Локомотив изменений в индустрии Wealth Management

Wealth Management, или управление крупным частным капиталом – это совокупность консультационных услуг, которые включают в себя все аспекты жизни состоятельного частного лица, а именно – управление активами, юридические и налоговые консультации, финансовое и налоговое планирование, вопросы наследования и передачи бизнеса преемникам и др.

Основные тренды индустрии

В данной статье раскрыты мировые тренды развития этой индустрии, представленные в отчете «EY wealth management outlook – 2018». В исследовании рассмотрены глобальные возможности и вызовы, проанализированы драйверы структурных изменений и основные бизнес-модели – как уже существующие, так и только появляющиеся в практике wealth management. 

Фундаментальные мировые изменения в связи с диджитализацией всех процессов в жизни человека существенно повлияли и на индустрию управления крупным частным капиталом. Происходит плавный переход к модели сотрудничества, для которой клиент и его потребности стоят в центре любой области исследования.

Компания EY систематически анализирует данную отрасль с помощью специально разработанной аналитической модели, которая охватывает 149 стран и основана на оценке 97% глобального богатства. Глобальный объем рынка частного капитала и его объемы в разных странах рассчитаны на базе номинального ВВП в долларах с учетом его капитализации и сегментных особенностей каждой из представленных в отчете стран. Цифры Net invest ableassets (NIA – финансовые активы, предметы искусства и драгоценные металлы, принадлежащие High-net-worth individuals (HNWI) – физическому лицу, обладающему значительным чистым собственным капиталом), приведенные в отчете, релевантны исключительно для сегмента HNWI.

Очередной этап исследования подошел к концу в январе 2018 г. и прогнозирует ряд тенденций до 2021 г.

  • Рост глобального объема NIA, принадлежащих HNWI, на 25%, с $55.4 трлн в 2016 г. до $70 трлн в 2021-м. Увеличение стоимости активов, операционная эффективность всех процессов за счет внедрения новых технологий и законодательные изменения будут главными источниками роста.
  • Ожидается, что Holistic wealth management станет новым видом цифровой бизнес-модели управления крупным частным капиталом. К 2025 г. ее доля может достичь 30% за счет перераспределения между существующими традиционными бизнес-моделями глобального управления капиталом. 
  • Возможно, такое перераспределение в этой сфере воздействует на существование классических управляющих крупным частным капиталом и управляющих активами в целом.

Лидеры роста NIA

По оценке экспертов EY, пятерка лидеров по абсолютному приросту NIA выглядит так, как представлено на рис. 1.

lucenko1

 

В относительных величинах на Китай и США может приходиться более 45% прогнозируемого роста. 

С точки зрения регионального развития ежегодный прогноз прироста до 2021 г. представляется несколько иным. Лидером роста остается Средний Восток с ежегодным приростом 7,2%. Далее следуют Восточная Европа – 6,3%, Азиатско-Тихоокеанский регион – 5,9%, Африка – 4,8%, Латинская Америка – 4,5%, Западная Европа – 4,5% и Северная Америка – 4,4%. В глобальном масштабе ежегодный прирост NIA ожидается на уровне 4,7%. (см. рис. 2).

lucenko2

 

Хотелось бы отдельно остановиться на основных странах-драйверах прироста в регионах. 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе лидером остается Сингапур. Благодаря особенно эффективной структуре управления бизнесом и благоприятной государственной политике эта инновационная страна привлекает компании и бенефициаров.

Кроме доходов от продажи нефти и газа в Африке и на Среднем Востоке, основным источником роста является также торговля драгоценными металлами и бриллиантами. Например, только в 2014 и 2015 гг. иностранные частные инвесторы направили более $200 млрд капитальных инвестиций в крупные системные проекты, разрабатываемые на Африканском континенте. На Среднем Востоке катализатором прироста частного капитала остается Саудовская Аравия как самая крупная экономика региона. Однако важно подчеркнуть, что прогнозы в этом регионе могут быть не такими точными в силу того, что во многих странах региона наблюдается нестабильная политическая ситуация, которая может повлиять на дальнейшие события.

В Латинской Америке основными лидерами роста NIA станут Бразилия и Мексика. Бразилии сегодня необходимо искать новые источники увеличения NIA, в частности, увеличивать приток инвестиций в страну и способствовать росту эффективности бизнеса. Мексику ожидает рост за счет проведения политических реформ и дерегуляции в энергетической и телекоммуникационной сферах. 

