Семейная конституция – не завещание

Среди всех историй бизнес-успеха особый трепет вызывают примеры деловых династий, корни которых уходят в века. К сожалению, статистика развитых стран показывает, что трети переданных в наследство бизнесов удается дожить до второго поколения и лишь 15% – до третьего. Своеобразным рубиконом для таких бизнесов становится смерть основателя бизнеса и следующие за этим внутрисемейные распри.

Западные семьи достаточно серьезно относятся к воспитанию чувства преемственности в бизнесе среди наследников. Так, банковская группа Edmond de Rothschild проводит специальные курсы для представителей молодого поколения своих клиентов, показывая, в том числе на примере семьи Ротшильд, какого величия может достичь семейное дело.

Условия династий

По понятным причинам культура и традиции семейного бизнеса в Украине только зарождаются, что делает украинские семьи более подверженными рискам смены поколений. Что удивительно, молодые по западным меркам украинские бизнес-семьи уже открыли для себя один из самых эффективных способов сохранения семейного бизнеса – семейные конституции.

Это документ, в котором описаны ценности и идеалы семьи и ее бизнеса, видение путей его будущего развития, алгоритмы решения проблем. В частности, семейная конституция прописывает правила наследования бизнеса, предусматривает, могут ли те или иные члены семьи быть вовлечены в бизнес, описывает условия, при которых они станут полноправными участниками семейного дела. Не меньше внимания она уделяет вопросам благотворительности, инвестирования семейного капитала, образования и воспитания наследников, а также решения внутренних конфликтов, включая привлечение сторонних лиц-арбитров, чье мнение пользуется авторитетом внутри семьи. Как правило, семейная конституция составляется на этапе, когда бизнес достиг стадии стабильного развития и его учредитель задумался о будущем своего детища.

Значительная часть собственников бизнеса стремится составить конституцию задолго до полного отхода от дел. Ведь основные положения семейной конституции касаются даже не вопросов перехода бизнеса следующему поколению, а идеалов и правил, вокруг которых строился и должен продолжать строиться бизнес семьи. Составление семейной конституции – это повод задуматься о том, чего семья сумела достичь, какие цели она преследует и чем владеет по всему миру.

Об успехе семейных конституций в деле сохранения династического бизнеса говорит следующий факт: 71% бизнес-династий в третьем поколении, 96% в четвертом и почти 100% в пятом поколении имеют семейную конституцию.

К известным семьям-долгожителям можно отнести японскую семью Мицуи. Свою конституцию семья составила еще в начале XVIII столетия. Помимо символического значения, она могла похвастаться по-настоящему революционным для своего времени условием: титул главы семьи должен передаваться, как правило, старшему сыну, но если его деловые качества уступают таковым его братьев, младшие члены семьи также могут претендовать на этот титул.

Однако важно понимать, что семейная конституция сама по себе не имеет юридической силы. Современные семейные конституции состоят из нескольких компонентов. Вершина айсберга – непосредственно сама конституция с правилами, принципами и идеалами семьи. Под нее составляется целая стопка финансовых и юридических документов, позволяющих придать ее положениям юридическую силу.

Воплощением семейной конституции в жизнь занимается семейный офис или несколько схожих структур, обслуживающих семью. В ход нередко идут семейные трасты и фонды, акционерные договоры и многостраничные уставы, а юридическое оформление всех положений конституции занимает 6-9 месяцев.

Урегулирование конфликтов

Семейная конституция без юридического закрепления – это книга пожеланий, а не правил. Без надлежащего юридического механизма даже лучшая конституция может не сработать, что нередко ставит под вопрос существование как бизнеса, так и целостности семьи.

В качестве примера семейного дела, которое оказалось на грани существования, можно привести ирландскую группу компаний Kilkenny, владеющую сетью магазинов элитных товаров. В соответствии с семейной конституцией группа Kilkenny должна была быть разделена в равных долях между четырьмя наследниками. Также по условиям документа было создано партнерство, где матриарх – действующий CEO группы – стала управляющим партнером, а дети – генеральными партнерами. Однако семейной конституции недоставало юридических механизмов для предотвращения и разрешения конфликтов, хотя и нельзя сказать, что они не предусматривались вовсе. Спор возник по причине того, что один из сыновей, на тот момент работавший в компании на протяжении 13 лет, был внезапно уволен своей матерью. При этом права собственности на свою 25%-ю долю в группе он так и не получил. Стороны достигли урегулирования лишь после нескольких лет судебной тяжбы, примирительных переговоров и медиации.

