Перезапуск бизнес-школы за 10 дней: адаптация к новой реальности

Пару дней назад мы с коллегами смотрели на экраны ноутбуков, и сквозь десятки километров между нами ощущали, что вместе мы совершили нечто невероятное. Там на экране 15 студентов британской программы МВА радостно поздравляли друг друга после третьего активного группового занятия, делились с нами впечатлениями и советами, что бы еще можно было добавить.

У кого-то на колени заскочила собака, кто-то невероятно стильно выглядел с новой бородой, а кому-то удалось подключиться прямо во дворе собственного дома, и мы вместе радовались солнышку и кусочку голубого неба на этом экране. А ведь всего полтора месяца назад, в первой половине февраля, мы ломали голову над расширением кафе-лаунжа для студентов, которые готовы были учиться исключительно в классе…

Март 2020 изменил наше представление о собственных возможностях во всех сферахи позволил узнать больше о доступных онлайн-ресурсах. По мере введения карантина по всему миру ученики, студенты и преподаватели оказывались один на один с экраном и необходимостью перестроить преподавание и работу со студентами в формат онлайн.

Значительно помогли производители онлайн-платформ и создатели обучающего контента. Khan academy открыла свои ресурсы для всех. Оказалось, что существует множество математических и логических обучающих квестов, игр-симуляторов для школьников всех возрастов. У сегодняшних детей совсем другой Prodigy, и, кажется, я им завидую.

Часть ресурсов оказалась доступна и на русском, как тот же scratch, хотя безусловно владение английским оказалось значительным преимуществом в изучении бесконечного перечня онлайн-ресурсов.

Для обучения, помимо самообразования посредством игр и библиотек, также необходимо взаимодействие с преподавателем и соучениками – во всем мире ученики и студенты подключаются в Zoom, Skype, Teams и другие онлайн-платформы. Оказалось, что взаимная помощь студентов при подключении может сплотить их не меньше, чем общение в классе.

Более того, в онлайн перешли не только стандартные занятия, проводившиеся ранее «за партой» – в онлайн-классах обсуждают задания, ведут проекты и даже проводят уроки физкультуры или классы балета.

И хотя обучение онлайн стало жизненной необходимостью для учеников и студентов, многие корпоративные университеты и центры обучения уже думают над переходом в онлайн на постоянной основе. Мы постарались объединить опыт нашей команды и поделиться своими историями перехода в онлайн. Ниже мы привели наши основные шаги – возможно, они что-то подскажут или вдохновят и вас!

Определите ваш основной результат

У вас есть обучающий центр и вы хотите перенести лекции в онлайн? Или у вас распространено индивидуальное менторство и коучинг, и вам в первую очередь нужны инструменты общения one-to-one и интуитивно-понятные в навигации библиотеки с быстрым поиском ресурсов?

Возможно, вы производитель сложной техники, и вам важнее перенести в онлайн симуляции по запуску, настройке или ремонту оборудования, в начале хотя бы посредством quizz-ов, а при наличии ресурсов – с визуальным и виртуальным сопровождением?

Если вы выделите основной желаемый результат, это позволит значительно сузить количество возможных инструментов, и помимо финансов еще и сбережет ваше время. И (привет, основы проектного управления и управления по целям) не забывайте поставить вторую и третью желаемую цель. И, конечно, ваша цель должна быть, как минимум, SMART.

Например, в далеком 2012-м, вместе с командой глобального офиса в Эдинбурге, мы запускали первую интерактивную платформу для онлайн-обучения студентов МВА Эдинбургской бизнес-школы, сначала на английском, а затем на пяти других языках (наша команда отвечала за проект на русском для студентов по всему миру). Для понимания масштаба решения, которое необходимо было разработать, важно уточнить: к 2012 году у бизнес-школы уже существовали кампусы и учебные хабы в 26 странах, а география студентов МВА охватывала все страны, кроме Антарктиды. Гибкость программы позволяет студентам сдавать экзамены на своем языке в любой стране мира, где бы студент не оказался, если на время экзамена попадает командировка или отпуск. Ведь наши студенты – это собственники бизнесов, предприниматели, руководители.

И оказалось, что около 30% из студентов сдают экзамен как раз во время вынужденной поездки – а это более 3000 человек в каждом семестре. Добавьте к этому все возможные часовые пояса – и становится понятно, что скайп-консультации с преподавателем просто физически невозможны 24/7.

В рейтинге трех самых важных результатов, которые помогут студенту бизнес-программы подготовиться к прохождению экзамена по реальному бизнес-кейсу, оказались три простых пункта:

1) пример того, что ожидается;

2) возможность перепроверить себя;

3) примеры других кейсов из жизни для практики.

Все они оказались осуществимы в онлайн-формате и уже во второй половине 2012 года была запущена первая интерактивная онлайн-платформа, с примерами реальных экзаменов, возможностью решать кейсы и самое главное – инструментами для автоматизированной самостоятельной проверки.

Уже через два года одна из международных табачных корпораций обратилась с просьбой провести онлайн-сессию по стратегическому развитию для ряда представителей. Нюанс оказался в том, что у многих в этот момент из доступной техники был только смартфон и решением стала вебинар-сессия с подключенной телеконференцией для тех, кто мог подключиться только со смартфона.

