Проверяем эмоциональную компетентность

Трудно найти другую способность, которая так же влияет на преуспевание в жизни, как эмоциональная компетентность (ЭК). И, наоборот, если не развивать ЭК, можно испортить собственную жизнь и жизнь окружающих. Без ЭК – век счастья не видать.

Новый взгляд на интеллект 

Многое из того, что мы сейчас знаем о мозге, исследовали всего лишь несколько десятков лет назад. В 1980-х впервые в истории человечества нейробиологам удалось «заглянуть в мозг человека» и увидеть то, что веками оставалось тайной. Какие центры отвечают за эмоции? Где по отношению к ним находятся мыслительные центры? Какая из функций отвечает за наше поведение – эмоции или мысли?

В ходе эволюции эмоции и мыслительные способности оказались в разных зонах. Кроме того, эмоциональные центры получают информацию раньше, чем мыслительные, и способны «захватывать мозг» и провоцировать быструю и сильную (правильную или ошибочную) реакцию. Так происходит, например, когда человек сталкивается с раздражителями, вызывающими страх, гнев или отчаяние. Пока не подключился интеллект, мозг переходит в режим выживания, стимулируя инстинктивные реакции «сражайся или спасайся».

Благодаря этим исследованиям, появляются новые вопросы.

Возможно ли привнести ум в эмоции, сделать их более разумными? Что мы можем сделать, чтобы сдерживать разрушительные эмоциональные порывы, приносящие нам вред? Можем ли мы использовать «мудрость» эмоций (это касается интуиции)? Как формируются наши эмоциональные привычки? Можем ли мы развивать новые эмоциональные привычки, развить оптимизм, мотивировать себя?

Понятие эмоциональный интеллект появилось благодаря Дэниелу Гоулману. Он обобщил исследования о работе мозга и использовал их для популяризации нового понятия. В книге «Эмоциональный интеллект на работе» (1998) он определил ЭК следующим образом: эмоциональная компетентностьэто способность распознавать как наши собственные чувства, так и чувства других для самомотивации, а также для правильного управления своими эмоциями и взаимоотношениями.

На данный момент эмоциональный интеллект – один из специальных навыков, позволяющих выжить в Четвертой индустриальной революции.

Так считают участники Всемирного экономического форума в Давосе (2016). По их мнению, в числе первых мест инструментов выживания в бизнесе в эру кибернетики поставлен даже не фактор новых профессий, а именно фактор специальных навыков. Это объясняется тем, что именно навыки, а не просто ключевые профессиональные компетенции (шаблоны), будут играть главную роль в вопросе влияния на все сферы экономики. Среди специальных навыков, требуемых как в новых, так и старых профессиях, появляется эмоциональный интеллект.

ТОП-10 навыков в 2020 г.

  1. Комплексное решение проблем.
  2. Критическое мышление.
  3. Креативность.
  4. Управление людьми.
  5. Координация с другими.
  6. Эмоциональный интеллект.
  7. Формирование собственных суждений и принятие решений.
  8. Сервис-ориентация.
  9. Переговоры.
  10. Когнитивная гибкость.

Источник: www.weforum.org

Хорошие новости

ЭК – это совокупность некогнитивных способностей, которые влияют на нашу общую способность преуспевать в жизни.

ЭК можно развить.

ЭК можно измерить.

ЭК – это то, что отличает исключительные результаты от средних.

2 уровня = 5 областей = 15 компонентов

Хотите узнать больше? Перейдем к практической части. В ЭК выделяют 2 уровня (внутриличностный и межличностный), состоящих из пяти областей. Области распадаются на 15 компонентов. В таблице 1 вы найдете описание областей и компонентов. А также как они проявляются в лидерстве.

Табл. 1. Внутриличностный и межличностный уровни ЭК

  1.     Самосознание

 

Лидеры с высоким уровнем самосознания:       
1 Самооценка – способность осознавать, понимать, принимать и уважать себя. Знают свои цели, ценности и мотивы. Честны и реалистичны по отношению к себе. Приветствуют конструктивную критику.
2 Понимание своих эмоций – способность людей знать, что чувствуют и что стало причиной этих чувств. Понимают, каким образом их чувства и настроение влияют на их самих и других. Могут открыто говорить о своих чувствах.
3 Объективность – способность оценивать соответствие между субъективным опытом и объективной реальностью. Избегают преувеличений и не искажают ситуацию. Остаются сконцентрированными, даже когда расстроены.
4 Самовыражение – способность выражать свои эмоции, точку зрения и мысли.

 

Руководствуются своими принципами и отстаивают свои права в недеструктивной манере. Решительны, не играют ролей.
  2.     Управление собой

 

 Лидеры, умеющие управлять собой:
5 Стресс-менеджмент – способность устоять перед лицом сложностей, выдерживать стрессовые или провокационные ситуации. Сохраняют спокойствие и контроль над ситуацией, даже будучи под давлением.

Мобилизуют свои силы после поражений и неудач.

6 Контроль импульсивных состояний – способность контролировать эмоции.

 

Могут удержаться от соблазна сделать что-то раньше времени.

Не теряют самообладания.

Избегают агрессивного поведения.

