Кипр — источник бизнес-идей

Путешествовать и отдыхать ­– всегда приятно, это каждый знает, но как наполнить путешествие большим количеством приятных моментов? Или как превратить путешествие в поиск новых бизнес-идей?

Мы не любим составлять жесткий план маршрута. Приезжая не место, всегда можно быстро сориентироваться, куда поехать и что посмотреть. Самое главное – почувствовать местный колорит, познакомиться с местной кухней, пообщаться с людьми. Поэтому изведанные туристические тропы – не для нас.

Страна ноу-хау сервиса

Почему мы выбрали для отдыха Кипр? Решение было спонтанным, и во многом повлияло то, что на Кипр не нужна виза, в классическом ее понимании. За неделю до отъезда заполняете форму на сайте, и на следующий день приходит т. н. про-виза.

Прилетев в аэропорт в Ларнаке, мы решили остановиться в Лимасоле (на самом деле, город называется LimaSOS – но как это связано c SOS – неизвестно) из-за удобного расположения посредине острова: близко до Пафоса, и недалеко от бурной ночной жизни Айя-Напы. Первое впечатление от Кипра – водитель такси сразил наповал своим fluent English. Оказалось, он учился в Лондоне. И, кстати, все машины такси на Кипре – это Mercedes.

Что касается проживания, то мы впервые воспользовались услугами AIRNBNB и не пожалели. Апартаменты в отличном состоянии, хорошая цена, удобное расположение, 3 минуты ходьбы до моря, рядом магазины, рестораны. Киприоты очень радушны и гостеприимны. Много разнообразных сетевых ресторанов и кафе с местной арабской средиземноморской кухней.

Пляж удивил своим песком, и тем, что прямо у воды паркуются машины, а на расстоянии 5 метров – в море уже яхты. Ноу-хау пляжного сервиса – это тазики в дополнение к шезлонгу и зонтику, чтобы помыть ноги перед принятием солнечных ванн. Ну, разве не прекрасный пример – client oriented service. Мелочь, но как приятно!

Пальчики оближешь

Средиземноморская кухня – это потрясающее вино и множество морепродуктов. Популярное блюдо – рыбное мезе рекомендовано для двоих, но хватит и на четверых. В течение часа в ресторане происходит смена 8-10 блюд и закусок, чем-то напоминает Израиль. Почему бы и эту идею не взять на вооружение?

Очень рекомендуем попробовать блюда из мидий под разными соусами. Самое популярное место для любителей морепродуктов – Ocean basket, туда вечером стоит живая очередь.

Креветки, кальмаров, осьминогов и прочую морскую живность каждый день поставляют в рестораны местные рыбаки. При желании можно попроситься к ним в помощники на ночную рыбалку. Это незабываемо. По традиции, первый улов, каким бы большим он ни был, отпускают в море. Такая традиция у местных рыбаков.

Вино на Кипре в особом почете. В магазине бутылку красного сухого можно найти за 1,25 евро, дешевле, чем вода и сок. При этом на улице нет ни пьяных, ни сильно выпивших. Вот что значит культура потребления вина. На Кипре в течение 55 лет ежегодно проводят фестиваль вина. На этом празднике можно давить виноград ногами, как Адриано Челентано. Более тысячи туристов и местных жителей посещают этот фестиваль каждый день на протяжении недели. Здесь проходят дегустации вина, мяса и морепродуктов. Все готовится «на глазах» на огромных многометровых мангалах. Конкурсы, танцы создают отличную атмосферу праздника и веселья. Среди сувениров – вино и огромное количество сладостей из орехов и сушеных фруктов. Украина тоже известна своими винами. Почему у нас нет таких традиций и таких фестивалей?

Набережная в Лимасоле очень красивая, тысячи прогуливающихся и днем, и ночью. Еще одна бизнес-идея, несказанно удивившая нас. Вместо продажи привычного мороженого в жаркий день, там на каждом углу продают жареную кукурузу. Ноу-хау для быстроты приготовления – виртуозно обдувать ее при помощи фена. Очень зрелищно.

Сказки народов мира

Киприоты, как и греки, – большие сказочники. Один из самых популярных мифов Кипра – о мысе Афродиты, где она, по преданию, родилась из пены и вышла на берег, туда отправляются тысячи туристов, чтобы обогнуть вплавь камень для исполнения своего главного желания. Толпы туристов, дополнительный приток денег за счет продажи сувениров, и, конечно же, кафе и рестораны.

Еще одна популярная вымышленная история – о мальчике, помощнике архитектора, который самостоятельно за год построил церковь. История закончилась печально, архитектор из-за зависти сбросил мальчика с крыши дома. И опять – приток денег от туристов: в монастыре можно оставить пожертвования «За спасение и за здравие детей». Чтобы сделать историю не такой трагичной, киприоты везут к этой церкви туристов на осликах. И эти ослики made your day. Они даже умеют позировать и улыбаться на камеру, чтобы в награду получить «вкусняшки» – плоды рожкового дерева, которые туристы дополнительно покупают для них.

А вечер заканчивается вином, музыкой, танцами и народными развлечениями, такими, например, как танец с кружками на голове, которые ставятся по очереди на голову. Выигрывает тот, кто дольше всех продержится в танце с большим количеством чашек. Может быть, это еще одна выдуманная традиция J. Но настроение у всех замечательное. И потраченные 100 евро за экскурсию меркнут в потоке веселья.

И, самое главное, эти выдуманные истории и мифы отлично привлекают туристов. Так что можно взять на вооружение как бизнес-идею для развития туристического бизнеса в Украине. Осталось только придумать необыкновенную историю, например, о таинственных горшках, заняться лепкой из глины, а потом еще и выставить на продажу самые удачные изделия. Удачи в создании новых идей!

Татьяна Измайлова, руководитель направления корпоративных программ Kyiv School of Economics

Сергей Гвоздев, профессор Kyiv School of Economics

Добавить комментарий