Счастье в работе — капитал успеха

Что такое счастье в контексте бизнеса? Это страстная увлеченность работой — полная противоположность пассивности. Профессор Мартин Селигман — основоположник позитивной психологии, вывел формулу пяти составляющих счастья человека: P (positive emotion — позитивные эмоции), E (engagement — вовлеченность), R (relationship — взаимоотношения), M (meaning — смысл), A (accomplishment — достижения).

Результаты деятельности международных компаний свидетельствуют: чем выше уровень счастья сотрудников, тем лучше показатели бизнеса. Счастливые сотрудники на 12% более продуктивны, на 31% более эффективны, на 37% больше продают, показатели удовлетворенности их клиентов выше на 22%, они на 30% реже болеют и находят в 3 раза больше творческих решений.

Хороший сотрудник — это счастливый сотрудник. Такие люди энергичнее своих «несчастливых» коллег, у них выше мотивация, они более гибки и открыты к изменениям.

Зная об этом, корпорации инвестируют в счастье сотрудников. В некоторых из них введены даже специальная должность Chief Happiness Officer и департаменты корпоративного счастья. У Zappos, Microsoft, E-bay, Google, Toyota получилось создать среду для совместного творчества и превратить работу в праздник и удовольствие.

Почему же отечественные руководители не спешат «осчастливить» сотрудников?

  1. «Я плачу им зарплату регулярно, и они уже должны быть счастливыми».
  2. «На работе надо работать, а не быть счастливым!»

Во времена экономической неустойчивости и проблем с трудоустройством вопрос о том, должна ли работа приносить счастье, кажется бессмысленным капризом. Большинство людей были бы рады любой работе, лишь бы пережить кризис.

Почему же вопрос о счастье поднимают в топовых СМИ, на крупных бизнес-конференциях, на встречах HR-сообществ, он волнует выпускников программ MBA и глав крупных корпораций?

Потому что:

  • на собеседовании 9 из 10 соискателей на вопрос «Что вы ожидаете от работы?» отвечают: «Хочу, чтобы работа приносила радость и удовольствие»;
  • у поколений У и Z — другие ценности: не в занятости или потребительском удовольствии, а в реализации предназначения;
  • условия неопределенности, в которых сегодня работает бизнес, требуют высокого уровня внутренней мотивации сотрудников, интеграции команды и творческого подхода к работе;
  • если раньше была важна стратегия на 3-5 лет, то сейчас собственники бизнеса и руководители компаний ориентируются на включенность, вовлеченность, энтузиазм, драйв, энергию команды для достижения значимых целей;
  • согласно исследованиям Advanter Group, 54% украинцев остро нуждаются в счастье. Это — следствие тяжелых психологических травм, которые пришлось им перенести за последние несколько лет.

Интересно знать

Философ Ален де Боттон в своей книге «Архитектура счастья» пишет, что наступила уникальная эпоха, когда люди начали искать счастье в работе. В Гарварде психолог Шон Ачор задался темой повышения оптимизма на рабочем месте и даже создал курс про счастье, который стал одним из самых популярных в университете. Хотя идея не нова: работу как источник счастья еще в XVIII веке рассматривал Бенджамин Франклин. В XIX ст. об этом писали Лев Толстой и Федор Достоевский. В XX ст. эту идею отстаивал австрийский психиатр Виктор Франкл, а американский психолог Михай Чиксенмихайи исследовал теорию потока в работе

Как «осчастливить» сотрудников правильно?

Корпоративное счастье — это не про то, чтобы сделать человека счастливым в личном смысле. Если компания начинает вмешиваться в те сферы жизни человека, которые не связаны с работой, последствия могут быть печальными. Так, из одной фирмы уволился ключевой сотрудник, в жизни которого начал принимать активное участие его руководитель. Начальник выяснил, что подчиненный болеет, но скрывает это, и старался помочь в решении этой проблемы.

Если под «счастьем» подразумевать только позитивное мышление, улыбки, игнорирование действительности и подавление эмоций, ¾ это не сделает людей счастливыми.

Неверно и утверждение, что счастье только в работе. Если человек в этом убежден, он может впасть в некую эмоциональную зависимость. Он будет ожидать, чтобы коллеги изливали на него постоянный поток признаний и эмоциональной поддержки. А когда не получит желанной реакции, будет чувствоваться себя отверженным и начнет неадекватно реагировать на поручения или замечания.

Организм системы мотивации

Чтобы более четко представить, как работает система мотивации персонала, основанная на счастье, используем метафору человеческого тела:

Желудок отвечает за материальный аспект: высокая зарплата, денежные надбавки и поощрения, соцпакет и медстраховка, развозка до офиса, красивое и удобное рабочее место, корпоративные обеды, абонементы в спортклуб.

Мозг — это профессиональное развитие, амбиции. Этот «орган» отвечает за профессиональный и личностный рост, корпоративное обучение, участие в социально значимых проектах компании.

Сердце — это эмоциональная привязанность к компании, ее брендам, совместимость личных и корпоративных ценностей, состояние драйва и потока в работе, уважение и доверие между коллегами-единомышленниками, энтузиазм.

Украинские компании уделяют большее внимание наполнению первых двух составляющих. Но эмоциональная, «сердечная» привлекательность компании — это верхний уровень пирамиды мотивационной системы.

