Глубинные ошибки спикера

Как исправить ситуацию, когда спикер умный, многознающий 
и полностью в теме, но не может привлечь аудиторию или скучен? Какими инструментами можно повысить профессиональный уровень выступающего? На какие ошибки часто спикеры не обращают внимания? Давайте в этом разберемся.

Топ-список ошибок, о которых нет смысла говорить

Эти ошибки будут всегда как у начинающих спикеров, так и у тех, кто давно выступает, но не работает над ошибками:

  • оправдания;
  • извинения;
  • подбор слов;
  • отсутствие юмора;
  • всезнайство;
  • суетливость;
  • монотонность;
  • неправильное время выступления;
  • имидж оратора;
  • неприемлемые темы;
  • зажатость, мало движений;
  • мало энергии;
  • недостаточная подготовка;
  • слишком много материала;
  • вездесущие руки;
  • неискренность;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • неадекватное использование «отрицательных» терминов.

Я предлагаю задуматься о глубинных причинах приведенных выше ошибок.

Как можно проиграть конкуренцию телефону, не попав в потребность слушателя

Ошибка: непонимание трех основных потребностей слушателей во всем мире

Если спикер неинтересен, мы отдаем предпочтение «Фейсбуку». Он манит: «Полистай ленту, ничего интересного ты не пропустишь, ты же будешь слышать, о чем он говорит, вот и хорошо, листай, листай… Посмотри, что творится в мире. Позволь нам получить порцию «короткого» дофамина».

Как победить «Фейсбук»? Важно понимать, что у слушателей есть как минимум три ключевые потребности.

  1. Информация. Многие приходят за ответами на вопросы, хотят, чтобы им дали пошаговую инструкцию, четкую структуру, чтобы утолили их информационный голод.
  2. Удовольствие. Слушателю важна информация, но если вы не поиграли с его эмоциональным аппаратом, не всколыхнули чувства, он уйдет неудовлетворенным.
  3. Смысл. Важно понимание практического применения: как приобретенные знания и навыки помогут сделать каждого лучше, выше, сильнее, дороже, счастливее. Необходимо донести до участников, что они смогут делать по-новому, усвоив приобретенные знания.

У слушателей есть мозг, ему темно и скучно в черепной коробке, и если он видит и слышит снаружи что-то интересное, то активизируется, возбуждается и начинает впитывать. Если же ваше выступление его не впечатляет, он начинает сам себе изобретать задачи: вспоминает, что надо сегодня сделать по дому, а еще забрать детей из сада и полить кактус, как было хорошо в 2002 г. И все: поток мыслей человека переключился на собственные проблемы.

Быть невыразительным

Ошибка: полагаться только на контент

У выступающего есть инструменты выразительности, благодаря которым он доносит ценности и смысл своей информации.

Давайте посмотрим, что это может быть.

Голос — мы озвучиваем подготовленный материал.

Скорость и громкость речи позволяет вовлекать аудиторию в материал, благодаря воздействию на аудиальный канал восприятия информации.

Тело, мимика и жесты помогают передавать информацию невербально, демонстрируя наши чувства относительно озвученного материала и развлекая зрительный канал восприятия информации.

Когда выступающий играет голосом, переходя с громкого на шепот, оправданно ускоряет и замедляет его, когда жестикуляция и движения на сцене абсолютно органичны, когда все это убедительно соотносится с эмоциональностью оратора, то в такие моменты он прекрасен, а внутренний ребенок слушателя замирает и удивляется, наблюдая за этим маленьким чудом.

Кто здесь папочка

Ошибка: коммуницирование не с той позиции

Существует три позиции пристройки к аудитории.

