Как улучшить инвестиционный климат

Экономика Украины остро нуждается в инвестициях. С другой стороны, для людей, у которых есть деньги, инвестирование – это объективная необходимость. В мире уже давно сформировалась финансовая индустрия, которая позволила превратить некоторые развитые страны в страны инвесторов. Чаще всего инвесторы вкладывают денежные ресурсы в отрасль совместного инвестирования.

Мировой рынок совместного инвестирования огромен. По данным Национальной ассоциации инвестиционных компаний США (Investment Company Institute, ICI), объем активов, вложенных в регулируемые открытые инвестиционные фонды, которые включают в себя взаимные фонды (MF), биржевые фонды (ETF), а также институциональные фонды, составляет $40,4 трлн по состоянию на конец 2016 г. Для сравнения, мировой ВВП, по данным Всемирного банка за 2016 г., составил $75,6 трлн. По данным ICI, общий объем чистых активов под управлением инвестиционных компаний США составляет $21,1 трлн по состоянию на конец 2016 г. (52% от общемирового объема).

Для сравнения, стоимость чистых активов украинских открытых инвестиционных фондов по данным Украинской Ассоциации Инвестиционного Бизнеса составила 53,6 млн грн или $1,97 млн по состоянию на конец 2016 г. Соответственно, доля Украины в мировом рынке открытых инвестиционных фондов составляет 0,000 005%.

В Польше, к примеру, объем средств в публичных открытых инвестиционных фондах на конец 2016 г. составил $29 572 млн или 0,073% от общемирового объема, что больше чем в Украине в 15 тыс. раз.

По данным Всемирного банка, ВВП Украины за 2016 г. составил $93,3 млрд, а сводный государственный бюджет Украины по доходам за 2016 г. (данные НБУ) составил 782 748,5 млн грн (28,8 млрд дол.). Показательны также цифры долларизации украинской экономики. Докризисные оценки объема наличной валюты «на руках» у населения колебались от $22 млрд до $86 млрд.

Почему такой дисбаланс? Есть много причин того, почему рынок совместного инвестирования в Украине находится в зачаточном состоянии, и почему такая масса финансовых ресурсов не вовлечена в инвестиционный процесс. Но две главные причины – это отсутствие доверия и финансовая безграмотность.

Не анализируя подробно все причины, я считаю, что ликвидация финансовой безграмотности – это проблема, сопоставимая с той, которую приходится решать странам, где значительная часть взрослого населения не умеет читать и писать.

Повысить доверие к совместному инвестированию можно с помощью качественного корпоративного управления, которое является одним из основных факторов повышения доверия. Как следствие, инвесторы принимают решение о вложении своих средств в те или иные активы.

Что такое корпоративное управление

Крупнейшая в мире инвестиционная компания BlackRock, под управлением которой по состоянию на конец марта 2017 г. находились активы в размере $5 400 млрд, определяет корпоративное управление как «набор принципов, руководств и практик, которые позволяют достичь долгосрочной доходности и создать ценность для наших инвесторов в долгосрочной перспективе». Самими же инвесторами качество корпоративного управления интерпретируется как недиверсифицируемый фактор риска.

Корпоративное управление рассматривает все проблемные вопросы с точки зрения инвесторов. Именно они предоставляют капитал, который так необходим экономике для постоянного и уверенного роста.

С позиции инвесторов качественное корпоративное управление означает уверенность в том, что выгодополучателями компании являются те, кто заплатил за участие в капитале, а менеджмент компании – лишь их наемные сотрудники.

Разделение собственности и контроля является отличительной чертой современной корпорации. Для широкого круга инвесторов любой публичной компании или инвестиционного фонда собираться вместе и управлять делами этой компании практически невозможно. В результате, менеджмент имеет критическое значение для успешной работы. Но даже самый способный менеджмент, оставаясь неконтролируемым, может принимать решения, которые приводят к нежелательным результатам для компании и ее инвесторов. Именно поэтому инвесторы избирают совет директоров, который представляет их интересы.

Конечная цель корпоративного управления – защита прав инвесторов, чтобы:

  • давать возможность инвесторам понимать риски, связанные с продуктами инвестиционных фондов;
  • избежать ошибочных или мошеннических практик;
  • предотвращать потери инвесторов из-за неправомерных действий или халатности стейкхолдеров инвестиционного фонда;
  • а также минимизировать конфликты интересов.

При оценке качества корпоративного управления, в частности инвестиционных фондов, необходимо сосредоточиться на трех основных принципах – подотчетности, прозрачности и вовлеченности.

