Изменить систему

О делах и планах человека, мечтающего не просто изменить систему образования, а создать новую среду, в которой детям будет комфортно расти и развиваться

Алексей Греков — физик по образованию. Работал в Академии наук УССР, но после распада Советского Союза бросил недописанную диссертацию и выбрал другой путь. Уже 21 год Алексей  является одним из основателей и директором по стратегическому развитию киевской частной школы «Афины».

 

Почему вы выбрали школу делом своей жизни?

Мы с женой создали школу ради собственного ребенка. Когда дочери было четыре года, у нас (аспирантов НАН Украины) не было даже 20 долларов, чтобы отдать ее на курсы подготовки к школе. В результате взялись за дело сами и открыли курсы для дошкольников. Они были дешевле и разнообразнее, чем у конкурентов. Занятия проходили три раза в неделю по четыре часа в день и стоили 15 долларов в месяц. Наша услуга оказалась востребованной: многие родители хотят, чтобы их дети росли и развивались в благоприятной среде.

Через год клиенты-единомышленники заявили: «Вы здорово учите наших детей. Почему бы вам не создать полноценную школу?» — «Легко!» — ответили мы и открыли школу «Афины». Мы мало что понимали в экономике образования и вообще в менеджменте, но именно незнание того, как все это сложно, помогло нам. Позже мы познакомились со многими профессионалами, которые отказались от идеи создать собственную школу, испугавшись хорошо осознаваемых ими трудностей.

Что вам все-таки помогло создать школу, несмотря на трудности?

Мы с женой закончили инженерно-физический факультет Киевского политехнического института. Нас учили быть не только конструкторами, но и учеными-исследователями. «Во всем нам хочется дойти до самой сути», исследовать границы возможного и найти оптимальное решение проблемы.

Мы постоянно пробуем что-то новое, исследуем, создаем свои ноу-хау. Ведь в работе с детьми нельзя не меняться. По нашим наблюдениям, каждые три года приходит новое поколение детей со своими запросами, возможностями, особенностями. Мы просто не можем себе позволить быть консервативными. Наша задача — выявить образовательный запрос семьи (детей, их родителей) и помочь им его реализовать. Нам важно, чтобы полученные знания сразу применялись на практике, а это означает дать детям основы проектного менеджмента, научить их работать в команде, привить навыки критического мышления и самоменеджмента.

Что вас вдохновляет и мотивирует в работе?

Только дети. Когда смотришь на мир их глазами, то видишь, насколько он хорош и как несовершенен. Хочется его улучшить.

Мне нравится возиться с детьми, с ними я забываю о своем возрасте. Это не значит, что я впадаю в детство или поощряю панибратство. Но это позволяет мне избегать другой крайности: типа я — большой и умный, а ты — маленький и ничего не знаешь. Мы помогаем друг другу. Я учу детей, а они — меня.

Как вы справляетесь с эмоциональным напряжением?

Я не считаю, что в работе с детьми эмоции нужно постоянно скрывать. Дети страшно не любят людей с «двойным дном». Они хотят искренности и естественности в общении. Если тебе плохо, нужно дать понять, в каком ты состоянии. Конечно, это не значит, что нужно топать ногами и срываться на окружающих. Просто скажи об этом, дети тебя поймут. И тем более важно делиться своей радостью и хорошим настроением. В атмосфере школы должны преобладать позитивные эмоции, тогда тот стресс, который сопровождает любую напряженную деятельность, не будет накапливаться. Дети должны расти в атмосфере любви.

IMG_1052

Каким ценностям вы остаетесь верны?

В основе нашей системы ценностей лежит отношение ко всем — взрослым и детям — как к личностям. Поэтому первый пункт наших школьных правил гласит: «Все, кто задействован в продуктивной деятельности школы — взрослые и дети — являются Сотрудниками Школы». Так что сотрудничество — одна из важнейших наших ценностей.

Свобода выбора — ценность, без которой любая школа превращается в казарму. Нельзя заставлять ребенка нести ответственность за выбор, которого он не совершал.

Постоянное развитие всех сотрудников — детей и взрослых — делает школу живой и развивающейся. Сюда же можно отнести проактивность — готовность к действию, инициативность, активное отношение к жизни.

Но главная наша ценность — это любовь, это способность принимать человека таким, каков он есть, это способность понимать и прощать, замечать возможности, а не ошибки, ценить человека за его уникальность, за его непохожесть на меня или вас.

Какую задачу вы ставите перед собой в профессиональном плане?

Мы хотим параллельно с нынешней создать новую систему образования, которая была бы не более затратной,  но работала бы на порядок эффективнее. Хочется, чтобы таких школ, как наша, стало больше, чтобы они были доступны каждому, а не только тем, кому повезло родиться и жить в семьях с высоким достатком. Все дети талантливы и могут добиться очень многого, если создать им необходимую среду и не мешать.

Что бы вы хотели изменить?

Я за то, чтобы менялась наша страна, ментальность, отношение к жизни, деньгам, образованию. К сожалению, для большинства родителей образование ребенка не является большой ценностью, в которую стоит инвестировать. Вижу возможность изменить нашу страну через изменение системы образования. Потому что наша традиционная система образования несет в себе все худшие черты советской и даже досоветской школы, постоянно воспроизводя одну и ту же бюрократическую модель «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак» и порождая пресловутую коррупцию и некомпетентность.

О чем вы сейчас мечтаете в профессиональном плане?

Существующая система образования исчерпала свой потенциал, ее путь — медленное угасание и «схлопывание», подобно тому, как схлопнулся рынок услуг извозчиков, когда появился автомобиль. Система, которая создавалась для того, чтобы производить унифицированых людей-ксероксов или людей-калькуляторов в нашу эпоху, когда в современном мире в цене уникальность, — не просто контрпродуктивна, она губительна. Учить детей теми же методами, что и 50 лет назад, делая упор на заучивание и пересказ учебника, — нелепо. Я не говорю, что старые методы необходимо полностью исключить. Однако быстро меняющийся мир требует иных навыков и умений, в том числе таких, которые приобретаются только в процессе продуктивной деятельности. Тратить 11 лет на воспроизведение, отражение того, что рассказал (опять-таки, с чужих слов!) учитель, — это бессмысленная трата самых счастливых мгновений жизни наших детей.

Мечтаю не просто о другой модели образования, а о другой образовательной среде, в которой будет комфортно расти и развиваться детям. Это — моя самая сокровенная мечта. Я не верю, что государство может быть эффективным образовательным менеджером, но и одному человеку не под силу создать такую всеобъемлющую систему. Значит, необходимо создать сетевую структуру, чтобы любой, кто хочет создать школу, мог стать частью этой новой системы. Это должны быть не школы-клоны, а разнообразные образовательные учреждения, объединенные общей идеологией.

Три главных качества руководителя

Профессионализм. Важно быть таким руководителем, за которого подчиненным не стыдно. Необходимо досконально знать свое дело, разбираться во всех процессах, уметь показать и объяснить сотрудникам, что от них требуется.

Способность учиться у каждого. Нельзя комплексовать по поводу того, что чего-то не знаешь или не умеешь. Руководитель — тоже ученик. У подчиненных можно многому научиться, можно просить совета, часто они умнее или ничуть не глупее вас. Об этом важно помнить. 

Мыслить системно и быть визионером. Нужно понимать, как меняется мир. Недостаточно следить за развитием своей отрасли. В разных областях знаний происходят свои революции. Важно уметь заглянуть за горизонт и увидеть, каким должен стать твой следующий шаг. Главная задача хорошего руководителя — создавать свой образ Будущего и всегда быть на шаг впереди.

Добавить комментарий