Что касается Европы, то в западной ее части основными двигателями прироста NIA будут Германия и Великобритания. Однако стоит обратить внимание на потенциальные последствия Brexit. Россия хотя и столкнулась с серьезным экономическим давлением и находится в сложной геополитической обстановке, остается привлекательным рынком и основным драйвером увеличения NIA в Восточной Европе. В мире среди ТОП-20 стран-лидеров по абсолютному приросту NIA 8 находятся в Европе, и их совокупный удельный вес составляет более 20% общего прироста глобального NIA.

Классические бизнес-модели

На сегодня эксперты ЕY выделяют пять основных классических бизнес-моделей в глобальном wealth management, в частности: 

1. Diversified product specialist – данная модель представлена в основном банковскими специалистами, которые предлагают клиентам широкий спектр финансовых продуктов и услуг.

2. Independent wealth advisors – эта модель представлена независимыми консультантами с фокусом на управление состоянием. 

3. Traditional wealth managers – модель представлена финансовыми консультантами, которые предлагают широкий спектр продуктов с ориентацией на управление финансовыми активами.

4. Family offices – модель предусматривает обслуживание специализированными компаниями небольшого количества состоятельных семей. Средний размер суммы под управлением (AUM) до $1 млрд, по данным EY FO Guide, EY 2016.

5. Boutique finance houses – модель основана на предложении нишевыми компаниями консультационного обслуживания в сфере инвестиционного банкинга, управления активами и состоянием.

Их размер и доминирование во многом зависят от региона и развитости рынка wealth management. Существующие модели отличаются сегментным подходом и сервисной ориентацией. NIA к 2021 г. может достичь $70 трлн, поэтому многим игрокам следует поторопиться и подумать над модернизацией своих бизнес-моделей, чтобы быть в тренде.

Грядущие изменения

На фоне роста рынка wealth management и серьезных трансформационных процессов, наблюдающихся в отрасли, появляется новая, шестая бизнес-модель – holistic wealth managers, которая в ближайшие 10 лет может повлиять на всю индустрию и занять в ней главенствующую роль. Эксперты EY оценивают, что к 2021 г. ее доля может достичь приблизительно 30% рынка за счет глобального перераспределения между существующими бизнес-моделями (см. рис. 3). 

lucenko3

 

Под большим давлением и угрозой исчезновения в долгосрочной перспективе окажется бизнес-модель traditional wealth managers. Переход к реальной клиентоориентированной консультационной модели, в центре которой – интересы и потребности клиента, более очевиден, нежели стратегия, основанная на классическом управлении активами.

Модель independent wealth advisors, которая занимает существенную долю рынка, уже постепенно переходит к клиентоориентированности. Однако высокий уровень расходов, связанных с новыми регуляторными требованиями, и потребность технического переоснащения приведут к необходимости объединения независимых wealth advisors в целях выживания.  

Лишь немногие банки, в основном глобальные и универсальные, с дешевым фондированием, низкими капитальными расходами и высокой операционной эффективностью смогут масштабироваться и превалировать на рынке с моделью diversified product specialist. Остальные универсальные финучреждения столкнутся с необходимостью выбирать собственный путь дальнейшего развития, чтобы сохранить позиции среди лидеров. Они будут вынуждены попрощаться с традиционными подходами, которые базируются на предложении широкого спектра финансовых продуктов в целях диверсификации, и двигаться в направлении модели holistic wealth manager.

Нишевые игроки, такие как boutique finance houses, специализирующиеся на клиентоориентированном сегментном консультационном обслуживании в сфере инвестиционного банкинга, управлении активами и состоянием, могут также выжить в долгосрочной перспективе. Однако им придется соответствовать новым технологическим требованиям в сервисном обслуживании клиентов.

Малые family offices, которые в основном ориентированы на обслуживание состоятельных семей, похоже, уже сталкиваются с проблемой прибыльности и вынуждены преобразоваться в multi-family offices.

По мнению экспертов EY, такой тренд, как смена фокуса индустрии wealth management на консультационную модель, в центре которой – потребности и интересы клиента, приобретает популярность. Holistic wealth managers, используя диджитал-возможности и знание жизненных циклов своих состоятельных клиентов, смогут дать им важный опыт и добавочную стоимость. А новые технологии и подходы, которые уже успешно используют FinTech-компании в данной сфере, будут способствовать этому. 

Марина Луценко, менеджер по развитию бизнеса Private Clients Services, практика People Advisory Services, EY в Украине