Бизнес с человеческим лицом

Автор книги Рич Карлгаард издает журнал Forbes и сам пишет для него колонку «Правила инноваций», известную своим остроумным анализом вопросов бизнеса и лидерства, а также является автором двух книг. Он часто участвует в телевизионных передачах и шоу. Но кроме этого Рич и сам является серийным предпринимателем: основал журнал Upside, компанию Garage Technology Partners и самый большой деловой клуб Кремниевой долины. Он обладатель награды «Предприниматель года» от компании Ernst and Young. Первая книга Карлгаарда «Жизнь 2.0» стала бизнес-бестселлером.

Наша нынешняя новинка – вторая по счету книга Рича Карлгаарда и результат его 37-летнего опыта исследований и консалтинга в сфере инновационного развития компаний. Ее написанию предшествовали более тысячи встреч с руководителями крупных американских компаний и участие автора в более 200 консалтинговых проектах. Итак, «Людський фактор» (в русском переводе «В здоровом бизнесе – здоровый дух»).

В чем сила, брат?

В балансе. Подобно тому, как человек здоров, когда в нем гармонично развиты физическое, психическое и социальное, бизнес чувствует себя и развивается хорошо, когда в основании его треугольника – мощная стратегия, а вперед ведут сильные материальные и нематериальные преимущества.

Стратегическое основание включает в себя рынок, клиентов, конкурентов, заменителей и подрывников. Двое последних – это опосредованные конкуренты и те, кто меняет технологические правила игры на рынке. Рич рекомендует несколько хороших книг по стратегии и отсылает к полному списку на своем сайте. Эта книга – о другом.

Материальные преимущества тоже вполне понятны и известны, в целом их можно объединить под названием «точность управления». Ее составляют: скорость, стоимость, цепочка поставок, логистика, эффективность капитала. Но и они – не самые главные в этой книге.

Данная книга о нематериальных преимуществах, известных также как «человеческий фактор». Обычно мы называем так некую непредсказуемую проблемную составляющую бизнес-процессов, в лучшем случае – некую «темную лошадку» Рич Карлгаард видит в этом недооцененное конкурентное преимущество. Если вы реализуете глубинные ценности своей компании – вы непобедимы. Каковы же нематериальные преимущества по Карлгаарду? Это доверие, разум, команды, вкус и история. Прибыльность инвестирования в них сложно измерить, но ее отсутствие крайне ощутимо.

Пять самых важных вещей

Начнем с доверия. Это – самое главное нематериальное преимущество перед конкурентами. Оно реализуется на трех уровнях: доверие рынка к вашей компании, доверие сотрудников внутри ее и наконец, доверие каждого к самому себе и своей деятельности. Стабильные отношения, основанные на доверии, не только трансформируются в финансовые показатели, но и обеспечивают быстрое принятие инноваций сотрудниками, а как следствие – быстрый рост. О том, как построить доверительные отношения снаружи и внутри организации автор рассказывает в третьей главе.

Разум – еще одна ценность. Она связана не только с умением быстро и своевременно усваивать новую информацию и постоянно совершенствоваться, но и с усидчивостью, трудолюбием и целеустремленностью. Кроме улучшения профессиональных навыков, важно развивать и так называемые «софт скиллз»: умение создавать и поддерживать связи, мыслить нестандартно, учиться на ошибках. Об этом – глава четвертая.

Команды – отдельная сложная история, которая может стать впечатляюще эффективным инструментом. Ведь слаженная работа нескольких людей порождает пресловутую синергию и масштабирует скорость и результат в разы. Пятая глава книги посвящена работе маленьких команд – от 4 до 12 человек, которые очень эффективно выполняют свои задачи. Единственное условие – если собрать воедино настоящие личности – яркие, своеобразные, индивидуальные. Какие подводные камни ожидают на пути тех, кто хочет создавать в компании не формальные команды, а реальный командный труд – Рич исследует, учитывая социометрику и когнитивистику.

Вкус. В первую очередь это понятие в бизнесе ассоциируется со Стивом Джобсом и его увлеченностью дизайном и эстетикой продукта. Но с тех пор дизайн стал еще ценнее и продолжает расти как саостоятельное конкурентное преимущество. Сейчас это не только о красивых формах и юзабилити, но и о том, чтобы в лучших джобсовских традициях «влюблять» людей в свой продукт или услугу. Как именно это делать – читайте в шестой главе книги. И, да, здесь Карлгаард проявляет отличное понимание проблем своей аудитории. Ведь недостаточно сделать волшебный продукт, важно, чтобы волшебство было рентабельным.

История. Она есть у каждой компании. Но что рассказываете о себе вы, а что – ваши клиенты? В эпоху соцсетей это соотношение становится особенно важным и легко отслеживаемым. Умение рассказывать свою историю убедительно помогает не просто выстраивать узнаваемый бренд, но развивать лидерские качества, вести за собой в любой ситуации. Речь не только о работе с негативом и превращении клиентов в адвокатов бренда, но и в умении передавать иногда слово другим и выстраивать коммуникации (читай транслирование своей истории) так, чтобы другие рассказывали вашу историю лучше, чем вы сами. Да, такое тоже бывает и важно, чтобы ваша история оставалась в первую очередь вашей, кто бы ее ни рассказывал. Об этом – седьмая глава.

А все-таки, как там с материальным?

Многие компании концентрируются на материальных преимуществах. Это естественно – ведь их эффективность легко измерить количественно, а финансовый результат приходит гораздо быстрее. К тому же не всегда легко донести главным управленцам компании ценность нематериальных преимуществ – директора лучше понимают язык цифр, чем образов. Зато нематериальные преимущества играют в долгую. Их сила ведет к узнаваемости бренда, повышению лояльности клиентов и сотрудников, а уже как следствие – повышению коэффициента прибыли. К тому же, их труднее скопировать. Компании с хорошо развитыми нематериальными преимуществами лучше других выдерживают внезапные кризисы или стратегические ошибки. Как обрести баланс вложений в материальное и нематериальное для конкретной компании – задача не из легких. Рич Карлгаард обращается к исследованиям Тейлора и Демминга, приводя в пример опыт современных компаний. Обо всем этом – краткая, но емкая вторая глава книги.

В мире стремительно развивающихся технологий материальные преимущества становятся все более доступными и все легче масштабируемыми. Тем выше ценность нематериальных вещей и тем важнее найти неуловимую точку их соприкосновения. Она там, где мы:

— доверяем  друг другу, даже когда отличаемся очень сильно;

— упорствуем в познании нового в окружающем мире и  в самих себе;

— не позволяем нашим командам разрастаться и организуем их труд вокруг золотой середины;

— искренне восхищаемся тем, что производим, будь то товар или услуга;

— рассказываем настоящую историю – увлекательную, аутентичную, содержательную – искренне и открыто.

Напоследок стоит заметить качество украинского перевода, это тот случай, когда великолепный рассказчик-автор и чувствительный к языковым нюансам переводчик нашли друг друга, создавая легкое и по-настоящему захватывающее повествование. И хотя Рича Карлгаарда относят к олдскульным «бизнесменам третьего возраста», его образ мышления и легкость интерпретаций делают книгу актуальной для руководителей, предпринимателей и всем, кто причастен к миру бизнеса и технологий. Ведь всюду решает «человеческое, слишком человеческое».

Материал подготовлен при поддержке книжного онлайн-супермаркета Bookzone.com.ua

 

 

Добавить комментарий