Стратегии счастливых компаний

«Бизнес делают люди, а мотивированные люди делают его еще лучше», — кредо счастливых компаний. Как же построить систему, когда все сотрудники мотивированы на достижение значимых целей, любят свою работу и получают от нее удовольствие?

Существуют 10 направлений, которые позволяют сделать компанию живой и вдохновляющей:

  1. Смысл. У сотрудника должны быть сформулированы смыслы на 3-х уровнях: работы (что она мне дает), развития (как работа мне помогает развиваться) и призвания (какую пользу я приношу другим людям). Нужно уделить внимание тому, чтобы смыслы были сформулированы на том языке, который понимают сотрудники разных уровней. Некоторые компании используют до 40 каналов внутренней коммуникации для формирования смыслов и корпоративной культуры счастья.
  2. Оптимизм. Эта ментальная привычка должна стать философией компании. Оптимисты не смотрят на мир через розовые очки, а празднуют маленькие победы и превращают сложности в ресурс для роста и развития. Важно «заразить» команду этим стилем мышления: в коммуникациях, в техниках принятия решения, в обратной связи.
  3. Любовь. Ицхак Адизес называет ее внутренней интеграцией. Когда компания пропитана доверием и уважением, устанавливаются прочные связи между людьми, отделами. Одни учитывают интересы других, принимая решения. В компаниях, где нет любви, сотрудники начинают искать запасные аэродромы, решать личные дела и защищать свои интересы.
  4. Поток. Чтобы лучшим образом применить компетенции и знания, необходимо войти в состояние потока — драйва, вдохновения и полного погружения в работу, в котором люди работают в 5 раз эффективнее. Сотрудники компании Google даже проходят специальный курс, где учатся пребывать в этом состоянии.
  5. Привычка учиться. Кризис — лучшее время, чтобы учиться. Сейчас много рыночных вызовов, которые требуют нового уровня мастерства. Успешные бизнесмены обычно в этот период открывают пару новых проектов, для них это — возможность развития.
  6. Игра. К любому делу можно относиться как к работе или как к игре. Лучшие проекты реализуются в драйве и фановом настроении, а не в постоянном стрессе, который разрушает организм и приводит к депрессии.
  7. Точка влияния. В быстро меняющихся условиях, характерных для кризиса, бизнес сложно планировать на дальнюю перспективу. В таких условиях важен выбор следующего шага, понимание того, как сфокусироваться на точке влияния. Даже если не видно результатов, ежедневные небольшие шаги в сторону цели приносят удовлетворение и чувство победы. Важно такие точки влияния помочь найти и персоналу.
  8. Управление энергией. В основе продуктивности лежит управление не временем, а энергией. Чтобы достигать значимых целей, нужно проанализировать, что дает энергию, а что ее забирает, учиться ее эффективно расходовать и пополнять.
  9. Творческий подход. Нестандартное креативное мышление — это огромный источник энергии и счастья. Стимулирование и поддержка творческого подхода к работе могут стать решением для бизнеса, который попал в новые рыночные условия, когда существующий опыт малоприменим.
  10. Осознанность. Это — мощнейший источник энергии. Она проявляется, когда все внимание целиком направлено на совершаемое действие. Осознанный подход позволяет даже рутинные дела превратить в приятный процесс.

Три утверждения счастливых компаний

  1. Люди приходят на работу каждый день для того, чтобы сделать осмысленную работу и принести компании ценность.
  2. Сотрудники чувствуют ответственность за то, что делают компанию живой и вдохновляющей, и это приносит им радость и драйв.
  3. Любой бизнес существует благодаря людям и только им (не владельцам, не инвесторам, не кредиторам, не станкам и складам).

Если данные утверждения не признаются в компании, то ее результаты непременно стагнируют, она теряет рынок и со временем сталкивается с большими проблемами с персоналом

KPIs для измерения счастья в работе

Тема счастья как бизнес-модели волнует не только западные компании. В нашей стране появились первые успешные примеры счастливого бизнеса — DTEK, Interpipe, Watsons, Starlightmedia, Баядера, Синево.

Блеск в глазах и свет, который излучают счастливые сотрудники, вряд ли можно исследовать, но уровень счастья измерить возможно. Анкета «7 источников счастья в деятельности», разработанная Санкт-Петербургским Институтом Коучинга, и Оксфордский опросник счастья позволяют справиться с этой задачей. Некоторые компании для замера счастья используют программу In Flow. Специалисты по эмоциональному интеллекту предлагают ежедневно вести дневники и фиксировать уровень счастья и эффективности. HRы определяют счастье в компании по уровню «текучки» людей: чем она меньше, тем лучше.

«Институт Корпоративного Счастья» перед запуском обучающей корпоративной программы по теме «Счастье в работе» проводит обязательную диагностику уровня счастья. Это — анкета из 40 вопросов, по ответам на которые определяется уровень счастья и основные пробелы в корпоративной культуре. Такую диагностику проводят до запуска обучения и через полгода после, чтобы увидеть динамику положительных изменений.

Ирина Примак — бизнес-консультант, сертифицированный тренер в теме «Счастье в деятельности», автор проекта «Институт Корпоративного Счастья»

Добавить комментарий