Снимаем розовые очки

Пожалуй, в природе не существует такого бизнесмена, который бы не находился в постоянном активном или пассивном поиске прорывных идей для развития своего бизнеса. Точнее, чаще всего одной идеи – но непременно вот такой, которая бы раскрыла для бизнеса новые горизонты.

Обычно тема «прорывных идей» очень подвержена влиянию моды (на управленческие концепции существует ровно такая же мода, как на платья). И очень мотивационная. То, о чем пишу сейчас я, – это страшный демотиватор, своего рода жесткое сдирание розовых очков с глаз владельцев бизнеса.

Итак, простая и практичная прорывая идея, даже пошаговый рецепт для собственника бизнеса, – как вывести бизнес из кризиса/добиться существенного роста и развития/выйти на новые горизонты, выглядит примерно вот так:

  • Подойдите к зеркалу
  • Посмотрите своему отражению в глаза и скажите: «Настоящее и будущее моего бизнеса не волнует никого, кроме меня». Или же, можно еще вот так: «Мой бизнес нужен только мне». Говорить это можно с надрывом, жалостью к себе, возмущением, негодованием и проч.
  • Повторяйте эти слова до тех пор, пока не проникнетесь их сутью и не начнете воспринимать ее спокойно

И вот, когда вы, на самом деле, примете эту идею, и этот факт перестанет вызывать у вас негативные эмоции, – перед вами откроются небывалые горизонты для новых подходов, решений, шагов. И, скорее всего, они будут эффективными. Потому что самые эффективные управленцы – те, кто взаимодействуют с реальностью, а не с фантазиями и мечтами о том, какой она должна быть (не говорим о высокотехнологичных фантазиях о будущем). Ну, а в реальности наш бизнес бескорыстно не нужен никому, кроме нас самих. Но это – не трагедия, а свобода и ресурс для роста.

Идея о том, что судьба вашего бизнеса занимает хоть кого-то на белом свете, кроме вас и вашей семьи, – чистая фантазия. Тем не менее, большинство собственников, даже отрицая ее формально, верят в нее абсолютно. И ведут себя соответствующим образом. И на пользу бизнесу это не идет. Почему?

  1. Эффективно «рулить» можно только тем, что соответствует реальности. Чем ближе твоя личная «карта реальности» к фактам, тем эффективнее ты действуешь в любой сфере. Когда на тебе розовые очки, выбрать правильно краску для стен невозможно – она всегда будет не такой, как вы ее видите.
  2. Львиная доля сил и ресурсов бизнеса уходит на поиски «принеси то, не знаю что». В роли того самого «не знаю что» и выступает преданность сотрудников или партнеров, любовь их к работе (подразумевается – к вашему бизнесу). Мне много раз приходилось говорить с бизнесменами на эту тему и спрашивать прямо: «Скажите мне, в чем именно должна выражаться эта любовь?» Все ответы можно разделить на две группы: (1) отсутствие внятного ответа и (2) ответы, которые, если их упростить, сводятся к тому, что сотрудники должны делать много больше, чем оговорено в условиях работы, мечтать о процветании вашего бизнеса и быть готовыми пожертвовать своими интересами ради него.

Истории из постов в «Фейсбуке» о том, как бурно возмущаются владельцы бизнеса, когда сотрудники при увеличении загрузки или длительности рабочего дня просят увеличить зарплату, – это не смешно. Это грустно и неэффективно. Равно как и истории о привлечении консультантов с попытками переложить на них все риски внедрения проекта.

  1. Путаница KPI бизнеса, прописанных или реальных. Когда от тебя хотят «любви», и эта любовь является критерием или одним из критериев оценки тебя как сотрудника/партнера, – то вместо достижения реальных целей, вместо конструктивной обратной связи и критики, вместо командной работы сотрудники/партнеры выдают показательные выступления на тему «я готов порвать рубашку за ваш бизнес». Самопиар заменяет работу быстро и безнадежно.

Сотрудники/поставщики/партнеры не должны любить ваш бизнес. Они, как и все прочие,  должны вам ровно то, что написано в их контрактах или зафиксировано другими договоренностями. Если принимать это, ты распоряжаешься огромным ресурсом –  можешь договариваться и передоговариваться с людьми, можешь развивать условия сотрудничества, добиваться идеального выполнения условий контрактов, мотивировать людей – но мотивировать реальными вещами – тем, о чем мечтают они, а не ты. Когда вы думаете о будущем своего бизнеса, вы видите то, что важно для вас: офис на Манхеттене, дом на Мальорке, свое имя в рейтинге Forbes, своих детей в Кембридже и проч. А вашего сотрудника или партнера все это не волнует. Ему плевать, хватит ли вам через пять лет денег оплатить учебу детей в Кембридже. Его волнует, хватит ли ему денег оплатить своим детям хорошую гимназию в Киеве.

Если вы покажете ему четко, правдиво, пошагово – как достижение ваших целей и целей вашего бизнеса поможет ему достичь его собственных, он будет работать хорошо. Но он не будет работать хорошо под обещание всеобщего счастья и вашего процветания когда-нибудь. Люди охотно идут только к своим целям, а не  чужим.

Я разочарую: умение мотивировать – это не умение рисовать заманчивые воздушные замки: «Давайте сейчас напряжемся, зато потом заживем» и декларировать, что «мы – одна команда». Это умение выявлять реальные цели и интересы другой стороны, учитывать их и строить стратегии win-win. Бескорыстная любовь к вашему бизнесу – это не стратегия win-win.

Психологи бы добавили еще пару «добрых слов» об ответственности за свою жизнь (свой бизнес) и о взрослой позиции, которая, в том числе, состоит и в том, чтобы не ожидать от других ничего, кроме соблюдения озвученных и зафиксированных договоренностей. Я не психолог, я не буду об этом. Предлагаю попробовать жить так, как будто процветание вашего бизнеса не волнует никого во всей Вселенной, кроме вас. Вы увидите, что это драйвово, потому что дает чувство истинного управления своей жизнью и бизнесом, креативно, так как открывает возможности для таких решений и шагов, о которых вы раньше не могли и подумать, и чертовски эффективно, потому что дает силы извлекать максимум из любых деловых взаимоотношений.

P.S. Приношу искренние извинения всем тем, кому процесс прощания с розовыми очками покажется болезненным.

Татьяна Коробова, управляющий партнер консалтинговой компании K&P partners

Добавить комментарий