Деловой этикет онлайн-совещаний
Мир изменился вдруг и даже тем, кто и не собирался на кастинг в роли звезды телешоу, сегодня приходится осваивать новую специальность: ведущий или участник видеовстреч. Много, очень много появилось видеоконтента и в сетях. Иногда от этого получаешь искреннее удовольствие и пользу, иногда только пользу без удовольствия, а зачастую – нет ни того, ни другого.
Мое правило таково: все, что делаешь, нужно делать профессионально. А для этого нужно учиться, изучая правила и стандарты, применив их сначала в таком виде, как рекомендовано, а потом добавить к этому собственный стиль.
Разберем основные понятия, как сделать видеовстречу эстетичной и полезной, чтобы достичь поставленных целей. Для этого я рассмотрю несколько технологических аспектов проведения видеоконференций, собраний и прямых эфиров.
Картинка на экране
Чем профессиональный блоггер или телеведущий отличается от новоиспеченных аматоров видеоконтента? У профессионала есть специально обученный человек, который “фреймирует” изображение – следит за тем, чтобы картинка на экране была красивой, привлекательной и соответствующей содержанию самой встречи. Он передвигает попадающие в кадр предметы, перемещает ведущего, устанавливает свет и подбирает подходящий фон.
У вас нет профессионального оператора и вы пользуетесь своим домашним компьютером или телефоном для того, чтобы проводить свои видео трансляции? Тогда делайте следующее:
- Установите свое устройство так, чтобы камера была на уровне ваших глаз. Если нужно, подставьте под компьютер книги или коробки из-под обуви, все равно этого никто не увидит, кроме вас. Но согласитесь, это же некрасиво, когда камера показывает спикера снизу, добавляя ему пару дополнительных подбородков и увеличивая грудь до шестого размера.
- Поскольку камеры телефонов и компьютеров не являются профессиональными, то они искажают изображение, увеличивая все, что ближе к устройству, поэтому не прилипайте к экрану, наоборот, немного отодвиньтесь – зачем вам большой нос?
- Отодвиньтесь от устройства так, чтобы вы занимали на экране одну треть всей картинки и чтобы ваше тело было видно до уровня локтей, то есть, немного ниже груди.
- Теперь выровняйте камеру таким образом, чтобы над головой у вас не было слишком много “воздуха”, то есть, пустого пространства, но и чтобы при движении голову вам не обрезало верхним краем экрана.
- Следующий шаг – задник вашей картинки, то, что находится у вас за спиной. Уберите лишнее, чтобы не отвлекать внимание, разверните камеру так, чтобы вам не было стыдно за то, что находится на заднем плане.
- Свет не должен бить вам в лицо, создавая на нем некрасивые контрастные пятна. Если у вас нет специальной подсветки, то установите несколько различных ламп с разных сторон, чтобы создать мягкий, не резкий свет. Проверьте сами, насколько привлекательно ваше лицо, подвигайте эти лампы и подберите самую подходящую комбинацию.
Внешний вид спикера
Вид участника видеовстречи должен соответствовать моменту и теме. Если у вас нет цели показать другим, что вы можете себе позволить работать в постели в пижаме, то все же стоит подготовиться к встрече особым образом.
- Выберите деловую одежду, спортивный костюм или пижама – неуважение к другим собеседникам конференции, семинара. Мне недавно жаловались, как неприятно было, когда ведущая платного вебинара лежала в халате на диване. Ну, а если вы проводите собрание персонала, то вряд ли ваш расхлябанный вид повысит уровень их энергии.
- Не подходит для видеовстреч одежда в полосочку, горошек, мелкий цветочек и клетку – изображение рябит и отвлекает внимание. Также убедитесь в том, что цвет одежды освежает ваше лицо в камере, что, кстати, зависит от качества оптики. Я, например, заметила, что красный цвет одежды совершенно не подходит для моих трансляций: камера “сходит с ума”, и мое лицо становится синим.