Помимо вклада в долговечность семейного дела, в украинских реалиях разработка семейной конституции – хороший повод пересмотреть всю структуру семейного бизнеса и активов. Особенно это актуально в свете мировых трендов по деоффшоризации, борьбе с уклонением от уплаты налогов, международного обмена финансовой информацией и активным включением Украины в этот процесс. На рассмотрении Парламента уже находится несколько законопроектов, скорое принятие которых существенно расширит возможности государственных органов по контролю над соблюдением украинским бизнесом налогового законодательства в Украине и за рубежом. Например, через год-два информация об иностранных счетах резидентов Украины будет ежегодно направляться в нашу страну. Это же касается счетов иностранных компаний, принадлежащих украинским резидентам.

Налоговая амнистия

В результате Украина вступает в период информационной прозрачности, и бизнес сегодня к этому не готов. Из-за хаотичного становления бизнеса в 1990-х случилось так, что едва ли найдется состоявшееся семейное дело, в структуре которого не оказалось бы нескольких давно забытых компаний (чаще всего оффшорных) с определенной историей операций. Часто эти же компании выступают номинальным собственником личных активов членов семьи, что ставит под удар не только семейное дело, но и их личное состояние в сложные для бизнеса периоды. Поэтому написание семейной конституции зачастую стимулирует сделать биопсию своего имущественного состояния и выявить незаметные, но уже назревшие проблемы – забытые компании, внезапно закрытые банковские счета, старые займы и уступки, наличие номинальных собственников в структуре активов.

В итоге семейная конституция становится ключом для построения новой структуры благосостояния семьи, способной выдержать вызовы эпохи тотальной информационной прозрачности.

Для семей, вплотную подошедших к написанию основного семейного закона, следующие полгода могут стать идеальным для этого моментом.

Во-первых, до принятия парламентом упомянутых законопроектов еще остается немного времени для быстрой реструктуризации и очистки структуры активов от ненужных элементов.

Во-вторых, грядущая налоговая амнистия позволит закрыть вопросы об источниках происхождения средств и истории создания семейного благосостояния.

Налоговая амнистия или амнистия капиталов давно находится в перечне самых ожидаемых украинским бизнесом инициатив, и ее внедрение вероятно с января 2020 г.

В предложенном парламентским большинством варианте амнистии налогоплательщик сможет легализовать незадекларированные ранее средства или активы, подав специальную декларацию и уплатив налог по ставке от 2,5 до 10%. В обмен государство снимает с налогоплательщика риск привлечения к ответственности за нарушение валютного и налогового законодательства Украины.

Задекларировать можно будет все активы налогоплательщика, независимо от того, находятся они в Украине или за рубежом. Если часть активов приобреталась от имени компаний, такие активы также можно включить в декларацию, амнистировав их наравне с другим имуществом.

Важно, что в декларации не указывается информация об источниках происхождения средств и активов, и контролирующие органы не могут требовать от участников амнистии такую информацию.

Сбор документов и подготовка декларации – это кропотливый процесс, занимающий 2-3 месяца. Законопроект предусматривает, что декларации подаются до 31 марта 2020 г., поэтому начинать подготовку документов для подачи декларации нужно как можно скорее. И хотя налоговая амнистия закрывает часть проблем семьи, ее настоящий эффект станет очевидным только в следующих поколениях.

Амнистированный капитал, в отношении которого действует качественная семейная конституция, может стать основой для процветания бизнеса не одно десятилетие. В мире уже наступил новый этап ведения бизнеса – этап открытости, прозрачности и честности. Семейный бизнес – важная часть данного тренда, и с этим нужно считаться. Нам известны истории, когда швейцарские банки запрашивали документы об изначальном происхождении семейного благосостояния второе-третье поколение представителей семейного бизнеса. Наследникам приходилось отыскивать документы 1950-х гг., по которым основатели бизнеса приобретали компании и другие активы, чтобы подтвердить легальность семейного благосостояния и иметь возможность получить финансирование для нового дела.

Алина Плющ, партнер Sayenko Kharenko, Дмитрий Рябикин, старший юрист Sayenko Kharenko, Дмитрий Гоцын, юрист Sayenko Kharenko