Защита прав инвесторов в Украине

Законодательство в Украине весьма неплохо описывает принципы и механизмы функционирования корпоративного управления. В частности, Принципы корпоративного управления были утверждены Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) еще 11.12.2003 г. и пересматривались 22.07.2014 г. Но, к сожалению, большинство из нормативно-правовых актов, которые регулируют создание совета директоров и комитетов при нем, процедуру взаимоотношений с инвесторами (акционерами), избежание конфликта интересов, отчетность и прочие чрезвычайно важные аспекты корпоративного управления, имеют исключительно рекомендательный характер.

В итоге, мы имеем весьма печальную картину. По информации НКЦБФР, за первые 7 месяцев 2016 г. на фондовом рынке обнаружено подозрительных финансовых операций на сумму более 25 млрд грн, в которых принимали участие 81 юридическое лицо (профессиональные участники фондового рынка, клиенты и т.д.) и 28 физических лиц.

В пределах своих полномочий НКЦБФР, по результатам проведенных проверок, наложила штрафы на нарушителей в размере 199, 95 тыс. грн (из которых на тот момент было уплачено в Государственный бюджет Украины 154, 55 тыс. грн).

Чтобы понять всю парадоксальность ситуации, представьте себе, что в Индийском океане, между Сейшелами и Занзибаром, есть остров с белоснежными песками, голубыми лагунами, огромным культурным наследием, международным аэропортом и даже несколькими гостиницами. Президент, премьер-министр, глава парламента (представим, что наш остров – это республика, и она парламентско-президентская), глава силового ведомства, профильный министр на форумах призывают туристов приезжать на отдых, а международные сети строить отели. Но, есть нюанс: для местных жителей в законодательстве предусмотрена только административная ответственность за убийство. Надо ли быть экспертом в туристическом бизнесе, чтоб оценить перспективы развития туризма в этой мифической стране? Сколько людей захочет поехать туда, рискуя потерять свою жизнь?

Украина как раз и является такой страной, в которой высокий уровень «убийств» инвестиций, а наказания за такие «убийства» не больше, чем стоимость ужина в хорошем ресторане.

Именно поэтому главным препятствием на пути совершенствования корпоративного управления институтов совместного инвестирования (ИСИ) Украины являются дисфункциональность судебной системы и отсутствие доверия к государственным (в том числе и правоохранительным) органам.

Улучшить качество корпоративного управления в Украине может внедрение изменений, наиболее важные и первостепенные из которых приведены ниже.

Засучив рукава

Первым шагом должно быть законодательное утверждение базовых принципов корпоративного управления для отрасли совместного инвестирования, а именно:

  • законодательно закрепить принцип comply or explain (соблюдай или объясняй);
  • создавать советы директоров во всех без исключения инвестиционных фондах;
  • утвердить единые для отрасли Кодекс корпоративного управления, Политики решения конфликтов интересов, Политики взаимоотношений между инвестиционным фондом и компанией по управлению активами.

Советы директоров инвестиционных фондов должны состоять, по меньшей мере, из трех человек, как минимум, двое из которых должны быть независимыми директорами с не менее чем 10-летним опытом работы в финансовой или юридической сфере. Собираться совет директоров должен не менее чем четыре раза в год, а председателем совета директоров должен быть независимый директор.

Полномочия государственных органов (в частности, НКЦБФР) должны быть расширены. С целью предоставления эффективной и своевременной правовой защиты инвесторов у НКЦБФР должна быть возможность запрещать или осуждать деятельность профучастников (например, до решения суда приостанавливать их деятельность), отслеживать и наказывать инсайдерскую торговлю и манипулирования на фондовом рынке. Соответствующие инициативы описаны в законопроектах «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулируемых рынков и деривативов», «О защите инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала», которые пылятся на полке в Верховной Раде.

Ответственность (административная и уголовная) членов советов директоров и руководителей основных стейкхолдеров ИСИ должна быть действенной. Например, ответственность компании, управляющей активами, и членов совета директоров может регулироваться через внедрение требования вложения их собственных средств в инвестиционные фонды, которыми они управляют.

Вместе с тем, ни в коем случае нельзя снимать ответственность за неправомерные действия с представителей НКЦБФР и других государственных органов. Компания, на которую были наложены санкции, должна иметь возможность обжаловать решение уполномоченного представителя контролирующего органа. В случае, если неправомерность действий государственного органа будет доказана, ответственность понес конкретный человек или группа людей – ответственность должна быть персонализирована.

И напоследок хотелось бы отметить, что инициативу по улучшению инвестиционного климата в Украине обязаны на себя взять и инвесторы. Ведь практика корпоративного управления должна эволюционировать в соответствии с их ожиданиями, не дожидаясь законодательных требований.

Сергей Бабур, DBA, управляющий партнер Profi-T Active financial group

Добавить комментарий