Навыки, которые помогут победить после карантина

Мир не будет прежним. После COVID-19 мир изменится. Об этом мы слышим отовсюду. Кто-то воспринимает эту информацию оптимистично: кризис – это возможности, кто-то – со страхом, но все ждут изменений, причем, кардинальных. Предлагаю откинуть лишние эмоции и исследовать, как повлияют сложившиеся обстоятельства на востребованность навыков как «простых людей», так и руководителей.

Что имеем на сегодняшний день

Бизнесы, которые были более подготовленными для дистанционной работы сотрудников, конечно, чувствуют себя уверенно. Но даже в таких компаниях речь не шла о ежедневной удаленной работе, когда у сотрудника рядом в квартире есть вторая половина, которая также работает удаленно и еще дети, которые нуждаются во внимании и удовлетворении хотя бы базовых потребностей: поесть, попить, поиграть, пообщаться.

Те же бизнесы, которые не интегрировали в свою корпоративную культуру удаленку, столкнулись с тем, что приходилось перевозить сотрудника вместе с его компьютером.  Есть еще и те, которые не способны работать удаленно. Им, конечно, сложнее всего. И тут спас такой навык как нестандартный, творческий подход к решению проблем: когда кинотеатры делают доставку своего поп-корна, когда мастера салона красоты транслируют, как в домашних условиях оставаться красивой, когда инструкторы йоги тренируют в онлайн.

Если посмотреть на то, с чем мы столкнулись сейчас и что нас ждет, судя по опыту выходящих из карантина европейски стран, – это сплошное дистанцирование клиента и представителя услуг. И под клиентами мы можем понимать как внешних клиентов, так и внутренних, тех самых сотрудников. И тут всем не просто, непривычно и как-то по-другому… Необходимо менять свое поведение, свои паттерны и традиции. Уже нет утреннего кофе с коллегами, привычных планерок и разговоров в курилках. Нет и дорожных пробок, тесных маршруток и траты времени на дорогу. И с этим всем необходимо свыкнуться.

Рассмотрим, какие навыки помогут не только выжить, но и быть эффективным в ближайшем будущем с трех позиций: Руководитель, Сотрудник и Человек. Так мы получим наиболее емкую и полную картину. При этом, я не буду детализировать сферу бизнеса, понимая, что всегда есть специфические навыки и компетенции, которые являются критическими, но всегда остаются базовые навыки. За основу я беру исследования Forbes, данные с различных конференций для HR и руководителей, которые проводились за последние недели.

Руководитель

Для руководителя, человека, который несет ответственность за других людей, который отвечает за показатели своего подразделения, необходимо развивать следующие навыки.

  1. Адаптивность и гибкость. В том числе, и психологическая устойчивость. Этот навык включает в себя возможность быстрого переключения с одних стандартов на другие, принимать решения в условиях неопределенности, хорошее чувствование происходящего. Видеть в кризисе возможность. В то же время, когда все меняется часто, когда мы знаем, что часть профессий исчезнет, а большинство новых профессий еще неизвестно, – адаптивность в объединении со следующим навыком даст колоссальные результаты.
  2. Life long learning – постоянное обучение и саморазвитие. Тренировка мозга и создание новых нейронных связей, чтобы оставаться актуальным, чтобы ориентироваться не только в том, как это было, но и в возможных будущих трендах. Быть готовым быстро овладевать новыми навыками как техническими, так и soft skills. Отличная новость – открыт доступ к огромному количеству онлайн-курсов и вебинаров, а также библиотекам. Самое главное – захотеть и сделать первый шаг.
  3. Дистанционное управление. Этому учат нечасто, а в таком управлении есть много нюансов. Чайка-менеджмент тут точно не пройдет, хотя его очень любят некоторые руководители, которые считают, что важно «взбодрить» людей, а там они как-то разберутся. В этом способе управления важны как индивидуальные встречи, так и проведение групповых митингов, причем с четкой аджендой и фиксированием договоренностей. Сейчас появляется новая трактовка СЕО (Chief Executive Officer) как Chief Empathy Officer. В ней отмечают такие черты для руководителя, как простота и регулярность коммуникации, сохранение доверия сотрудников. В условиях кризиса сотрудники особенно тонко слышат, если что-то недоговаривается. Из своего опыта могу подтвердить, что управлять дистанционно – это иначе, но этому тоже можно научиться.
  4. Эмоциональный интеллект. Этот навык популярен, но будет еще более востребованным в дальнейшем. Поскольку человек, осознающий и управляющий своим эмоциями, чувствующий состояние других, эмпат, значительно легче коммуницирует, вызывает уважение и доверие коллег, за ним с удовольствием идут, как за лидером.
  5. Креативность, инновационность, способность видеть нестандартные решения и выходить за рамки обычного мышления, out-of-the-box. Эти навыки помогут находить новые решения для клиентов, по-другому эффективно использовать ресурсы, в том числе, человеческие – для решения задач.
  6. Критическое мышление. Этот навык помогает отсортировать информацию, необходимую для принятия решений.
  7. Коммуникация. Речь идет и о корпоративной коммуникации в период изменений. Необходимо правильно выстроить каналы коммуникации с сотрудниками. Некоторые глобальные компании отмечают, что своевременная коммуникация о ситуации в мире в компании помогла снизить эмоциональный накал сотрудников. Другие компании отмечают, что даже при вынужденном сокращении, правильная коммуникация помогла им сохранить лицо и поддержать сокращенный людей, а также успокоить и прояснить ситуацию тем, кто остается работать. Регулярные обращения топ-менеджмента и общение со своим непосредственным руководителем позволяют сотруднику оставаться в ресурсном состоянии.
  8. Планирование с грамотным использованием данных, включая несколько вариантов развития событий, учитывая риски и последствия.
  9. Техническая грамотность. Умение пользоваться разнообразными программами, которые помогают руководителю управлять, проводить совещания, отслеживать результаты – это уже не рекомендовано, а необходимо. Существует большое количество возможностей и ПО. Даже, если в компании нет инструмента для работы с командой, можно использовать такие как Asana, Trello, Битрикс 24, Work section или найти что-то другое, что поможет именно вам и вашей команде лучше отслеживать прогресс и видеть всю картину.
  10. Своевременно просить помощи. И на солнце есть пятна. То, что отмечают международные консалтинговые и глобальные компании – руководители часто не готовы к такому развороту событий, как это произошло с COVID-19. Им нужно дополнительное обучение дистанционной работе, коучинг, менторинг, «звонок другу» – то, что их может поддержать, поможет не выгореть в ближайший квартал, а сделает их более сильными.