- Макияж женщинам обязателен и он должен быть почти вечерним, то есть, довольно сильным. Вполне возможно, что в жизни вы такую помаду никогда не используете, но для камеры телефона она может быть подходящей, поэтому – экспериментируйте. А вот что касается прически, то тут как раз все может быть намного проще: насколько она свежа – в камере не видно. По поводу небритости для мужчин – смотрите сами, насколько это эстетично выглядит на экране.
Организация трансляции
Помните, что у разных сетей и платформ различные требования, поэтому подготовьтесь до трансляции, чтобы финальный видеопродукт получился эстетичным. Например, для YouTube, Zoom и Skype изображение должно быть горизонтально ориентированным, а для Facebook и Instagram – вертикально.
- Установите устройство так, чтобы получить необходимую пространственную ориентацию картинки на экране.
- Переведите устройство в режим “не беспокоить”, чтобы не выскакивали и не дребезжали оповещения. На компьютере закройте полностью те программы и приложения, у которых есть оповещения.
- Организуйте пространство для съемки с учетом всех рекомендаций, поставьте жесткий стул, а еще лучше – табуретку. Как забавно наблюдать за спикером на крутящемся стуле, “виляющим хвостом” от возбуждения, или регулярно откидывающимся в мягкое кресло, выставляя на всеобщее обозрение свой живот. На стул сядьте так, чтобы у вас была красивая ровная осанка в кадре.
- Сделайте пробную запись, чтобы увидеть общий вид картинки и откорректируйте недостатки. Обратите внимание, что если вы сидите не ровно, то на картинке у вас будут кривые плечи или перекошенное лицо.
- Сообщите своим близким о том, что вы скоро начинаете трансляцию, поэтому все шумное им нужно успеть сделать до этого. Если есть возможность закрыться и повесить табличку – отлично, если нет – придумайте какой-то знак, чтобы окружающие понимали, что вас отвлекать нельзя.
- Приготовьте все необходимые материалы заранее, чтобы не отвлекаться и не убегать из экрана.
- Учтите, что на Facebook, например, есть функция предварительно просмотра вашего видео, поэтому вы можете откорректировать картинку так, чтобы зрители этого не видели, но как только вы включили “выйти в эфир” и на экране появились цифры – запись уже транслируется, поэтому чесаться/сморкаться и давать близким последние руководящие указания уже не стоит. Начинайте с улыбки.
- Во время трансляции смотрите не на свое изображение, а в камеру вашего устройства – только тогда у публики будет ощущение, что вы общаетесь с ними, а не с самим собой. Чтобы видеть себя и создать иллюзию общения с вашими зрителями, уменьшите на экране вашего компьютера свое изображение и подтяните его ближе к камере, тогда вам легче будет контролировать свой взгляд.
- И не поправляйте свою прическу и одежду во время трансляции, это всегда видно и становится понятно, что внимание спикера сейчас на себе. Экран – не зеркало.
- Смешная, но важная рекомендация: когда жестикулируете, не приближайте руки к устройству, чтобы они не становились великанскими. Также старайтесь не сильно качаться вперед-назад, но вы можете приблизить лицо к камере, если хотите продемонстрировать свой повышенный интерес к тому, кто сейчас говорит.
- Если вы проводите видеовстречу с несколькими участниками сразу, то заранее договоритесь о правилах дискуссии: кто дает слово, какая продолжительность выступления или замечания, какие можно подавать знаки, если есть, что сказать и т. д. А так же помните, что ваше лицо видно всем остальным участникам встречи, если она в Zoom, поэтому демонстрируйте свой искренний интерес к происходящему тогда, когда говорите не вы, а кто-то другой.
Я поделилась с вами базовыми стандартами проведения видеовстреч и уверена, что применив их, вы сразу почувствуете себя почти профессиональными телеведущими. Кто знает – а вдруг?..
Людмила Богуш, учредитель тренинговой компании “Студия управления временем BogushTime”, бизнес-тренер