В обоих примерах отличалась не только технология – нужны были разные преподаватели, разная подготовка материала, отличающаяся структура, подача и разная степень простоты изложения.

Разделите минимальные и желаемые требования – к технологии и к вашей команде

Сколько пользователей и при помощи каких устройств будут заходить в свой онлайн «кабинет»? Как они ищут информацию (и как ее стоит структурировать)? Что необходимо для ваших целей – достаточно ли видеообщения (Skype, Messenger, базовая версия Zoom) или нужны полноценные веб-комнаты?

Практически все вебинар-платформы используют сегодня подход Cisco или Adobe, и предоставляют похожий «минимальный набор»: возможность демонстрировать презентацию, доску для рисования или white board, чаты и опросы, возможность показать свой экран, транслировать видео преподавателя и делать запись вебинара. В более сложных и дорогих комплектациях встречается также возможность создавать отдельные «комнаты» для занятий по подгруппам.

Не забывайте про дополнительные платформы. Не обязательно, что вам нужна полноценная LMS, типа Canvas – в большинстве случаев быстрее начать с теми же Teams или Moodle.

Определите надежных технологических партнеров, которые смогут ответить на ваши вопросы. И обязательно продумывайте резервные варианты!

И конечно, вооружайте пониманием целей, инструментами, планом и необходимой коммуникацией вашу команду – а также относитесь с пониманием к перегрузу и индивидуальной скорости работы. И ваша команда сможет вас обрадовать!

В начале марта 2020 года, когда стала понятна неизбежность определенных ограничений, мы попросили глобальный офис предоставить возможность использовать, в случае форс-мажора, дополнительную платформу для онлайн-занятий. Переход Британии в карантинный режим начался намного позже, и мы смогли описать, согласовать и поднять наш индивидуальный сет онлайн-комнат с нужными функциями всего за четыре дня еще в «нормальном» режиме. Самыми сложными оказались даже не технические вопросы, а вопросы юристов, ведь наши студенты – студенты британского университета. Я еще долго буду вздрагивать от словосочетаний red data и define the level of data protection, и честно – нам еще повезло!
А уже на следующей неделе мы обучали – сначала команду фасилитаторов для поддержки преподавателей, а затем и преподавателей.

От первого разговора о возможности использовать платформу до первых занятий прошло 10 дней. Параллельно с отслеживанием информации от МОЗ, ВООЗ, каждого из наших международных партнеров, и изменением ситуации от «онлайн – ваша альтернатива на всякий случай», до полного перехода на дистанционную работу всего офиса за три дня.

Такой быстрый переход стал возможен благодаря двум пунктам. Один мы уже назвали – мы начинали с минимальным набором обязательных требований. Уже после первого занятия мы продолжили дорабатывать платформу, добавляя в процесс новые функции и возможности, и продолжаем это делать и сейчас, однако старт с малого позволил быстро запустить все программы – с технической, финансовой, юридической и временной.

Еще одним, самым невероятным и бесценным фактором стала команда, которая успевала переключаться между сотней небольших, но критичных задач, поддерживать клиентов, преподавателей, партнеров и, конечно, друг друга. Команда, которая перевела более 70 человек из трех международных программ в онлайн.

Вовлекайте аудиторию и вовлекайтесь!

Студентам всех возрастов важна поддержка, как преподавателей, так и коллег по классу. Форумы или чаты позволят поддержать общение между занятиями, студенты помогут решить друг другу некоторые быстрые вопросы (особенно технического характера).

Объединяйте студентов в небольшие группы для выполнения домашних заданий – объяснение коллеги по классу с личным примером иногда запоминается ярче, чем любые лекции.

При индивидуальных заданиях отвечайте на вопросы студентов, как только возможно – вы можете написать, что это важный вопрос и вы рассмотрите его на занятии или уточните и вернетесь чуть позже, но не оставляйте студента один на один с заданным вопросом. И, конечно, довольному студенту учиться легче 🙂

Обучайте преподавателей, обучайте команду поддержки и обучайтесь сами!

Предоставляя преподавателям вводные tutorial-ы, инструкции по подключению и устранению ошибок, учитывайте не только их техническую грамотность, но и необходимость перестроить занятия под восприятие онлайн-участников. Постарайтесь максимально снять возможные технические вопросы.
Подумайте о структуре занятия онлайн и его обязательных составляющих. Измените презентации, представьте их на экранах телефонов, планшетов и других устройств, на которых подключаются студенты. Пропишите план и потренируйтесь с преподавателями.

У разных преподавателей разный темп и тембр – поддержите тех, кто не поддерживает должный темп интерактивными задачами, опросами и другими инструментами. И помните, интересно должно быть не только тем, кто учиться, но и тем, кто ведет обучение .

Попробуйте сами встать на место вашего студента. Насколько понятны инструкции и подсказки, сопровождающие обучение? Насколько удобно получить ваши задания? Сколько времени уходит на его выполнение? Возможно ли что-то автоматизировать? Слушайте ваших студентов – они точно смогут подсказать новый инструмент или подход, который значительно улучшит занятия.

Улыбайтесь, когда говорите. Даже если вы не включаете камеру, студенты почувствуют перемену вашего голоса. Будьте здоровы и приятного обучения!

 

Мария Старкова, руководитель портфеля программ House of Knowledge

 

Добавить комментарий