Известный секрет успешной стратегии

Как выстроить успешную стратегию бизнеса, решая проблемы и исполняя желания людей.

В основе стратегии любого предпринимателя лежит идея, которая объясняет, как его продукт или услуга решает проблему клиента. Другими словами, ни продукт, ни услуга сами по себе не являются достаточной ценностью. Ценно то, как они обслуживают проблемы клиентов.

 ВСЕ ДЕЛО В СМЫСЛАХ

Функциональность проекта, который мы претворяем в жизнь, приобретает все большее значение и становится трендом.

Нельзя тратить ресурс на ненужные вещи или работать над достижением убыточных свойств. Интересно реализовывать проекты, направленные на выполнение задачи, содержащей определенную функциональность. Заниматься надо только тем, что выполняет необходимую работу.

В связи с этим, возникает вопрос, чем отличается смысл бизнеса от цели бизнеса? К примеру, какой смысл работы клерков банка, в котором вы обслуживаете? Смысл в том, чтобы клиенты были довольны. Самым ярким примером предпринимателя, для которого смысл бизнеса доминирует над целью, является Ричард Бренсон. На одной из встреч с представителями мирового бизнеса журналистка спросила у него, будет ли он вкладывать деньги в Украину. Бренсон ответил, что вопрос не в том, следует ли вкладывать в Украину или в другую страну. А в том, для кого и какую задачу он при этом решает. Кому станет легче жить от того, что он это сделает. У кого исполнится мечта, и насколько велик сегмент людей, которые выиграют при этом. Если ответы на эти вопросы есть, тогда стоит вкладывать деньги. «Я никогда не считаю, сколько могу на этом заработать. Думаю только об одном, чтобы вернулись деньги, которые я вложу. Но главное, если я для кого-то решаю ощутимую проблему, то деньги неминуемо (есть такой парадокс) будут». Смысл в бизнесе очень сильно влияет на успешность проектов и вообще на деятельность компании.

РЕШАЙТЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТОВ

Немало предприимчивых бизнесменов убеждены в том, что бизнес — это не только желание заработать деньги. Прежде всего, они делают нечто конкретное для клиента и, таким образом, зарабатывают деньги. Услуга для клиентов может заключаться в том, что если мы (бизнесмены) сможем вовремя, быстро сделать то, что нужно клиенту, там, где нужно, и по доступной цене, то это окажется чем-то большим, чем просто производство товаров. Это будет означать, что мы способны решать чьи-то проблемы, помогать кому-то стать более успешным. Мы высвободим для кого-то ресурс, который можно потратить на другие вещи, связанные с развитием и стабилизацией. На все, что угодно.

Определив проблему, важно понять, что с ней сделать. Устранить или проанализировать и использовать в своих целях? Ограничение — «бутылочное горлышко» — узкое место в потоке на вашем предприятии. Вы не задумывались, почему у бутылки узкое горлышко? Потому что так удобнее пить или выливать жидкость. «Бутылочное горлышко» в потоке работы имеет ту же функцию: так удобнее.

ИСТОРИЯ О МОЛОЧНОМ КОКТЕЙЛЕ

Руководители одной из американских компаний (фастфуд) работали над новым рецептом молочного коктейля. Они хотели понять, каким должен быть коктейль, чтобы его покупали больше людей. Чего только не придумывали. Пробовали добавлять и клубнику кусочками, и дыню полосками. Продажи все равно не росли. Пригласили специалиста, чтобы тот сделал анализ, провел маркетинговое исследование и посоветовал, что нужно изменить в рецептуре коктейля, чтобы продавать больше и дороже. Для начала просто проанализировали чеки и узнали, в какое время дня коктейль покупали чаще всего. Оказалось, что больше всего коктейлей продавали с 8 утра и затем между 13 и 14 часами дня. Наблюдение за утренними покупателями показало, что они берут коктейль с собой в машину и пьют его по дороге на работу. А дневными покупателями по большей части оказались родители, забиравшие детей из школы. У покупателей молочных коктейлей также спросили, почему они берут именно коктейль, а не, к примеру, пончик или шоколадный батончик. Ответ на эти вопросы должен был объ- яснить, какую «работу» для них выполняет коктейль. Оказалось, что утренние покупатели пьют кок- тейль в дороге, поэтому им важно, чтобы покупка не испачкала руки и одежду. Исследование также показало, что коктейли покупали люди, у которых дорога на работу занимала больше часа. Поскольку они выезжали из дома рано утром, то позавтракать многие не успевали, а густой молочный коктейль быстро и надолго утолял чувство голода. Пить его удобно за рулем: одной рукой можно держать стаканчик с коктейлем, а другой держаться за руль. Если купить просто печенье, оно слишком сухое. От банана быстро возвращается чувство голода, а кофе можно пролить на себя. Поэтому молочный коктейль стал идеальным решением. Вывод: чтобы больше продавать коктейлей по утрам, надо их не просто напичкать экзотическими фруктами, а сделать более густым, чтобы клиент медленнее пил его через трубочку. Какую проблему дневных покупателей решал молочный коктейль? Покупателями коктейля в обеденное время были родители школьников. Им было важно, чтобы продукт был полезным, экологически чистым. Если ребенок требует заехать в фастфуд, родителям важно купить что-то наиболее приемлемое (более или менее полезный молочный коктейль) и быстро уехать.

Сергей Гвоздев, профессор KSE