Это ТОП-10 навыков, которые в ближайшие полгода минимум будут востребованы. Можно их сравнить с той десяткой, что была презентована на Давосском 2020 года

1. Решение комплексных проблем.

2. Критическое мышление.

3. Креативность.

4. Управление людьми.

5. Согласование действий с другими людьми.

6. Эмоциональный интеллект.

7. Экспертная оценка и принятие решений.

8. Ориентация на оказание услуг.

9. Ведение переговоров.

10. Гибкость мышления.

Сотрудник

Что сейчас необходимо для того, чтобы оставаться не только эффективным, но и востребованным профессионалом?

  1. Самодисциплина. Сейчас сотрудники делятся на 2 категории. Первая – работает значительно больше по количеству часов, чем работала в офисе, и тут речь идет именно о часах работы, реализации задач. Вторая никак не может нормально спланировать свое время и отвлекается на другие задачи, попадает в ловушки планирования. Не так легко перенастроиться с привычки работать в офисе, которая у некоторых вырабатывалась значительно дольше, чем 10 лет. Тут на помощь придет планирование, фиксирование коротких результатов. Тем, кто любит приложения, можно попробовать Pomidoro tracker или что-то подобное, где вам сигнализируют о прошествии 25 минут и тогда можно переключиться с выполнения задачи на отдых и другую задачу. Или можно придумать свою систему. В утешение могу сказать, что все, кто перешел на фриланс или открыл свой бизнес, с этим также сталкиваются.
  2. Эмоциональный интеллект, особенно в разрезе стрессоустойчивости. Это комплексный навык и важно понимать, что лучше профилактика, чем работа с выгоранием. Определите, что вас вдохновляет, выявите, что вводит в стресс – и учитывайте эти факторы при работе.
  3. Умение работать самостоятельно. Это не всегда легко. Если вы чувствуете, что стрессуете от отсутствия рядом своих коллег – предлагайте короткие общие перерывы в любом мессенджере. Инициируйте общие встречи, например, пятничный 5 o’clock teа или что-то еще. Помогите себе сделать вашу работу комфортной и продуктивной.
  4. Саморазвитие. Как и в предыдущем списке, этот навык теперь с нами навсегда. Если обучение – не ваше любимое занятие, то ищите для начала то, чему действительно хотелось бы научится (игра на гитаре, рисование тоже подойдут), а уж потом берите профессиональное обучение.
  5. Адаптивность и гибкость. В этом случае важно быть готовым к тому, что возможно необходимо быстро взять на себя дополнительную функцию, заняться теми задачами, которые раньше не делали, повысить свою квалификацию.
  6. Техническая грамотность. Как бы не хотелось некоторым сотрудникам надеется, что их это не коснется – коснется. Уже. Так что, онлайн-обучение, видеоролики, помощь более продвинутых коллег – вам в помощь.
  7. Коммуникация. Этот навык был и будет базовым, необходимым для того, чтобы реализовать свой потенциал, быть более счастливым, в конце концов. Сейчас мир становятся более открытым к коммуникациям и международным в том числе. Поэтому, навыки быстро строить доверительные профессиональные отношения, легко вливаться в коллектив особенно важны.

Для Сотрудников также важны креативность и обращение за помощью, о которых писалось выше. И, наконец, практически для каждого из нас сейчас важно чувствовать и сохранять свои границы. Да, есть норматив 2 метра, но сейчас о другом. Мы привыкли менять свои роли. Дома муж, жена, дочь, сын, а на работе – специалист, юрист, директор. А тут все смешивается. И важно научится быть и в контакте с другими, и с собой. Это позволит не нарушать границы других, своих родных.

Как обычная гигиена важен навык информационной гигиены. Это близко к критическому мышлению. Оставьте в поле вашего внимание только те каналы информации, которым вы доверяете и после которых вы остаетесь в уравновешенном состоянии. Уменьшите те, которые выбивают вас из колеи.

И толерантность. Мы все разные. И все похожие. И потом вы не вспомните почему на кого-то накричали или обиделись. Пробуйте в своей жизни использовать язык эмоциональной грамотности и увидите, как все становится легче и спокойней. Кризис – это возможность. И только от нас зависит, как мы ею воспользуемся, и какие плоды нам это принесет. Процветания всем нам!

Катерина Кришталева, бизнес-тренер, коуч

 

 

 

Добавить комментарий