Деловой этикет онлайн-совещаний

Мир изменился вдруг и даже тем, кто и не собирался на кастинг в роли звезды телешоу, сегодня приходится осваивать новую специальность: ведущий или участник видеовстреч. Много, очень много появилось видеоконтента и в сетях. Иногда от этого получаешь искреннее удовольствие и пользу, иногда только пользу без удовольствия, а зачастую – нет ни того, ни другого.

Мое правило таково: все, что делаешь, нужно делать профессионально. А для этого нужно учиться, изучая правила и стандарты, применив их сначала в таком виде, как рекомендовано, а потом добавить к этому собственный стиль.

Разберем основные понятия, как сделать видеовстречу эстетичной и полезной, чтобы достичь поставленных целей. Для этого я рассмотрю несколько технологических аспектов проведения видеоконференций, собраний и прямых эфиров.

Картинка на экране

Чем профессиональный блоггер или телеведущий отличается от новоиспеченных аматоров видеоконтента? У профессионала есть специально обученный человек, который “фреймирует” изображение – следит за тем, чтобы картинка на экране была красивой, привлекательной и соответствующей содержанию самой встречи. Он передвигает попадающие в кадр предметы, перемещает ведущего, устанавливает свет и подбирает подходящий фон.

У вас нет профессионального оператора и вы пользуетесь своим домашним компьютером или телефоном для того, чтобы проводить свои видео трансляции? Тогда делайте следующее:

  1. Установите свое устройство так, чтобы камера была на уровне ваших глаз. Если нужно, подставьте под компьютер книги или коробки из-под обуви, все равно этого никто не увидит, кроме вас. Но согласитесь, это же некрасиво, когда камера показывает спикера снизу, добавляя ему пару дополнительных подбородков и увеличивая грудь до шестого размера.
  2. Поскольку камеры телефонов и компьютеров не являются профессиональными, то они искажают изображение, увеличивая все, что ближе к устройству, поэтому не прилипайте к экрану, наоборот, немного отодвиньтесь – зачем вам большой нос?
  3. Отодвиньтесь от устройства так, чтобы вы занимали на экране одну треть всей картинки и чтобы ваше тело было видно до уровня локтей, то есть, немного ниже груди.
  4. Теперь выровняйте камеру таким образом, чтобы над головой у вас не было слишком много “воздуха”, то есть, пустого пространства, но и чтобы при движении голову вам не обрезало верхним краем экрана.
  5. Следующий шаг – задник вашей картинки, то, что находится у вас за спиной. Уберите лишнее, чтобы не отвлекать внимание, разверните камеру так, чтобы вам не было стыдно за то, что находится на заднем плане.
  6. Свет не должен бить вам в лицо, создавая на нем некрасивые контрастные пятна. Если у вас нет специальной подсветки, то установите несколько различных ламп с разных сторон, чтобы создать мягкий, не резкий свет. Проверьте сами, насколько привлекательно ваше лицо, подвигайте эти лампы и подберите самую подходящую комбинацию.

Внешний вид спикера

Вид участника видеовстречи должен соответствовать моменту и теме. Если у вас нет цели показать другим, что вы можете себе позволить работать в постели в пижаме, то все же стоит подготовиться к встрече особым образом.

  1. Выберите деловую одежду, спортивный костюм или пижама – неуважение к другим собеседникам  конференции, семинара. Мне недавно жаловались, как неприятно было, когда ведущая платного вебинара лежала в халате на диване. Ну, а если вы проводите собрание персонала, то вряд ли ваш расхлябанный вид повысит уровень их энергии.
  2. Не подходит для видеовстреч одежда в полосочку, горошек, мелкий цветочек и клетку – изображение рябит и отвлекает внимание. Также убедитесь в том, что цвет одежды освежает ваше лицо в камере, что, кстати, зависит от качества оптики. Я, например, заметила, что красный цвет одежды совершенно не подходит для моих трансляций: камера “сходит с ума”, и мое лицо становится синим.
  3. Макияж женщинам обязателен и он должен быть почти вечерним, то есть, довольно сильным. Вполне возможно, что в жизни вы такую помаду никогда не используете, но для камеры телефона она может быть подходящей, поэтому – экспериментируйте. А вот что касается прически, то тут как раз все может быть намного проще: насколько она свежа – в камере не видно. По поводу небритости для мужчин – смотрите сами, насколько это эстетично выглядит на экране.