7 Уверенность в своих силах – способность быть независимым в своих мыслях и действиях и быть эмоционально независимым. Им не нужно одобрение других.

Имеют силу воли делать то, что считают нужным.

8 Адаптируемость – способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение в зависимости от изменяющейся ситуации и условий. Гибки и могут адаптироваться к изменяющимся ситуациям и условиям. Открыты новым идеям и подходам.

 

9 Решение проблем – способность выявлять проблемы. Генерировать и реализовывать эффективные решения. Предвидят возможные результаты различных решений.

Умеют принимать решения.

  3.     Самомотивация.

 

 Лидеры с высоким уровнем самомотивации:
10 Оптимизм — способность видеть более светлую сторону жизни, даже в случае возникновения неприятностей. Уверены в себе и верят, что могут выйти победителями из сложных ситуаций.
11 Стремление к достижениям – способность устанавливать цели и достигать их. Иметь чувство направления в жизни.

 

Устанавливают стимулирующие цели и идут на обоснованный риск.

Проявляют инициативу и не упускают возможности.

 

12 Удовлетворенность – способность быть довольным жизнью. Получать удовольствие. Стараются быть в хорошем расположении духа, с ними приятно общаться. Могут вдохновлять других и мобилизовать энергию.

 

  4.     Понимание социальной среды, чувств и потребностей других людей  Лидеры, понимающие социальную среду:
13 Эмпатия – способность распознавать, понимать и уважать чувства других. Быть чувствительным к тому, что, как и почему люди чувствуют, и как они поступают. Принимают во внимание эмоции, потребности и приоритетные вопросы группы и ее основных игроков.  Распознают «эмоциональные течения», доминирующие в команде или организации.
  5.     Социальные навыки.

 

Лидеры с развитыми социальными навыками:
14 Построение межличностных отношений – способность устанавливать и сохранять взаимно удовлетворяющие отношения. Вдохновляют и мотивируют других своим видением.

Эффективно ведут переговоры и решают проблемы.

15 Ориентация на группу – способность быть конструктивным членом социальной группы, который вносит вклад в команде. Относятся к компании как к «команде команд».

Выполняют обязательства перед своей командой и компанией.

Источник: компания TMI.

 Управление эмоциями

Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Для этого необходимо знать природу того, как возникают эмоции, и научиться их контролировать. Чарльз Дарвин выделял 6 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение.

Мысли вызывают эмоции. Происходит какое-то событие, мы даем ему мысленную интерпретацию, в результате возникает эмоция.

А. Событие В. Мысль С. Эмоция

А: Попал в пробку. В: Поздно. Опоздаю. Не успею сделать запланированное. С: Тревога.

А: Потек кран горячей воды. В: Надо вызывать сантехника. Потом ждать его, а надо на работу. С: Гнев.

Эти три элемента – основа эмоциональной жизни. Но эти элементы могут переставляться местами и путаться. Достаточно часто эта цепочка превращается в некоторый цикл. Сами по себе события не окрашены эмоционально. То, как мы их интерпретируем, заставляет нас переживать те или иные эмоции. Измените мысль – изменится и чувство.

Люди постоянно анализируют мир, прикрепляя к каждому событию некий ярлык. Мы автоматически интерпретируем все, что видим, слышим, осязаем, чувствуем. Мы ведем сами с собой бесконечный внутренний диалог. Эти мысли называют автоматическими, потому что человек воспринимает их как машинальные, возникшие без предварительного размышления. Они проносятся насколько быстро, что мы не успеваем их уловить. Эти мысли – простые жизненные правила, которые помогали нам выжить и срабатывали в прошлом. Это – образцы выживания, к которым мы быстро можем обратиться в условиях стресса. (90% автоматических мыслей – повторяющиеся; 80% – негативные). Они устойчивы и самопроизвольны. За годы жизни они «наездили» в нашем мозге целые магистрали, с которых очень тяжело свернуть на непроторенные пути. Именно по этой причине чтобы думать по-другому, необходимо приложить усилия.

Автоматические мысли носят характер долженствования: я должна/должен быть счастливой, энергичной, ответственной, любящей, понимающей и т.д. Первый шаг к управлению эмоциями – слышать автоматические мысли. Чтобы понять силу автоматических мыслей и их роль в вашей эмоциональной жизни, можно вести «Журнал мыслей». Такая практика поможет вам осознать, какие мысли порождают и поддерживают эмоции.

Рис. Журнал мыслей

Ситуация

Где? Когда? Что произошло?

Эмоция

Выразите одним словом. Оцените силу по шкале от 0 до 10

Автоматические мысли

О чем вы думали непосредственно перед тем, как возникло неприятное переживание, и во время переживания

 

Наблюдение за автоматическими мыслями позволит вам дистанцироваться от них и даст ощущение контроля. Вместо того чтобы принимать их за догму, вы научитесь их отпускать, а не прокручивать снова и снова в голове. Уже через неделю такой практики вы почувствуете изменения. Через 4 недели – вы сформируете привычку наблюдать за своими мыслями и без записи в журнал.

Людмила Лисюченко, бизнес-тренер, художница, писательница

Добавить комментарий