bolezn

Неочевидные причины болезни бизнеса

В посткризисный период появились исследования на тему, почему бизнесы неуспешны. Кто-то видит причины в слишком быстром росте (особенно, если он достигается за счет слияний и поглощений), кто-то обращает внимание на неразумное ценообразование и неправильную маркетинговую стратегию, кто-то обоснованно говорит о неэффективных финансовых решениях, отсутствии инноваций, конфликте интересов stakeholders, проблемах в системе вознаграждения. И все это, безусловно, важно.

В настоящее время внимание настолько поглощено самим бизнесом, его развитием и результатами, что часто упускается из виду самая простая и очевидная вещь: бизнес создают и делают люди. И то, что происходит с людьми, во многом определяет то, что впоследствии будет с бизнесом.

Бизнес как целостная система включает различных участников: собственников, инвесторов, менеджмент, наемных сотрудников. Каждая из этих групп имеет свои, часто не связанные, интересы и роли в этом бизнесе. Однако каждый из участников не исчерпывается своей ролью в бизнесе, а является, в первую очередь, человеком со своей личностной динамикой. Именно она влияет на результаты бизнеса тем в большей степени, чем значительнее роль данного человека в компании.

Внутренняя опустошенность

В ходе разговоров с разными людьми в качестве причины невозможности совершить желаемые действия все чаще звучит «нет энергии». Обратите внимание: не простое «не хочется, нет желания», «нет денег», «нет времени» и даже не «нет сил», а именно «нет энергии».

Например, с вами хотят посоветоваться, а вы действительно хотите помочь. Вы захотите выслушивать весь расклад с подробностями или предпочтете, чтобы человек максимально кратко изложил проблему и задал четкий вопрос?

Понятно, что наше восприятие не безгранично, оно устает. От новой информации, от общения, даже самого интересного, от впечатлений, даже самых приятных. Поэтому на всех лекциях и занятиях новое обычно объясняют вначале, пока восприятие еще работает, а не в конце.

Возникают вопросы:

  1. Почему люди не делают того, чего сами хотят, имея необходимые для этого ресурсы?
  2. Почему они теряют способность сосредоточиться, создавать новое, учиться, осваивать информацию, новые навыки?
  3. Почему незначительные рутинные ситуации, требующие даже незначительного вовлечения, иногда могут полностью выбивать из колеи?
  4. Почему пропадает удовольствие от общения, работы, дела?

Энергия в дефиците

Когда говорят о ресурсах (время, деньги, знания, необходимая информация), обычно опускается один очень важный ресурс. Но именно он требуется для эффективной работы внимания, размышлений, освоения информации и впечатлений. Назовем его энергией.

Тут вполне уместна аналогия с другим ресурсом: деньгами. Вы можете быть умны, талантливы, у вас могут быть прекрасные бизнес-идеи. Но реализовать их удастся, если в вашем распоряжении есть денежный ресурс в необходимом количестве. Точно так же, если вы умны, талантливы и даже состоятельны, но лишены достаточной энергии для реализации ваших идей, они вряд ли будут осуществлены. Даже самая дорогая машина не может ехать без топлива или электричества.

Таким образом, достаточный уровень энергии необходим для поддержания интереса к жизни, работе, общению, созданию и освоению нового. При недостаточном уровне энергии интерес может быть утрачен.

Кроме того, в любом бизнесе или профессиональной сфере технологии, методики, подходы меняются настолько быстро, что требуется очень много энергии, чтобы принимать и осмысливать изменения и быть на уровне. Часто на интересы вне профессиональной сферы ресурса уже не остается. А иногда не хватает и на нее. Во многих формах заявлений на работу присутствуют вопросы о том, как человек относится к изменениям, как их воспринимает. И действительно, многие люди негативно воспринимают изменения, потому что на адаптацию требуется больше энергии.

То есть, можно сказать, что в большинстве случаев (не во всех, конечно) в данный момент энергия является более дефицитным ресурсом, чем информация.

Мотивация – побуждение к действию, она необходима в бизнесе, в работе, в отношениях. Мотивация не равна энергии, но напрямую от нее зависит и не может осуществляться при недостатке энергии.

Эмоциональное выгорание

Люди бросают удачные бизнесы и карьеры, потому что ощущают, что не могут больше этим заниматься, так как это грозит разрушением их личности. Это –эмоциональное выгорание. Причины и симптомы этого явления – отдельная сложная тема, которая требует участия психологов. По нашему мнению, путь в эмоциональное выгорание начинается с дефицита энергии, когда человек по причинам психологического или социального характера вынужден в течение длительного времени тратить больше энергии, чем способен пополнять, и разрыв этот все время увеличивается.

Чтобы этого не случилось, осознание и определение энергии как ресурса необходимо учитывать при планировании своей деятельности и бизнеса.

Пепел после фейерверка 

Австрийский психотерапевт Альфрид Лэнгле (родился в 1951 г.) дал определение болезни современного общества. «Эмоциональное выгорание (burn-out) — это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха — время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. Это время, когда мы эксплуатируем сами и позволяем себя эксплуатировать».

Уровень заряда

Чтобы определить энергетический баланс, необходимо принять тот факт, что объективной (внешней) оценки тут не может быть. Это – внутреннее ощущение, исключительно личное. Естественно, окружающие могут воспринимать одних людей более энергичными, чем других. Однако не стоит полагаться на внешнюю оценку, так как это может быть вопросом характера, темперамента, манеры поведения, состояния, внутренних установок, жизненной позиции и прочего.