Организация трансляции

Помните, что у разных сетей и платформ различные требования, поэтому подготовьтесь до трансляции, чтобы финальный видеопродукт получился эстетичным. Например, для YouTube, Zoom и Skype изображение должно быть горизонтально ориентированным, а для Facebook и  Instagram – вертикально.

  1. Установите устройство так, чтобы получить необходимую пространственную ориентацию картинки на экране.
  2. Переведите устройство в режим “не беспокоить”, чтобы не выскакивали и не дребезжали оповещения. На компьютере закройте полностью те программы и приложения, у которых есть оповещения.
  3. Организуйте пространство для съемки с учетом всех рекомендаций, поставьте жесткий стул, а еще лучше – табуретку. Как забавно наблюдать за спикером на крутящемся стуле, “виляющим хвостом” от возбуждения, или регулярно откидывающимся в мягкое кресло, выставляя на всеобщее обозрение свой живот. На стул сядьте так, чтобы у вас была красивая ровная осанка в кадре.
  4. Сделайте пробную запись, чтобы увидеть общий вид картинки и откорректируйте недостатки. Обратите внимание, что если вы сидите не ровно, то на картинке у вас будут кривые плечи или перекошенное лицо.
  5. Сообщите своим близким о том, что вы скоро начинаете трансляцию, поэтому все шумное им нужно успеть сделать до этого. Если есть возможность закрыться и повесить табличку – отлично, если нет – придумайте какой-то знак, чтобы окружающие понимали, что вас отвлекать нельзя.
  6. Приготовьте все необходимые материалы заранее, чтобы не отвлекаться и не убегать из экрана.
  7. Учтите, что на Facebook, например, есть функция предварительно просмотра вашего видео, поэтому вы можете откорректировать картинку так, чтобы зрители этого не видели, но как только вы включили “выйти в эфир” и на экране появились цифры – запись уже транслируется, поэтому чесаться/сморкаться и давать близким последние руководящие указания уже не стоит. Начинайте с улыбки.
  8. Во время трансляции смотрите не на свое изображение, а в камеру вашего устройства – только тогда у публики будет ощущение, что вы общаетесь с ними, а не с самим собой. Чтобы видеть себя и создать иллюзию общения с вашими зрителями, уменьшите на экране вашего компьютера свое изображение и подтяните его ближе к камере, тогда вам легче будет контролировать свой взгляд.
  9. И не поправляйте свою прическу и одежду во время трансляции, это всегда видно и становится понятно, что внимание спикера сейчас на себе. Экран – не зеркало.
  10. Смешная, но важная рекомендация: когда жестикулируете, не приближайте руки к устройству, чтобы они не становились великанскими. Также старайтесь не сильно качаться вперед-назад, но вы можете приблизить лицо к камере, если хотите продемонстрировать свой повышенный интерес к тому, кто сейчас говорит.
  11. Если вы проводите видеовстречу с несколькими участниками сразу, то заранее договоритесь о правилах дискуссии: кто дает слово, какая продолжительность выступления или замечания, какие можно подавать знаки, если есть, что сказать и т. д. А так же помните, что ваше лицо видно всем остальным участникам встречи, если она в Zoom, поэтому демонстрируйте свой искренний интерес к происходящему тогда, когда говорите не вы, а кто-то другой.

Я поделилась с вами базовыми стандартами проведения видеовстреч и уверена, что применив их, вы сразу почувствуете себя почти профессиональными телеведущими. Кто знает – а вдруг?..

Людмила Богуш, учредитель тренинговой компании “Студия управления временем BogushTime”, бизнес-тренер

Добавить комментарий