chess2

Как избежать сопротивления персонала

Между заказчиками и руководителями проекта часто возникает ситуация, когда первые говорят, что проект сдан не в срок, превысил бюджет, к тому же сотрудники компании не пользуются функционалом системы. При этом вторые отвечают, что ТЗ согласовано, акты подписаны, а сроки сместились, поскольку сотрудники со стороны заказчика вовремя не предоставили информацию, не вовлекались и не интересовались проектом. Хорошо, если по итогам сделают lessons learned и попытаются выяснить причины провального проекта, но бывает и так: виновного нашли, как правило, руководителя проекта – вот и все выводы.

Управляющий изменениями

Не будем фокусироваться на технологиях в digital-проектах, а разберемся, почему сотрудники не пользуются функциональностью системы, а также, чья задача сделать так, чтобы исключить подобные ситуации и обеспечить не менее 95% персонала, продуктивно работающего в новой системе. «Руководителя проекта», – не задумываясь, скажете вы, и отчасти будете правы. По крайней мере это тот руководитель, который должен решить, будут эти задачи в рамках его зоны ответственности или change-менеджера проекта.

Профессия change-менеджер, призванная управлять изменениями в компаниях, становится все более востребованной. Это относительно новый вид занятий, связанный с человеческой стороной изменений. В компетенциях такого специалиста важно понимать взаимосвязь между различными составляющими проекта: людьми, бизнес-процессами, системой и внешним его окружением. Именно этих специалистов сейчас привлекают на работу успешные компании. Как отметил американский эксперт в области управления человеческими ресурсами Майкл Армстронг, «успешно работающая компания отличается от остальных тем, что специально принимает меры, чтобы пережить изменения спокойно. Минимальная цель управления изменениями – смягчить их воздействие на организацию и ее персонал».

Выявляем тип сопротивления

Чем же сможет помочь change-менеджер компании в работе с сопротивлением? Например, выявит, какой из видов сопротивлений присутствует в проекте: рациональный, личный или эмоциональный, а также предоставит рекомендации для снижения уровня сопротивления. Данная классификация на три типа сопротивления предложена профессором Стюартом Хеллером и объясняется следующими тремя причинами.

  • Рациональный тип заключается в непонимании плана и неверии в то, что перемены необходимы и принесут компании эффективность.
  • Личный тип связан со страхом потери работы и беспокойства за свое будущее.
  • Эмоциональный тип проявляется в принципиальном сопротивлении любым переменам и недостатке вовлеченности.

Сколько проектов вам известны, где прорабатываются такие аспекты изменений, более того, прорабатываются все влияющие на них факторы, чтобы избежать сопротивления, сделать их комфортными для персонала и без падения производительности труда?

Объясняем пользу от нововведений

Если же ваша компания является успешной или стремится быть таковой, тогда необходимо учитывать влияние изменений на ваших сотрудников. Соответственно нужно сделать все, чтобы удостовериться в том, что им понятны:

  • цели и визия проекта;
  • что произойдет, если не внедрить изменения;
  • вовлеченность и заинтересованность спонсора изменений;
  • как изменится их стиль работы и какие выгоды принесут им эти изменения;
  • пошаговый план изменений;
  • каналы коммуникаций обратной связи о промежуточных результатах проекта и т. д.

Этот список действий и процессов для change-менеджера в проекте изменений далеко не полный. Однако даже их исполнение в комплексе с методологией проектного управления поможет получить ожидаемые результаты от проекта.

Оксана Савицкая, CEO, Co-founder ACMP UKRAINE