Выгодный круговорот: бизнес-экосистемы как тренд

Если посмотреть на бизнес с точки зрения системы, можно увидеть, что труд и финансовые ресурсы с помощью человеческого интеллекта превращаются в продукт, необходимый клиентам. При этом конкуренция в современном мире возрастает в геометрической прогрессии. Если компании имеют сравнительно равные условия доступа к трудовым и финансовым ресурсам, то конкуренция перемещается в интеллектуальную и креативную сферы. Добавленная стоимость в современном мире формируется уже не ресурсами и механизмами, а креативностью и инновациями.

Один из новых подходов в бизнесе – использование равновесных «природных» систем для развития бизнес-экосистем. Все методы стимулирования сбыта, воронки продаж или агрессивный PR – синтетические инструменты, и они со временем надоедают клиентам и ведут к разочарованию в продукте. Также необходимо учитывать смену поколений и ценностей: молодым людям уже не интересны финансовые накопления и обрастания собственностью, они хотят быть полезны обществу.

Как видно из вышесказанного, современный успешный бизнес должен соответствовать формуле «Win-Win-Win» – такой подход способствует максимизации прибыли. В формуле первый Win – выигрыш клиента от сделки, второй Win – выигрыш компании от сделки (не только материальный), третий – выигрыш общества от сделки (через создание общественной ценности) и внутренний Win – развитие бренда компании в мировом пространстве.

 Экосистема как формула успеха

Компании, которые игнорируют формулу «Win-Win-Win», как правило, используют синтетические модели продвижения. Это делает их подверженными сезонным колебаниям спроса и ставит их в позицию крайней зависимости от изменчивой внешней среды.

Но вряд ли можно реализовать формулу с тремя Win в пределах одного бизнеса. Рамки одной компании слишком ограничивают масштабность решений. Появляется необходимость перехода к комплексной стабильной экосистеме с устойчивым развитием.

Основой любой экосистемы является последовательность процессов, которые проистекают один из другого и замыкают цикл продуктов для клиента. Другими словами, ингредиенты бизнес-экосистемы являются последовательно ценными для клиентов и помогают не выпускать клиента за пределы системы. В основе подхода – комплексное обслуживание, когда в одном месте клиент может получить решение всего спектра своих проблем.

Почему экосистема эффективнее, чем комплекс услуг, которые предоставляются одним предприятием и его подразделениями? Во-первых, экосистема способна создавать «вход» для клиента из любой точки, в то время когда в большинстве организаций такая точка одна. Например, даже если предприятие крупное, обычно для работы с клиентами выделяется группа менеджеров, и только они несут на себе бремя ответственности за продажи. В экосистеме нет необходимости агрессивно продавать продукт: клиент приходит за ценностью в один из бизнес-юнитов, а потом с целью удовлетворить другие потребности переходит к другому элементу экосистемы.

Во-вторых, в каждом из проектов экосистемы создается своя уникальная организация функционирования и развития. В монолитном же предприятии, как правило, она одна и создана по усредненной модели. А усреднение еще никогда не было эффективным.

В-третьих, распределяя сотрудников по проектам согласно их психофизиологическому типу, вы получаете саморазвивающуюся систему самомотивированных сотрудников и руководителей. Эти проекты одновременно автономные и находятся в синергии с другими проектами системы. Собственно, поэтому и модель называется экосистемой. Если изучить природные экосистемы, мы найдем в них много общего с бизнес-экосистемами, когда один проект перетекает в другой – и так до бесконечности. Это как круговорот в природе.

В-четвертых, в экосистеме заложена ценность, которая дается обществу через распространение полезной информации, и влияние – через неприбыльные общественные организации. Как раз они и отвечают за показатель «Win – ценность для общества».  

Кейс «Холдинг по инновационному развитию»

Рассмотрим пример экосистемы, построенной на потребности руководителей компаний в инновационном мышлении и знаниях для создания дополнительной маржинальной прибыли и победы на конкурентном рынке.

Необходимость в получении руководителями инновационных знаний продиктована прежде всего потребностью в повышении маржинальности товаров и услуг, которую можно достичь только при условии креативной конкуренции на рынке. Украинская ассоциация бизнес-лидеров (UABL) способна объединить руководителей, а мероприятия с инновационной составляющей – дать им идеи и быстрое внедрение в структуру предприятий. Внедрение инноваций требует системного мышления, которое возникает благодаря постоянной выработке навыков и внедрения современных технологий. Для этого в экосистеме создана Lviv School For Business Executives, основной задачей которой является последовательное модульное (с минимальными затратами времени) внедрение системного масштабного мышления в поведение руководителей.

Но руководители развиваются и поднимаются по карьерной лестнице, и у компании возникает потребность в новом персонале – сотрудниках, способных выполнять поставленные задачи с максимальной результативностью. Для этого в экосистеме предусмотрено третье предприятие – Human Resource Management Center. Оно обеспечивает компании необходимым персоналом в достаточном количестве.

Однако привлечение персонала – это не только подбор сотрудников, но и внедрение современной проектной системы, в которой сотрудники достигают высокого уровня самомотивации – наивысшего уровня результативности и развития. Как же повысить уровень развития сотрудников до понимания системы в целом и ее взаимосвязей с внешним миром (не только клиентами, но и всеми бизнесами, которые ее окружают)? Этим вопросом занимается Business Community School – эффективный элемент системы по развитию персонала до уровня старшего сотрудника.

Также компаниям важно продвижение сотрудника до уровня руководителя проекта. При этом в проектно-процессной структуре может быть большое количество проектов, что создает множество карьерных лифтов. Ни для кого не секрет, что часть сотрудников уходит из компаний в поисках карьерного лифта. Внедрение технологии построения экосистем значительно уменьшает отток профессиональных сотрудников в другие компании и дает им возможность карьерного роста в других единицах системы. Это вполне достижимо при использовании методики обучения проектному мышлению сотрудников и руководителей подразделений. С этой целью создан Lviv Smal Business Development Center, который рассматривает любой бизнес-проект с точки зрения малой бизнес-единицы и ее быстрого развития в синергии с другими проектами.

Дальнейший рост предприятия требует привлечения молодых сотрудников, для которых эта работа станет первой – компании важно правильно «поставить почерк» молодому сотруднику. Для этого создана Всеукраинская ассоциация молодежи, целью которой является отбор эффективной молодежи, ее обучение проектно-процессному мышлению и внедрение на предприятие уже частично готовых специалистов. Предприятие от такого подхода сразу выигрывает без дополнительных затрат.

Чтобы удовлетворить потребность клиента в анализе рыночных трендов и эффективности принимаемых руководителями решений, в экосистеме создан Аналитико-информационный центр стратегического развития общества.

Экосистемы просты в финансовом учете и организационном управлении: работу каждого проекта видно отчетливо и ясно с точки зрения прибыльности и эффективности сотрудников. Любое предприятие можно переформатировать под экосистему, ценную для общества и прибыльную для компании-основателя. Но и это еще не все. Она может успешно развиваться в нишевых направлениях и захватывать совершенно другие сферы деятельности. Например, экосистема, направленная на обучение компаний инновационному и эффективному развитию, может включать в себя компанию-изготовителя и продавца одежды в корпоративном стиле, а также предприятие широкоформатной печати рекламной продукции и т. д. Под эту экосистему подходит любая деятельность, связанная с развитием и обслуживанием делового клиента.

Руслан Бельтюков, президент Всеукраинской ассоциации руководителей бизнеса, разработчик авторской методики создания и развития экосистем