Целевой дизайн сайта, или Почему 80% работы дизайнера – это не дизайн

Основное правило дизайна  – функция диктует форму, форма определяет цвет. Это правило распространяется на дизайн всего: мобильных телефонов, автомобилей, домов, сайтов. Хорошего дизайнера определяет не красивое оформительство, а подход к решению задач бизнеса клиента. Визуальная часть сайта занимает всего 20% дизайна, остальные 80% – функция.

Хорошим дизайном является тот, который построен на цели бизнеса и решает задачи клиента. Целевой дизайн уникален, создается после анализа ниши, продукта и конкурентов. Не терпит шаблонов, стоковых фото и трендовых решений.

Из чего состоит работа web-дизайнера

Большинство клиентов думают, что дизайн сайта состоит из правильно подобранных изображений, шрифтов и цветовой палитры. Оформительство – последний шаг в разработке дизайна и занимает всего 20% работы. Остальные 80% – это формирование задач и создание прототипов. Чтобы понять, будет ли сайт выполнять бизнес-цели проекта, посмотрите, как дизайнер подходит к разработке ресурса и какие задачи перед собой ставит.

Этап №1. Формирование задач сайта

Первым делом дизайнер собирает информацию о продукте, нише, потребителе, бизнес-задачах проекта, прямых и косвенных конкурентах. Выясняет, что должен сделать пользователь на сайте и что должен получить клиент. Таких задач может быть от 5 до 50 в зависимости от масштаба проекта. Вместе с клиентом дизайнер определяет цели ресурса и под них формирует список задач для конечного потребителя.

Многие клиенты хотят разгрузить кол-центр. Оператор не всегда может качественно обработать заявку, и компания теряет покупателя. Вот варианты решений, которые может предложить дизайнер.

  • FAQ – список часто задаваемых вопросов и ответы на них.
  • Чат-бот в мессенджерах, которыми пользуется ваша целевая аудитория.
  • Онлайн-консультант.
  • Скрытый номер телефона, который открывается при нажатии на иконку телефона. Рядом – акцентная кнопка «Задать вопрос» или «Получить консультацию».

Сайт – не картинка, а решение бизнес-задач клиента. Опытный дизайнер никогда не приступит к дизайну без понимания цели и четких задач проекта.

Этап №2. Разработка прототипа сайта

Прототип должен показать клиенту, что структура сайта учитывает задачи бизнеса, все функции работают правильно, пользователю удобно ориентироваться на страницах.

Дизайнер разрабатывает черно-белый кликабельный прототип со схематичными изображениями экранов и сценариями взаимодействия элементов. Выбирает несколько ключевых сценариев, которые ведут к целевому действию, и тестирует функционал вместе с клиентом. Например, как быстро пользователь может оформить заказ или получить консультацию.

Если проект рынкообразующий, охватывает разные категории пользователей и содержит функции, которых нет у конкурентов, опытный дизайнер предложит протестировать платформу с помощью рабочей группы потенциальных клиентов. Вы увидите, как быстро люди ориентируются на странице, куда кликают, за какое время оформляют заказ. Статистика теста покажет, какие элементы нужно изменить, доработать, добавить на этапе прототипа, пока ничего не сверстано и не нарисовано.

Этап №3. Создание дизайн-макета сайта

Специалист приступает к дизайну, когда сформировал образ и характер бренда, понял индивидуальность продукта, нашел функциональное решение задач клиента и потребностей пользователя. Только теперь он выбирает цветовую палитру, шрифты, изображения и тип верстки.

Профессиональный дизайнер уже на первой встрече с клиентом может озвучить базовое видение сайта: с каким пространством его нужно реализовывать, какие функции вводить, какие акценты использовать. Это будут точечные решения на основе опыта дизайнеров и референсов, которые он исследовал ранее. Если дизайнер говорит, что нужно подумать 2 недели, чтобы сформировать видение, попробуйте найти другого специалиста.

Чек-лист: Как определить профессиональный дизайн

Люди приходят на сайт не за красивым дизайном, а за продуктом. Чтобы сайт выполнял задачи бизнеса, дизайнер должен хорошо изучить бренд и его потребителя.

  1. Организация контента и акценты

Профессиональный дизайнер создает на сайте точки фокуса, которые концентрируют внимание на самых важных элементах. Это можно сделать с помощью размера, формы, расположения, цвета объекта. В работах неопытных специалистов второстепенные блоки перетягивают на себя внимание и отвлекают от ключевого действия.

  1. Шрифты

Многие начинающие дизайнеры гонятся за декоративными необычными шрифтами, чтобы показать свою уникальность. Хороший дизайнер выбирает шрифт, опираясь на индивидуальность бренда и продукта. Профессиональный дизайнер добивается эффектной типографики контрастом заголовков с помощью 1-2 шрифтов. Неопытный – применяет 3-4 шрифта, что нарушает целостность восприятия текста.

  1. Цветовая палитра

Цвет, как и шрифт – характер бренда. Если у компании нет брендбука с продуманной колористикой, у дизайнера появляется свобода действия. Начинающий дизайнер использует трендовый цвет года ради портфолио независимо от специализации компании. Профессиональный – знает, какое сообщение вы хотите донести до потребителя, подбирает цветовую гамму под характер бренда и аргументирует свой выбор.

4. Фирменный контент

Сайт создается ради контента, поэтому текст и фотографии должны соответствовать новому дизайну. Профессиональный дизайнер подберет референсы, подгрузит их на сайт и покажет, как должен выглядеть контент. После этого пропишет техническое задание для фотографа: в каком ракурсе, на каком фоне и с какими акцентами должны быть сделаны фото. Неопытный или недобросовестный дизайнер использует контент, который дал заказчик.

Хороший дизайнер знает, что новый красивый сайт со старыми фотографиями и плохими текстами – пустая работа, но даже самый простой шаблон на Word Press с проработанным контентом работает эффективно.

5. Оформление пространства

Опытные дизайнеры умеют создать динамику сайта за счет расположения блоков и геометрии элементов. Начинающим дизайнерам кажется, что все слишком просто, и они фаршируют сайт анимациями и паттернами. Это перегружает сайт визуально и удорожает верстку. Хороший дизайн – это минимализм: простой, но не простоватый.

Мозг человека в течение 2 секунд определяет, хорошо для него это или плохо.

Продукт и сайт, которые не соответствуют друг другу, вызывают неприятие. Мозг фиксирует диссонанс и сигнализирует: продукт плохой. Убедитесь, что дизайнер понимает характер вашего бренда и потребности потребителя.

Целевей дизайн 2

Для каждого продукта – свое дизайн-решение

Когда смотрите портфолио дизайнера, обращайте внимание на тип сайтов, которые он создает. Каждый проект – решение задач бизнеса. Чем больше проектов одного типа сделал дизайнер, тем больше у него опыта в решении задач конкретного сегмента бизнеса. Если дизайнер 10 лет создает лендинги, он не разработает сложный интернет-магазин или B2B-платформу, но сделает отличный лендинг. Дизайнер, который за 1 год сделал 3 e-commerce магазина или 3 B2B-платформы, сможет реализовать сложный проект. Оценивайте эффективность дизайнера индивидуально по портфолио проектов, которые решают задачи вашего бизнеса.

Александр Ким, креативный директор Digital Agency 404