Визитка VS Facebook: что эффективнее для нетворкинга

Рабочий день делового человека не проходит без обмена контактами. Классика жанра – это визитки, но все более популярными становятся варианты «дружбы через соцсети». У каждого из них есть свои недостатки и преимущества. В этой статье будет затронута вечная тема выбора: классика или современность.

 Эпоха соцсетей

С появлением Facebook и других социальных сетей стала доступна информация практически о каждом человеке. Нельзя сказать, что люди противятся этому: они сами выкладывают свои фото, комментируют, подписываются на интересные для них странички, делают репосты. Соцсеть – теперь современная визитка не только личности, но и работы, продукта, услуги, которую человек может предоставить. Не зря же говорят, что сначала покупают продавца, а потом товар. И новостная лента часто говорит громче самого «продавца».

Соцсети выполняют такие функции.

  1. Массовая коммуникация. Можно общаться с большим количеством людей одновременно. Использовать соцсеть как площадку для обсуждения, продвижения, продаж, рекламы. Удобно и выгодно.
  2. Экономия времени. Если надо что-то узнать, нашел нужного человека, написал, получил ответ. Другая ситуация: можно лайкнуть, оставить комментарий, и человек поймет, что вы им интересуетесь. А значит, можно уже не писать письма и не совершать визиты вежливости (раньше это было обязательно).
  3. Помощь в общении. Перед важной встречей и для эффективности общения удобно изучить страничку в соцсетях человека.
  4. Личный пиар. С кем дружите, где и как отдыхаете, что делаете, как часто в вашей жизни происходят события, что постите – это картинка вашего имиджа. И от нее зависит восприятие вас как личности. А от того, как вас оценили на «рынке личностей», зависит и восприятие вашего продукта и компании в целом. Как вы себя продали, так у вас и купили.

Чем грешат в соцсетях? Человек может оставить приятное впечатление о себе при личной встрече, но стоит зайти на его страничку в соцсети, а там… размытые странные фото, вульгарные посты. Вся деловитость исчезает. Для имиджа успешного человека (а значит, и его бизнеса), необходимо соблюдать в соцсетях те же правила, что и в одежде: дорого, но скромно. Лучше скучное фото с конференции, чем веселое из клуба. Также важны на фото и окружающие люди, поверьте, что «красивый Я на фоне людей с открытыми ртами и закрытыми глазами» выглядит несолидно.

Кроме того, не стоит забывать о негласных правилах соцсетей: в день – до трех постов, в каждом из которых использовать не более двух фото.

Классика жанра

Но неужели классические деловые визитки больше не нужны, и печатная промышленность отойдет в прошлое? Отнюдь, нет.

Представьте ситуацию, что вы на деловом обеде или бизнес-завтраке познакомились с интересным для вас человеком. Идея сразу стать другом на Facebook с ним – хороша, но поиск занимает время. А значит, можно со временем забыть его имя и вовсе потерять контакт. Еще один нюанс, что вы дадите в руки человеку, если он вам вручил свою визитку и ждет в ответ того же? И как вы одновременно запомните всех присутствующих, чтобы понять, кто вам может быть полезен? А, возможно, вам необходимо привлечь внимание важного человека. Согласитесь, с визиткой это сделать гораздо проще. Поэтому старайтесь брать с собой на встречу достаточное их количество.

Какие же функции выполняет визитка?

  1. Говорит, кто вы. В дореволюционное время визитки были доступны только людям знатного происхождения, на них указывались только имя и титул, не нужно было указывать род деятельности – итак всем было понятно, что за человек дал визитку. Сейчас люди стараются разместить на визитках как можно больше информации. Многие добавляют фото – такая тенденция встречается у риелторов, коучей, бизнес-тренеров, ведущих мероприятий, бьюти-специалистов, фотографов.
  2. Подчеркивает статус. Бумага, оформление визитки,
  3. логотип, название компании, адрес офиса, даже цифры номера – это важные штрихи, которые сразу говорят о статусе компании. И, естественно, должность, указанная в визитке, говорит о многом.
  4. Дает особые привилегии. Существует практика создания «визиток с привилегиями». Они, как правило, либо с цифровым кодом, либо выполнены в оригинальном стиле. Если вам дали такую карточку, значит, у вас может быть право звонка в любое время или вас примут при любых обстоятельствах. Такие визитки дают привилегии, и попадают они в руки только избранным.
  5. Указывает на личный контакт. Если у вас есть визитка человека, значит, скорее всего, у вас был личный контакт. А это для нетворкинга бесценно. И даже больше, вы получили право обращения по личному телефону, а не через сети, что может сделать каждый.

С визитками тоже бывают забавные случаи. Особенно удивляет желание написать все, что только возможно на этом прямоугольнике картона.

Золотое правило визитки: одна визитка – одна должность. Не стоит писать все и сразу о себе, тем более должности, которые вы занимали ранее. Необходимо использовать под все свои должности разные визитки, а при знакомстве давать ту, которая будет уместнее. Возможна ли двуязычность на визитке? Протокол скажет «нет», а для бизнеса – это может быть удобно. Но лучше заказать два комплекта визиток на разных языках.

Сложный выбор

Теперь вернемся к основному вопросу: что же эффективнее? Однозначного ответа нет. Как визитку можно потерять, так и в Facebook можно не добавить в друзья или вовсе заблокировать профайл.

Основная цель раздачи контакта – это получение возможности обращения. Если даете свой контакт, значит, позволяете обратиться к вам.

Есть два правила, которые необходимо запомнить.

  1. Соблюдайте паритетность.

Если вам дали визитку, то вы обязаны ответить визиткой, запрос в Facebook– подтвердить, это как пожать руку.

  1. Важно не что, а как.

Не столь важно, что вы делаете: даете карточку или делаете запрос на добавление в друзья. Важно, как вы это делаете: постарайтесь не предлагать свои контакты сами, сделайте так, чтобы их у вас попросили.

Нет смысла в тонне визиток людей, которые вам не могут быть полезны. Также нет смысла в 5 тыс. друзей в Facebook, большая часть из которых вам не знакома и не является вашими потенциальными клиентами. Будьте избирательными, это повышает эффективность и способствует репутации. Но, в любом случае, выбор за вами.

Было время

В старину визитки часто использовались, дабы рассказать о том, что визит был личным (особенно, если не застали хозяина дома). Было очень удобно на четырех углах визитки печать такие буквы:

«П» — поздравление;

«О» — отъезд (значит, визит был прощальным);

«Ж» — желание осведомиться о здоровье;

« В» — возвращение после долгого отсутствия.

И загибали тот край, что соответствовал цели визита.

Арина Яворских, эксперт по современному этикету, имиджмейкер

Добавить комментарий