slushaite

Слышим ли мы друг друга?

Умения слушать не хватает сейчас везде — в бизнесе, политике, семье. А ведь, если не услышишь собеседника, значит, скажешь не то, не там, и не вовремя. Вы скажете: нет времени на то, чтобы слушать? Дело не в том, сколько времени мы уделяем собеседнику, а в том, как слушаем.

Вспомните, когда вас слушали по-настоящему, с неподдельным интересом? Когда вы чувствовали, что вас слушают с глубоким вниманием? Какие у вас были ощущения от такого состояния? Почувствовали ли вы принятие, поддержку, появились ли у вас новые силы? Представляете, сколько всего можно дать другому человеку, просто внимательно его слушая?

И все же большинство из нас слушают как бы на автомате. Ведь мы очень заняты своими делами. Мы фильтруем все, что слышим, в соответствии с тем, какой смысл находим для себя в услышанном.У слушания есть три уровня: поверхностное, сфокусированное и глобальное. Понимание того, как мы слушаем, поможет нам:

(1) более эффективно общаться и в семье, и на работе;

(2) задавать сильные вопросы;

(3) лучше понимать ценности и цели собеседника;

(4) вовремя откликаться на то, что нужно нашему собеседнику именно сейчас. Все это, безусловно, важно для личностного развития и достижения профессиональных задач.

Поверхностное слушание ― это автоматическое слушание на уровне содержания. Сказанные другим человеком слова запускают нашу собственную внутреннюю обработку смысла. Мы фокусируемся на себе и своем опыте ― на том, что мы думаем о сказанном другим человеком. При этом возможны и хорошее взаимопонимание, и глубокий разговор, но для собеседника мы существуем как отражение нашего внутреннего мира. Мы реагируем автоматически в соответствии со своими мыслями. Именно поэтому на этом уровне мы часто воспринимаем не человека, а наше мнение о нем (особенно, если мы знакомы не один день). По этой причине возникает большая часть недопонимания в разговорах, ведь поверхностное слушание больше характеризует слушающего, чем говорящего.

Пример. Вы слушаете коллегу, который рассказывает вам, как он несчастен на своей работе. Вы начинаете думать о том, что произойдет, если он бросит работу. Мысленно вы уже видите образ собеседника в очереди безработных и, возможно, вспоминаете свой негативный опыт. Вы погружаетесь в размышления на эту тему и… в общем-то, перестаете слышать, что еще он вам рассказывает. И вдруг говорите: «Ты об этом пожалеешь. Ты должен радоваться, что у тебя есть эта работа».

Если сравнить такое общение со светом прожектора, то во время такого разговора прожектор светит то на вас, то на собеседника. Большинство людей именно так,  в основном, и слушают.

Сфокусированное слушание совсем иное. Здесь мы внимательно слушаем другого человека в соответствии с тем, что важно для него, обращаем внимание на детали, на то, что стоит за словами. Если вернуться к аналогии с прожектором, то его свет все время нацелен на говорящего. Мы не позволяем своему мозгу автоматически выносить хорошие или плохие суждения или личностно реагировать на сказанное. Слушание на этом уровне происходит из состояния глубокого уважения и заботы. Это, в свою очередь, приводит к глубокому взаимопониманию Ведь человек чувствует, что его действительно слышат. Цель ― слушать человека, чтобы понять, что сейчас нужно ему для развития. Самая большая ценность здесь ― слушать так, чтобы он смог достичь желаемой цели в разговоре с вами. Как это сделать? Прежде всего, слушать с позиции полной компетентности собеседника: у каждого человека уже есть все неободимые ему ресурсы, чтобы достичь желаемого. Вы слушаете, выключив свой внутренний диалог (суждения, мнения, предположения). Вы слушаете других людей как хозяев и строителей собственной жизни. И … появляется энергия, мудрость, юмор! Собеседник начинает лучше слышать самого себя, задает себе глубокие вопросы и находит на них ответы. Именно после такого разговора  человек осознает, что его по-настоящему услышали.

