Автоматизация отчетности по МСФО

В ситуации, когда переходить на отчетность по международным стандартам необходимо, а умеют единицы, помогает разработанная учетная политика по МСФО и последующая автоматизация. Автоматизация не избавляет от всей работы по получению отчетности по МСФО, но окупает средства, затрачиваемые на трансформацию отчетности аудиторами, и ограждает от множества «ручных» ошибок и рутинной работы.

В 2017 году были приняты поправки в Закон о бухучете, обязующие ряд компаний вести учет по МСФО. В частности, тех, у кого балансовая стоимость активов более 20 млн евро, чистый доход от реализации более 40 млн евро и число сотрудников от 250 человек. После этого значительно увеличилось количество обращений по автоматизации процесса трансформации отчетности по МСФО. Компании находятся на разных стадиях этого процесса однако самостоятельно автоматизировать этот процесс получается с трудом.

Слабая экспертиза

В марте Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку сообщила, что почти 70% участников фондового рынка нарушили требования международных стандартов аудита. Ожидать, что в других отраслях ситуация лучше, было бы наивно.

Одна из причин — некомпетентность персонала. Ведение отчетности по МСФО пытаются переложить на бухгалтеров, но только единицы из них обучены правилам международных стандартов и их принципам. Ведь суть международных стандартов не сводится к правилу «есть документ — есть сделка – есть проводка». Для МСФО важнее достоверность. И если менеджер по продажам знает, что товар пришел на склад покупателю, компания обязана это отразить.

Более целесообразно крупным компаниям создать отдельно отдел МСФО, где будут обученные специалисты в этой сфере с немалым опытом. Такой отдел может работать параллельно с отделом бухгалтерского учета, управленческого учета подчиняясь финансовому директору компании, который определяет задачи и контролирует процесс.

Сложность автомазизации

Вторая причина относится к автоматизации мешающая грамотному ведению отчетности, — на рынке нет единой принятой учетной системы для этих целей. Компании пытаются трансформировать отчетность МСФО в Excel, и получается очень громоздкий документ с множеством закладок и формул, в которых способен разобраться только тот, кто этот документ ведет. Часто это приводит к тому, что отчётность по международным стандартам закрывается только спустя год после создания бухгалтерских отчётов.

Оптимальным решением в такой ситуации является автоматизация процесса трансформации, при которой документы синхронизируются и трансформируются в нужный формат.

Мы сделали уже десяток проектов по такой схеме. У 90% компаний  учет ведется в 1 С. Бесшовным методом мы встраиваем туда наш продукт «Корпоративный менеджмент». Он может подключаться к любому документу, любому регистру или проводке и забирать данные, необходимые, чтобы уже по заданным правилам и принципам получать отчётность. Точно так же это работает, если юридических лиц или бизнес единиц несколько, информационных баз для их учета несколько. Мы создаем единую базу данных в которой консолидируем все остальные базы в разрезе юрлиц, и в дальнейшем осуществляем необходимую трансформацию по МСФО и консолидацию отчетности по группе компаний.

Приведу пример проекта по трансформации отчетности по МСФО  в  UMH Group. Компания выходила на IPO и нуждалась в оперативной автоматизации отчетности. При этом у нее было 120 баз данных, которые нужно было консолидировать в сжатые сроки. Это удалось осуществить за три месяца вместо стандартных полугода-года усилиями трех проектных команд. После чего компания успешно вышла на IPO.

Рекомендации по внедрению автоматизации

В любом проекте мы управляем сроками и рисками. На что стоит обращать внимание при автоматизации процесса трансформации отчетности по МСФО, чтобы этот процесс был управляемым и осуществлялся в оговоренные сроки внедрения проекта.

Создавайте  единый план счетов для целей бухгалтерского учета, МСФО и управленческого учета. Тогда вы сможете увидеть и проанализировать, в чем разница в цифрах между всеми этими видами учета. Например, как данные бухучета трансформировались в данные МСФО учета.

Не стоит  унифицировать учет полностью. Компании часто подходя к процессу автоматизации МСФО стараются унифицировать всё — все справочники и базы, но важно унифицировать не все а только необходимое в рамках этого проекта. Например, счета бухгалтерского отчёта, статьи затрат, движения денег, виды взаиморасчётов, а вот унификацию справочника номенклатуры можно вынести за рамки данного проекта.

Автоматизируйте только трудоемкие процессы. То есть те 20% корректировок, которые занимают 80% времени специалистов.  Часто автоматизации подлежат трансформации в части учета Основных средств, Cut-off операции, Автоматические Реклассификации, и др.

Внедрите возможность ведения многовалютного учета. Выбирая систему по автоматизации учета или  трансформации по МСФО обратите внимание сможет ли система вести многовалютный учет и возможностью расчета курсовых разниц. В МСФО есть понятия функциональной валюты, валюты отчетности, валюты нерезидентов, и все это должно учитываться.

Оцените гибкость настроек и прозрачность. В Excel невозможно перейти к первоначальному документу. В автоматизированной системе – возможно. Более того, можно посмотреть, как трансформировался бухгалтерский учет в  МСФО, а также получить сверку внутригрупповых операций в шахматке. Также легко построить cash-flow как прямым так и непрямым методом, получить Баланс МСФО и увидеть Сегментную отчетность с различными расшифровками.

Проект по автоматизации отчетности по МСФО окупается примерно за год, при условии, что компания ранее пользовалась услугами аудиторов по трансформации. Кроме того, это позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором, и получить более прозрачную и правдивую отчетность для топ-менеджмента компании и инвесторов.

Тенденция такова, что рано или поздно большинство компании украинского рынка будут переходить на отчетность по МСФО.  Международные стандарты заточены на прозрачность, достоверность и экономическую целесообразность. Такая отчетность может стать единым форматом собственнику, топ-менеджменту и инвестору для принятия обоснованных управленческих решений. Вопрос только, готовы ли на это украинские корпорации сейчас.

Елена Кожевина, CEO «Инталев-Украина» 

Добавить комментарий