Дела семейные: бизнес по наследству
Подходы к воспитанию наследников бизнеса, сложившиеся на развитых и развивающихся рынках, к которым относится и Украина, разные. Кто такие наследники семейных компаний и чего они хотят?
В 2018 г. американский банк Wells Fargo и Vesta Research провели исследование, целью которого было узнать мнение миллениалов – наследников состояний – о семейном богатстве, филантропии и вопросах наследования. В исследовании приняли участие дети состоятельных семей в возрасте от 16 до 26 лет. Результаты опроса демонстрируют, что родители и наследники открыто обсуждают вопросы семейного благосостояния (рис. 1).
Кроме того, состоятельные родители больше уделяют внимание семейным ценностям, филантропии и решению глобальных вопросов в период становления и взросления наследников.
Дети американских миллионеров не только фокусируются на финансовых активах семьи, но и задумываются о глобальных, общечеловеческих и семейных ценностях, а также эффекте их инвестиций на окружающую среду.
90% наследников заявили, что хотели бы получить в наследство от родителей ценности, а не деньги. При этом 89% утверждают, что вне зависимости от размеров богатства они продолжат работать. Наследники активно вовлечены в филантропию и считают ее значимым драйвером.
Семейное состояние оказывает позитивное влияние на детей миллионеров и на их восприятие мира. 97% ответили, что очень счастливы быть богатыми, а 62% – что деньги для них являются мерой успеха.
Показательные ответы респонденты дали на вопрос: «Хотите ли вы работать в семейном бизнесе?». Только 36% опрошенных планируют в нем работать, а 23% уже делают это. 47% хотели бы основать собственное дело.
Больше половины респондентов (52%) утвердительно ответили на вопрос: «Хотите ли вы быть вовлеченными в вопросы владения и распоряжения семейными активами?».
Ценности: сохранить и передать
Бизнес-школа INSEAD и компания Ward Howell провели исследование, посвященное вопросам семейного бизнеса. Оно показало, что старшее поколение должно передать своим наследникам три главные составляющие семейной компании:
- Базовые семейные ценности
Отличительная черта семейного бизнеса – лидерство, основанное на ценностях. Оно ориентируется на долгосрочное развитие в ущерб сиюминутной выгоде.
Примером такого подхода является компания Hermes. В 1970 г. производство товаров из пластика и полиэстера негативно сказалось на продаже изделий из шелка и кожи. У компании не было заказов, и Робер Дюма-Эрме остановил производство на две недели, вместо того чтобы перейти на использование синтетических материалов. Это решение укрепило репутацию компании и помогло ее успеху в долгосрочной перспективе. Как же западные компании передают семейные ценности? Многие семьи оформили их в виде отдельного раздела в семейной конституции – распространенном в развитых странах документе.
- История и репутация компании
Семейные компании в Европе и США используют историю компании как ценностный актив и активно ее популяризируют. Такие компании, как Mars, Cargill, Johnsonпозиционируют себя на рынке именно как старейший семейный бизнес. А производитель детского питания HiPP на каждой упаковке размещает портрет основателя Клауса Хиппа со словами «За это я ручаюсь своим именем», подчеркивая историю и репутацию компании.
- Полезные связи
Это касается как бизнеса, так и личностных отношений. Многолетние связи с поставщиками, партнерами и клиентами являются залогом успеха и долголетия компании.
Особенности ближнего зарубежья
В 2018 г. было опубликовано фундаментальное исследование «Второе поколение российских владельцев капитала» Центра управления благосостоянием и филантропией Московской школы управления СКОЛКОВО при поддержке швейцарского банка UBS.
Согласно исследованию, только в каждой пятой семье существует механизм регулярного обсуждения и принятия решений по вопросам семейного благосостояния. Отсутствие традиции передачи благосостояния следующему поколению негативно сказывается на отношении второго поколения к семейному бизнесу. Если молодое поколение вовлекается в управление семейным бизнесом, то происходит это поздно – только после получения университетского образования.
Для второго поколения, как и для их родителей, прибыль не является главной причиной занятия бизнесом. Однако в силу того, что второе поколение чувствует себя менее уверенным из-за неопределенности с наследством, в приоритетах у него – стремление обеспечить достойную жизнь и будущее своей семье, а не инновации и желание сделать жизнь лучше (см. рис. 3).
Приведенная ниже статистика свидетельствует о том, что в большинстве состоятельных семей родители крайне редко обсуждают вопросы благосостояния с детьми либо не делают это вовсе (см. рис. 4). Согласно исследованию, второе поколение владельцев капитала вовлекается в управление семейными активами слишком поздно, из-за чего не имеет об этом достаточной информации. Обсуждение таких вопросов является нерегулярным и бессистемным.
Сохранить семейное наследие на века
Практические советы владельцам семейного бизнеса от Ward Howell–Talent Equity Institute и бизнес-школы INSEAD:
- Инвестировать в семью больше времени, чем в бизнес.
- Сделать семейные встречи официальными и регулярными.
- Разработать план преемственности как минимум за пять лет до передачи бизнеса наследникам.
- Выделить пакет акций второму поколению.
- Выделить дополнительный пакет акций детям, участвующим в управлении бизнесом.
- Делать подарки детям в виде акций.
- Рассмотреть возможность выкупа акций наследниками.
- Помочь наследникам устроиться на стажировки в других компаниях.
- Способствовать обучению детей на специальных образовательных программах для будущих собственников и руководителей.
- Предоставить наследникам возможность начать собственный бизнес.
- Делегировать развитие новых направлений наследникам.
- Разделить бизнес на относительно независимые направления, управляемые детьми, братьями / сестрами.
- Прояснить статус дальних родственников в семейном бизнесе.
- Разработать и утвердить семейную конституцию.
Марина Луценко, менеджер по развитию бизнеса, практика People Advisory Services, EY в Украине