  1. Как ребенок ко взрослому: «Ммм, извините, я не очень подготовился, сильно волнуюсь, поддержите меня, не обижайтесь, если что-то будет не так, принимайте меня таким, каков я есть». Это очень опасная позиция, которая разрывает аудиторию. Часть пытается жалеть спикера, остальные хотят понять, что они здесь делают и где их вещи, поэтому пребывают в ожидании, когда этот слабачок уйдет, либо уйдут сами.
  2. Как равные (модно называть — сиблинги). Текст может быть разный, важно понимать, что участники начинают подсознательно конкурировать за власть и внимание всей аудитории, поскольку выступающий не транслирует четкий образ лидера, ведущего, эксперта.
  3. Как взрослый к детям: «Так, тетрадки открыли и записываем, рот закрой и слушай, я лучше знаю, что и как, я прошел этот путь, я эксперт. Не нравится — дверь справа, до свидания». Это пример крайнего варианта подобной позиции, такое редко, но случается. С таким выступающим аудитория начинает объединяться против него же и вести партизанскую войну, пытаясь подорвать его авторитет.

Так какая же позиция лучше всего подходит? Создается впечатление, что все они опасны для спикера.

Важно понимать, перед какой аудиторией выступаешь, и выбирать позицию взрослого, так как все пришли чему-то научиться и разобраться. Но важно не казаться опытным, а быть им. Не надо крайностей, с аудиторией нужно общаться, задавать вопросы, но четко при этом помнить, кто папочка и что процесс контролируете вы, а не они.

Подайте таблеточек от страха и энергии побольше

Ошибка: непонимание своей биохимии

Переживать перед выступлением — это нормально. Если у вас нет страха перед выходом на сцену — осторожно, может быть, вы подвержены психиатрическому заболеванию, и стоит провериться у специалиста. Или тема вам совсем неинтересна, и результат выступления вас тоже не интересует.

Важно научиться, трансформировать тревогу в энергию и яркость выступления, сублимируя ее в юмор, эмоциональные вставки, живую жестикуляцию. Часто выступающие пытаются подавить чувство страха, фокусируясь на этом. Внимание не безгранично, пока вы удерживаете тревогу — вам тяжело думать и говорить, а жить органично на сцене — и подавно. Поэтому могут быть ситуации «белого листа», когда в голове пустота и совершенно вылетело, что нужно говорить дальше. Спикеры, которые зажимают чувство тревоги, выглядят скованно и неинтересно, не в состоянии контактировать с аудиторией, говорят тихо или слишком громко.

Переживать перед выступлением —
это нормально, даже если вы профи

Изучите свою биохимию. Если страшно или мало энергии, сделайте физические упражнения за 10 минут до выступления. 10–30 приседаний разгонят кровь, увеличат количество энергии и сделают вас как минимум в начале интереснее и живее. Некоторые выступающие прыгают на батуте перед выходом на сцену (если вы понимаете, о ком я).

Тышь … Тышь
 (шептал кнут самобичевания)

Ошибка: самоуничижение в сочетаниис ожиданием, что все должны тебя любить

Ты никогда не будешь нравится всем. Еще раз: ты никогда не будешь нравится всем. Все, выдыхай, если у тебя сильное желание нравиться — ничего страшного, пару сессий с психотерапевтом помогут тебе разобраться, что это за прикол, и не вставлять его в бизнес.

Многие переживают после выступления и считывают разные реакции слушателей. И если замечают, что кто-то достает телефон, вертится, выходит, то воспринимают подобные проявления как личную неприязнь или знак того, что «я был не очень как спикер». Это отчасти может быть правдой. Но практика показывает, что фантазий здесь больше. Попробуйте ради эксперимента представить, что ваше выступление понравилось слушателям, и вспомните подтверждающие эту мысль факты: кто-то внимательно слушал, записывал, задавал вопросы, подошел в конце и поблагодарил. И вы поймете, что тех, кто доволен — больше, чем было в фантазиях.

У меня был случай в коучинге с клиентом, которому нужно было выступить на вебинаре, а он переживал, что будет не очень. Я попросил его обязательно записать выступление и потом пересмотреть. После вебинара мне пришло от него сообщение, что все было ужасно, и он дико расстроен, так как все прошло, мягко говоря, не очень. Через день после просмотра записи, которую ему сбросили, он написал: «Уже доступна запись конференции и я только что посмотрел свое выступление)) Жесть!!!». Как же наш мозг способен сам себя унижать, недооценивать, страдать… Наши страхи и блоки с детства реально не дают нам шанса на адекватное восприятие самих себя. Страх быть недостаточно хорошим просто уничтожает нашу индивидуальность и уверенность в себе.

