже активно говорили лет 10 назад.

Вызов сегодняшнего дня – это Skills Gap, который ощущает каждый из нас, и состоит он в том, что мир изменяется очень быстро. Сегодня генерируется огромное количество информации. Буквально на наших глазах возникают новые возможности и профессии, о которых ранее не было слышно. Мы обучаемся, по сути, непрерывно в течение всей жизни. Готовы ли мы к этому? Есть ли у каждого из нас достаточное количество нужных навыков, чтобы быть эффективным в такой изменяющейся среде? Более того, способны ли мы мыслить проактивно, хотя бы на несколько лет вперед, какие знания и навыки действительно приведут к успеху?

Следует отметить, что этот разрыв в навыках и знаниях ощущают лишь думающие люди. Учиться, идти вперед – осознанный выбор и смелое решение, и здесь сложно переоценить великую движущую силу дискомфорта, когда мы способны сделать вызов самому себе и оставить привычную зону предсказуемости, где все понятно и мы гарантировано успешны – и двигаться к новым неизведанным вершинам.

Если ранее образование основывалось на принципах стандартизации и послушания, то сейчас нужно учиться креативности и адаптивности, тому, что востребовано как в бизнесе, так и в жизни, и позволит в том числе сократить разрыв и в навыках, и в освоении необходимых для успеха новых моделей поведения.

Какие навыки будут востребованы в будущем?

Вот уже несколько лет, по мнению экспертов, Complex Problem Solving занимает лидирующую позицию.

The top 10 skills in 2020 (The World Economic Forum)

  1. Complex problem solving
  2. Critical thinking
  3. Creativity
  4. People management
  5. Coordinating with others
  6. Emotional intelligence
  7. Judgment and decision-making
  8. Service orientation
  9. Negotiation
  10. Cognitive flexibility

Что это означает для нас? Есть ли формальное образование, которое может научить этому важному в бизнесе навыку в бизнес-школе, университете и выпустить готового сертифицированного специалиста с компетенциями, которые позволят быть эффективным в мире возрастающего уровня complexity?

Так где же и чему учиться? Любопытно, что многие успешные лидеры, с которыми мне приходилось общаться, говорили о ценности неформального образования и огромных возможностях именно сейчас получать те знания, которые нужны (к примеру, знание английского открывает более широкие возможности).

«Фишка» состоит в том, что формальное образование в данном случае может отчасти оказаться подобным змее, кусающей собственный хвост, и его сильные стороны (долгосрочные ориентиры, фундаментальность, основательность) в какой-то момент могут стать его же ограничением – системные формальные программы элементарно не успевают разрабатываться, им не достает гибкости, актуальности.

Сдвиг парадигмы

Если говорить о государственных программах, которые помогут сократить Skills Gap, то, несомненно, следует отметить колоссальную значимость Дуального подхода в образовании. Сейчас этот концепт набирает обороты в Украине, и те компании, которые используют именно этот подход в сотрудничестве со студентами и учебными заведениями, вносят серьезный и важный вклад в будущее страны, сокращая упоминаемый выше разрыв, выстраивая своего рода «мосты» между учебным заведением и бизнесом, делая эту связь не только формальной (когда студенты просто проходят практику на предприятии).

Вернемся к вопросу, что такое дуальное образование.

Дуальное образование (от лат. dualis – двойной) – это вид образования, при котором объединяются обучение в учебных заведениях с обучением на рабочих местах. Основное задание дуальной формы образования – устранение основных недостатков традиционных форм обучения, преодоление разрыва между теорией и практикой, образованием и производством и повышение качества подготовки квалифицированных кадров с учетом требований работодателей в рамках новых организационных форм обучения.

Дуальный подход в образовании означает, что обязательства и отношения между студентом, бизнесом и учебным заведением являются трехсторонними – студент не просто приходит на практику и уходит по ее завершении. Следует отметить, что бизнес принимает участие в разработке учебных планов для учебных заведений, участвует в экзаменационной комиссии, при защите дипломов, предоставляя так называемую в системном менеджменте петлю обратной связи, как и в любой открытой системе – для самого студента и для учебного заведения: что именно сейчас актуально, что находится для бизнеса на пике потребностей. Равно как и молодежь, имея обязательства освоить все необходимое во время такого сотрудничества, может привнести новые, свежие идеи в бизнес, являясь субъектом, а не объектом образовательной системы. Это отображено в том числе и в договоре на прохождение практики с элементами дуального образования – подписантами являются 3 стороны: студент, бизнес, учебное заведение. Учебные планы также визируются и подписываются не только представителями управления образования, но и бизнесом. Соотношение теории и практики изменяется, и все практические активности проходят исключительно на базе предприятия, чтобы слышать и ощущать пульс бизнеса.

А все ли в бизнесе и в системе образования в XXI столетии  знают о том, что мир изменился? Возможно, именно реалии сегодняшнего дня станут той точкой старта трансформации, которая создаст «сдвиг парадигмы» как в образовании, так и в бизнесе.

Алена Рубанец, HRD Watsons