Пример. Вы слушаете коллегу, который рассказывает вам, как он несчастен на своей работе. Он продолжает говорить о том, что именно ему не нравится, и на этот раз вы фокусируете внимание на том, что он говорит. В результате, вы слышите беспокойство вашего собеседника по поводу того, оставаться ли ему на этой работе или уйти. Вы повторяете ему то, что он только что сказал. Благодаря этому ваш собеседник проясняет сам для себя, что было им сказано, а, кроме того, чувствует себя услышанным. Чувствует, что его потребности, чувства и желания для вас важны.

Глобальное слушание помогает построить осмысленную, гармоничную и целостную картину жизни. Мы слушаем окружающий мир, наблюдаем, обращаем внимание на то, что читается между строк ― нюансы интонации, настроения, ритма и энергии собеседника. Мы задаем себе вопрос, как сказанное человеком укладывается в более глобальную картину его жизни? Это слушание еще называют контекстуальным, так как события этого момента ― всего лишь контекст для развития жизни человека.

Пример. Когда вы слушаете своего коллегу, которому не нравится его работа, вы фиксируете внимание на том, что и как он говорит. Слышите, как интонация идет вниз, когда он говорит о том, что именно ему не нравится, как становится меньше энергии в голосе. Замечаете, как его слова замедляются, когда он выражет беспокойство ― оставаться или уходить. Слышите, как интонация идет вверх, когда речь заходит о новой работе, и как снова становится меньше энергии в голосе, когда коллега затрагивает вопрос о предстоящей переквалификации.

В этом случае будет эффективно уточнять, что именно хотел сказать ваш собеседник той или иной фразой, отражать его интонацию и энергию в голосе, использовать повторы, чтобы прояснить сказанное и показать, что вы его услышали. Еще более эффективны здесь открытые вопросы. Например: «Чего ты, на самом деле, хочешь?», «Мне интересно, что еще важно для тебя?»

Подумайте, на каком уровне обычно слушаете вы? Что нового вы привнесете в свое общение на работе и в семье в ближайшие несколько дней?

Упражнение, развивающее умение внимательно слушать

Потренироваться в глобальном и сфокусированном слушании вам поможет упражнение «Большие уши»*. В течение дня проведите три разные беседы. Представьте, что у вас есть три пары наушников разных размеров, и вы можете легко их менять. Первая пара ― это маленькие наушники, размером с ваши обычные уши. Вторая ― чуть больше, а третья пара ― огромные наушники с большими антеннами. Каждая пара наушников легко соединяет вас с разными уровнями слушания: поверхностным (содержание), сфокусированным (структура и процесс) и глобальным.

Выберите сначала маленькие наушники и наденьте их. Это слушание первого уровня. Позвоните кому-нибудь, поинтересуйтесь новостями и ответьте в своей привычной автоматической манере. После звонка зафиксируйте на бумаге, что вы узнали о качестве этих ушей.

Затем позвоните другим людям, надев наушники второго и третьего уровней. Заранее настройтесь на характеристики каждого из уровней. Запишите, какие отличия вы заметили в разговорах, когда слушали сфокусированно и глобально.

Это упражнение ― инструмент, с помощью которого вы сможете осознанно выбирать уровни слушания. Определяйте глубину слушания перед каждым важным разговором, выбирайте подходящие уши и принимайтесь за работу!

И еще одна идея. Если в цейтноте дел вы не успеваете слушать не только других, но и себя, подарите себе 1 час… молчания. В йоге эта практика называется янтар мауна. Без музыки, компьютера и разговоров. Один час тишины и наблюдения за собой и миром. На 40-й, 50-й минуте обычно приходят самые ценные идеи и осознания, ответы на волнующие вас вопросы.

Успехов вам!

*Упражнение «Большие уши», а также примеры бесед на разные типы слушания взяты из книги Мэрилин Аткинсон «Внутренняя динамика коучинга».

Ольга Максименко, лайф-коуч и коуч по карьере, автор проекта LIFE STYLIST