Показатели энергетического уровня:

  1. Способность к творчеству указывает на высокий уровень энергии. Еще лучше – в новой сфере деятельности, вне рамок профессиональной сферы, без поддержки опыта. Например, если бизнесмен придумал не новый продукт в своей отрасли деятельности, а интересный костюм для дочки на новогодний утренник, хотя никогда в жизни ничего подобного не делал, – это творчество.

Естественно, с точки зрения результата, человек более эффективен в своей профессиональной области, однако готовность к новому, принципиально иному – лучший показатель именно энергетического ресурса. Такая способность указывает на запас (достаточно высокий) именно свободной энергии, по аналогии со свободными деньгами, которые можно потратить на прихоть.

  1. Умение радоваться без видимых внешних причин. Не выигрышу в лотерею или выгодному контракту, а восходу, закату, хорошей погоде, близким и друзьям, движению, вкусной еде, красивой одежде. В погоне за достижениями, признанием люди не замечают, как радость жизни утекает сквозь пальцы. Если вы не помните, что вас в последний раз радовало по-настоящему, – стоит задуматься о вероятности энергетического дефицита.

Безусловно, субъективное ощущение важнее любых попыток рационализации. Осознание ощущений требует внутреннего внимания и может потребовать некоторой практики. Кроме того, ощущения переменчивы, поэтому можно дополнительно провести ряд наблюдений.

3.Способность отделить себя от любой социальной роли. Если руководитель считает, что бизнес, дети, брак или творчество – это и есть смысл жизни, это все равно не означает его идентификации с ними. Дело, дети, творческие продукты – это порождение человека, а не сам человек. Это разные объекты, и энергетические динамики их тоже различны, где-то совпадают, а где-то нет, а могут и идти в противоположных направлениях.

Энергетическое выравнивание

Кажется, если бизнес достигнет поставленных целей, то собственник автоматически ощутит абсолютное счастье и такой приток энергии, что ее хватит на все последующие достижения. Так может быть, но бывает и иначе, когда собственник вместо ожидаемой радости ощущает опустошение. Или не ощущает ничего. Это ни в коей мере не умаляет значимости достижений, просто показывает, что энергетическая динамика личности и дела, бизнеса, может существенно отличаться. Бизнес может оказаться на пике, в то время как собственник – в энергетическом упадке. Но такой сильный разрыв не может сохраняться долго.

Если бизнес зависим от людей с недостаточным энергетическим ресурсом, внешне успешный бизнес начинает быть похожим на человека, который плохо себя чувствует, но болезнь еще не стала очевидной окружающим. На внешний взгляд он ведет достойное существование, однако на поддержание этой видимости требуется много сил и ресурсов.

Особенно ярко энергетический дефицит сказывается на бизнесе, если собственник авторитарный. Его энергетический дефицит инфицирует бизнес. Он становится менее чувствительным к изменениям, так как на них нужно много энергии. Ему все сложнее налаживать новые связи. Инициативные сотрудники с большим потенциалом, с нестандартными подходами раздражают руководителей, особенно если они ставят под сомнение привычное, предлагают иной взгляд, а главное, требуют постоянных действий и вовлечения. Это может быть хорошо для бизнеса, но на данный момент превышает энергетические возможности руководителя, так как при энергетическом недостатке он просто не в состоянии постоянно переосмысливать новую информацию и оценивать новые предложения и методы, их риски и возможности.

В свою очередь, каждый сотрудник тоже является личностью со своей энергетической динамикой, а деятельность, особенно осознанная, является одновременно и точкой вложений, и сильным источником пополнения энергии. Не ощущая достаточной реакции, интереса, вовлеченности руководителя, сотрудники тоже не получают достаточного энергетического пополнения. В них зреет подспудное недовольство или безразличие, и они начинают все чаще задавать себе вопрос, ради чего стараются.

Другими словами, энергетическое пополнение является, в каком-то смысле, частью социального пакета. Об этом никто не говорит, и его невозможно гарантировать, так как невозможно точно знать, что именно способно пополнять человека. Однако интуитивно люди, особенно креативные, стремятся работать там, где получают наибольшую энергетическую подпитку.

Подпитка для бизнеса

Генерировать энергию способен только человек, бизнес ее только потребляет. Именно человек вкладывает свою энергию в дело, в бизнес. С другой стороны, если человек любит свое дело и вкладывает в него душу, то его энергетический запас пополняется. Именно поэтому великое счастье – найти любимое дело, сродный труд. Но, даже в этом случае, энергетическая динамика человека и дела различается. Развиваясь, бизнес может требовать все больше и больше энергии от человека. Кроме того, большое количество одних факторов влияет на энергетический баланс человека, и других – на бизнес. Поэтому, энергетический баланс человека не находится в прямой зависимости от успеха его бизнеса, как и любого другого дела.

А вот развитие бизнеса в значительно большей степени зависит от энергии собственника, как и других вовлеченных в бизнес участников. В случае крупных компаний, кроме энергии собственника, большое значение имеет энергетический вклад других вовлеченных: менеджмента, наемных сотрудников, и т. д. В случае предпринимательства, когда один человек осуществляет весь процесс самостоятельно, эта зависимость еще больше, так как предприниматель является единственным источником энергии для своего дела. Поэтому будьте энергичным человеком и подбирайте таких же специалистов к себе в команду.

Лина Хасан-Бек, профессор кафедры бизнес-администрирования Бизнес-школы МИМ-Киев

Светлана Штильман , МВА МИМ-Киев, учредитель компании Dance Street