Три оттенка импорта

Если говорить о стратегии взаимодействия таможни и бизнеса, то становится очевидно, что в нашей стране она строится на «презумпции недоверия». Доля нелегального рынка по сей день остается значительной и, более того, известной таможенным органам (читай – согласованной). А импортер, ввозящий товар «по-белому», подвержен всем непредвиденным рискам, которые могут случиться на таможне.

Наиболее болезненный риск – это задержка груза. Безусловно, это действенный, но, в наших реалиях, несправедливый инструмент, поскольку по «презумпции недоверия» страдает легальный импортер, срываются поставки, образуются колоссальные потери госбюджета, недополучает экономика в целом. А в сегодняшнем положении экономической стагнации – это непозволительная роскошь. И поэтому, если нельзя побороть контрабанду за один день, следует сделать эту борьбу не бьющей по добросовестным импортерам, которые наполняют бюджет.

 Палитра импорта

На сегодняшний день есть три категории импорта – «черный», «серый» и «белый». Если с «белым» импортом все понятно, то «черный» – это контрабанда. Это – товар, который пересек границу в контейнере под кодом другой более дешевой продукции (как говорится, «под тапками») и не соответствует тому, что указано в декларации. Или же он перенесен через границу т. н. «несунами». Украинским законодательством разрешено ввозить для личного пользования партию товара стоимостью до 500 EUR и весом до 50 кг, и это стало золотым дном для контрабандистов. Через подставных физлиц (до 30 человек) оформляются контейнеры и завозятся огромные партии товара, который, формально не нарушая нормы закона, поступает на рынок. Самая распространенная контрабанда – мобильные телефоны и другая электронная техника. Яркий пример с iPhone 7, который еще не был сертифицирован у нас в стране, а уже был в продаже. Нелегальные импортеры iPhone не платят 20% НДС при ввозе товара, поэтому при рыночной стоимости продукта в 20 тыс. грн могут удешевить его на 4 тыс. грн, и выгодно отличаться на фоне официальных продавцов.

«Серый» импорт – это занижение цены ввоза с целью удешевления себестоимости. При такой схеме может меняться все: страна-производитель, вес и количество товара. Присваивается схожий код ТЭНВД с более низкой процентной ставкой таможенного сбора, цена товара подгоняется под статистическую (проходную) таможенную стоимость и т.д. «Серый» импортер, как правило, отдает свой товар в розницу там, где он продается неучтенным.

«Серые» и «черные» схемы идут в обход большинства правил таможенного оформления товаров и основаны на коррупции в таможенных органах. Таким образом, получается, что таможня выполняет свои задачи – по поднятию цены и по наполнению бюджета исключительно за счет легальных импортеров.

Смещение в сторону доверия

Добросовестные импортеры многих отраслей давно уже «бьют в набат». К примеру, ситуация на рынке электроники – патовая и, если ничего не изменится, многим из крупных поставщиков придется либо обанкротиться, либо уйти «в тень». Предложения участников рынка о том, как ограничить поток незаконного импорта, звучат на различных мероприятиях, в прессе, но для их реализации нужна воля представителей власти, поскольку от них зависит борьба с контрабандой и коррупцией.

В первую очередь, необходимо пересмотреть нормы закона, сместиться из недоверия в сторону доверия, поскольку, в конечном итоге, «душат» легального импортера. Нужно провести дерегуляцию процедур на таможне и ограничить срок проверки груза. День простоял контейнер на таможне – будьте любезны, отдайте его, дальше делайте пост-аудит – один из самых действенных рычагов контроля и противодействия «серому» и «черному» импорту. Это направление нужно развивать и усиливать фискальной службе. По крайней мере, в случае с незаконным доначислением у легального импортера будет возможность обратиться в суд.

Еще один важный вопрос касается цен. Здесь нужно применять систему сепарации. Для новых компаний-импортеров должен проводиться дополнительный контроль, поскольку они в зоне риска – не имеют таможенной истории. А для компаний, которые работают несколько лет, имеют положительную историю, стабильный поток импортируемого товара, – должна быть стандартная процедура проверки. Пусть дальше с их ценами работают фискальные службы, а не таможня.

 Шелковый путь

Ни для кого уже не секрет, что тренд на импорт в сторону китайского рынка будет только развиваться и укрепляться. И китайская продукция, несомненно, заполонит рынки всего мира. Основная сложность импорта из Китая в Украину заключается в том, что зачастую документы, которые необходимо предоставлять на таможне, у китайского производителя могут отсутствовать или быть не в том виде, которого требуют отечественные стандарты прохождения контроля. Особенно это касается товаров легкой промышленности или товаров, требующих дополнительной сертификации.

Основой китайского производства является дешевый товар. Поэтому китайский производитель уверен в его реализации и не волнуется о том, как покупатель будет его импортировать в свою страну. Таким образом, и сопутствующая документация имеет номинальный характер. Компетентные госорганы Китая могут проигнорировать запрос другой страны о предоставлении налоговых документов, чтобы уточнить стоимость товара. Это объясняется тем, что контрабанда и контрафакт являлись для Китая основой экономики в период, когда страна развивалась. Сейчас это уже не так, но «пилить сук, на котором сидишь», китайцы по-прежнему не готовы. Дешевое производство – их бизнес, и они защищают свои национальные интересы. Поэтому легальный импортер китайской продукции на таможне оказывается заложником ситуации.

Лед тронулся

Какой бы слабой ни была обновленная таможня, позитивные сдвиги в борьбе с контрабандой есть. Наблюдается тенденция перехода из «черных» схем в «серые» – это прогресс. Например, когда в одном контейнере товара на $100 тыс., потерять груз импортер боится. Поэтому, оценивая риски, он завозит его не подпольно, а занижает стоимость, что в значительной степени не способствует наполняемости бюджета.

Несмотря на это, цифры недополученных средств в госбюджет остаются ошеломляющими – речь идет о миллиардных потерях. И для того, чтобы прекратить поток нелегального импорта или, как минимум, показать значительные результаты в борьбе с ним, необходима воля властей, поскольку ни для кого не секрет, что ситуация на таможне по-прежнему связана с коррупционными схемами, ведущими далеко наверх.

В Украине «черные» и «серые» схемы дают колоссальное конкурентное преимущество. Предприниматели, у которых получается провернуть их, вынуждены находиться в порочном кругу, чтобы «выжить». Легальные импортеры из последних сил существуют в данных условиях и являются заложниками ситуации, ведь работать «вбелую» означает загонять себя в долги. Несмотря на то, что правда на их стороне, на поддержку государства они не могут рассчитывать, более того, белые импортеры являются главной мишенью для прессинга таможенных, фискальных и других служб. Поэтому работа государства, в первую очередь, должна быть направлена на создание условий, которые позволят отказаться от «черных» и «серых» схем, и при этом не загнать за черту выживания украинский бизнес.

Андрей Власенко, президент Агроиндустриальной ассоциации Украины

Добавить комментарий