Психолог Леонард Ор в своей концепции «Думающий и доказывающий» раскрыл этот феномен. У нас в голове есть думающий и доказывающий. И доказывающий просто доказывает то, о чем думает думающий. Мы способны себе доказать очень многое, так зачем тратить силы, доказывая, что мы не очень. Лучше в это время подумайте о чем-то приятном. Но помните: переоценка себя и своих возможностей — обратная сторона слабой самооценки. Не переусердствуйте, реальность — наше все.

Кто я, где я, что я здесь делаю?

Ошибка: выступление без цели

Дело в том, что цель — одна из опор спикера. Когда я понимаю, зачем это делаю и какой хочу получить результат, увеличивается энергия и уменьшается страх. Количество целей варьируется от задач выступления — может быть одна, а может быть и несколько. Вот 3 цели, над которыми стоит задуматься.

  • Что я хочу, чтобы они запомнили?
  • Что я хочу, чтобы они поняли?
  • Что я хочу, чтобы они сделали?

Выступление, которое отвечает на эти вопросы, не оставит равнодушной вашу аудиторию. Оно приобретет глубину и объем.

Почему библия популярна

Ошибка: не рассказывать истории

Сторителлинг — важная часть выступления. Библия популярна потому, что она наполнена историями, притчами. Мы как бы выросли, но при этом остались детьми, соответственно, любим сказки. И когда у нас в голове повествующий создает картинки и визуальные образы, мы верим ему гораздо охотнее.

Учим выступление по памяти vs тотальная импровизация

Ошибка: прийти переподготовленным/ не готовиться совсем

Я предлагаю попробовать готовиться блочно. Например, блок «приветствие», а в конце блок «спасибо за внимание». Внутри — блоки, которые вам нужно донести, а между ними общение с аудиторией и обсуждение предыдущего блока. Таким образом вы избежите ситуации «чистого листа», когда в голове пустота, вы растеряны и не понимаете, что нужно говорить дальше. При блочной работе вам необходимо всего лишь помнить, на каком из них вы находитесь в данный момент. При условии, что вы профи в своем деле и знаете, что говорить.

Продающая структура выступления и немного магии

Ошибка: не учитывать, чего хочет публика

Если вы предприниматель и вам через выступление нужно продавать или вы презентуете какой то проект, важно знать, чего еще хочет ваша аудитория. У нее в голове 4 подсознательных вопроса, и если вы на них ответите, то попали в точку, они будут вас слушать, знакомиться, покупать.

Что это/кто это?
 В начале выступления расскажите о себе и теме выступления хотя бы в трех предложениях, чтобы я как слушатель понимал, о чем будет идти речь, и почему должен слушать именно вас.

Почему я должен это купить/слушать? Дальше вам нужно мне продать презентацию. Объясните, что я получу, и как смогу применить в свою жизнь то, что вы будете рассказывать. Показатель — когда аудитория заинтересовывается и уже ждет, когда вы начнете переходить к полезной части.

Почему у вас? Продайте мне себя, почему стоит покупать или слушать эту информацию именно от вас, ведь я уже понял, что она мне нужна, но я же могу получить ее из другого источника, у другого спикера, почему у вас?

Почему сейчас?
 Хорошо, вы меня убедили. Да, это нужно делать, ставить газовые счетчики, запускать рекламу в «Фейсбуке», делать новый сайт, заменить парк автомобилей. Ничего страшного, если я это сделаю завтра, через неделю. Важно мотивировать к действию сейчас, пока сознание слушателя в фокусе на том, что вы говорите, и он максимально расположен к изменениям, принятию решений.

Вывод

Люди, кроме информации, хотят получить удовольствие. Получат они его от вашего выступления или от своего телефона — решать вам.

Запоминают тех, кто вызывает чувства.

Александр Олешко, тренер публичных выступлений, преподаватель актерского мастерства