Аренда персонала: аутстаффингу в Украине быть!

Что нужно знать об украинском законодательстве, чтобы иметь возможность на законных основаниях пользоваться услугами частных агентств занятости, которые передают персонал в аренду бизнесу? Рассказывает адвокат юридической компании «Доверитель», преподаватель Бизнес-школы КРОК Виктория Полищук.

Каждый собственник бизнеса рано или поздно задумывается над оптимизацией всех расходов в своей предпринимательской практике. Ведь основными целями его деятельности являются достижение экономических и социальных результатов, а также получение прибыли. Аутстаффинг как один из вариантов кадрового администрирования помогает бизнесу освободиться от юридических и социальных обязательств по отношению
к работникам. Эту функцию выполняет частное агентство, которое передает персонал в аренду для бизнеса. Кроме того, преимущество аутстаффинга — минимизация возможных рисков при трудовых проверках. Давайте разберемся
в юридической подоплеке аутстаффинга в Украине.

Для международных компаний понятие «аутстаффинг» не является новым. 19 июня 1997 г. Международной организацией труда было принято Конвенцию о частных агентствах занятости No 181. Фактически, с момента ее принятия
и было узаконено кадровое администрирование. В сфере частных агентств занятости работает Международная конфедерация частных агентств занятости. Согласно ее экономическому исследованию, в 2018 г. услугами аутстаффинга активно пользовались предприниматели из США, Японии, Китая, Германии, Франции, Австралии, Италии, Канады, Бельгии, Испании, Индии.

Услуги, которые могут предоставлять частные агентства занятости, закреплены в статье 1 Конвенции о частных агентствах занятости No 181:

  1. Услуги в сфере подбора предложений и заявлений занятости без частного агентства занятости, становятся самостоятельной стороной трудовых отношений, возникающих при этом.
  2. Услуги предполагают наем работников с намерением предоставления их в распоряжение третьей стороне, которая может быть как физическим, так и юридическим лицом («Предприятие-пользователь»), а также определяет им рабочие задания и контролирует их выполнение.
  3. Другие услуги, связанные
с поиском работы, которые определяются компетентным органом власти после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, такие как предоставление информации, но не имеющие своей целью подбор конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что частное агентство занятости предоставляет необходимый персонал для предприятия-пользователя. При этом
в его распоряжение переходит определенное количество работников, которые не вступают с ним в какие-либо правовые отношения напрямую. Эти услуги предоставляются от имени исполнителя, но по месту нахождения предприятия-пользователя. Частное агентство выступает не посредником,
а работодателем для сотрудников. Для того чтобы схема аутстаффинга стала рабочей, частное агентство занятости и предприятиепользователь заключают между собой договор, в котором указываются:

  • условия труда работников, которые передаются в аренду;
  • сроки выполнения работы;
  • пределы ответственности сторон;
  • условия и порядок работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;
  • заработная плата работников;
  • компенсации работникам.

Договор фиксирует факт оплаты частным агентством занятости всех налогов и обязательств по социальному обеспечению.

Параллельно частное агентство занятости заключает трудовой договор с работником, в котором определяются:

  • основные трудовые обязанности такого работника;
  • место работы;
  • время работы;
  • финансовые вопросы;
  • даты начала/окончания работы;
  • условия и порядок работы с кон
фиденциальной информацией и коммерческой тайной;
  • перечень мероприятий по технике безопасности, необходимые для выполнения той или иной работы, а также другие возможные условия.

В украинском законодательстве с услугами аутстаффинга не все так просто. Конвенцию о частных агентствах занятости от 19.06.1997 No 181 Украина не ратифицировала. В подпункте 14.1.183 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины предусмотрено определение Услуги по предоставлению персонала. Под такой услугой необходимо понимать хозяйственную или гражданско-правовую сделку, согласно которой лицо, предоставляющее услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одно или несколько физических лиц для выполнения определенных этим соглашением функций. Соглашение о предоставлении персонала может предусматривать заключение указанными физическими лицами трудового соглашения или трудового контракта с лицом, в распоряжение которого они направлены. Другие условия предоставления персонала (в том числе вознаграждение лица, предоставляющего услугу), определяются соглашением сторон.

Статья 39 Закона Украины
«О занятости населения» указывает на вид деятельности субъектов хозяйствования, которые нанимают работников для последующего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя. Деятельность субъектов хозяйствования — работодателей, нанимающих работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на условиях трудовых договоров, осуществляется на основании разрешения, выданного центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. Порядок выдачи разрешения на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 05.06.2013 No 400.

Абзацем 3 части первой статьи 39 Закона Украины «О занятости населения» определено,
что субъекты хозяйствования — работодатели, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя при условии, что это предусмотрено коллективным договором такого работодателя и при наличии согласия первичной профсоюзной организации, обязаны:

  1. Заключить договор с работодателем о применении труда работника.
  2. Выплачивать работнику заработную плату в размере, не ниже размера минимальной заработной платы, установленной законом, и заработной платы, которую получает работник у работодателя за выполнение такой же работы.
  3. Обеспечивать работнику время работы и отдыха на условиях, определенных для работников работодателя, что предусмотрено условиями коллективного договора и правилами внутреннего трудового распорядка.
  4. Начислять и уплачивать единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в пользу работника.
  5. Не препятствовать заключению трудового договора между работником и работодателем,
у которого он выполнял работы.

Согласно части второй статьи 39 Закона Украины «О занятости населения», деятельность субъектов хозяйствования — работодателей, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без разрешения, запрещается.

Данная статья Закона требует от так званых частных агентств разрешения и/или лицензии, которая позволяет предоставлять услуги по посредничеству в трудоустройстве. Таким образом, хоть и без прямого указания на частные агентства занятости, но в украинском законодательстве закреплена возможность реализовывать услуги аутстаффинга. При этом сотрудник должен быть оформлен в частном кадровом агентстве, которое оплачивает за него ЕСВ. Частное агентство и предприятие-пользователь должны иметь все первичные документы, подтверждающие выполнение договора аутстаффинга.

Виктория Полищук, адвокат юридической компании «Доверитель», преподаватель Бизнес-школы КРОК