Что ожидает Украину и мир в 2017 году

Традиционно в январе принято давать экономические прогнозы на год с учетом различных факторов, которые влияют на дальнейшие события. Существуют несколько сценариев развития украинской и мировой экономик. Только время покажет, что произойдет на самом деле, но прогноз поможет подготовиться к каждому из них.

Три варианта для Украины

Экономика нашей страны в 2017 г. будет развиваться по одному из трех сценариев.

  1. Рост – не на 1-1,5%, а на 5-6%. По этому сценарию страна пойдет, если под внешним давлением Запада и внутренним гражданского сообщества в Украине, наконец-то, будут проведены реформы. В этом варианте продолжит работать жесткая экономическая политика, придут прямые иностранные инвестиции. К сожалению, шансов на развитие именно такого сценария к концу 2017 г. всего 17%.
  2. Стагнация. Он подразумевает жесткую монетарную политику, отсутствие популизма и реформ. Приватизация и безвизовый режим останутся в будущем, а кредиты от МВФ будут поступать ровно такие, чтобы страна могла пережить очередной отопительный сезон. По большому счету, это – путь Греции, когда олигополия не заинтересована в переменах. При таком сценарии в 2018 г. страну ждут дефолт и новые переговоры с кредиторами. Экономика останется в депрессивном состоянии, инвестиции не придут. Шансы на развитие этого сценария велики – 73%, и объективно – он самый вероятный.
  3. Стагфляция. Экономика страны пойдет вниз в случае, если не будут реализованы ни реформы, ни жесткая монетарная политика, а власть полностью перейдет к популистам, и коалиция развалится. При таком развитии событий МВФ откажет Украине в помощи, НБУ и Минфин возьмутся печатать деньги. Шансов оказаться в таком положении – около 10%.

Если стагнация – наиболее вероятный для Украины экономический сценарий на 2017 г., то возникает другой вопрос: как долго страна сможет оставаться в таком состоянии? Ведь стагнация – это отставание от агрессивных конкурентов, потеря рынка и бедность. На мой взгляд, Украина приближается к точке бифуркации, в которой придется либо начать реформы, либо свалиться в популизм. Оба варианта равновероятны, из-за чего долгосрочные инвесторы не спешат к нам: выжидают, каким путем пойдет страна.

Табл. 1. Чего стоит ожидать Украине?

2017 г.

Сценарий Курс, грн/$ Вероятность, %
Рост экономики

 

25 17
Стагнация

 

29 73
Стагфляция

 

40 10

 

2020 г.

Сценарий Курс, грн/$ Вероятность, %
Рост экономики

 

27 45
Стагнация

 

33 10
Стагфляция

 

60 45

 Диагноз: хроническая бедность

Долгое время Украина по показателю ВВП на душу населения шла наравне с Грузией, а сейчас в стране хроническая бедность, она опустилась на один уровень с Молдовой. Существуют три причины, почему так произошло.

  1. Олигополия. Олигархи, к сожалению, не заинтересованы в проведении реформ, их устраивают сложившаяся система и нынешние правила игры. У них, конечно, тоже не все хорошо, но и не так плохо: где еще можно найти страну, которую так долго можно было бы «доить» без каких-либо обязательств и ответственности.
  2. Сложная геополитика. Украина включена в проект «Междуморье» (Intermarium), который будет реанимирован. Эта идея зародилась еще в 1919 г. во времена Юзефа Пилсудского (польский политический деятель, – ред.). В обновленную юридическую реализацию проект вызреет, возможно, через пару лет. Не зря в Украине среди элиты много поляков. В будущем страна геополитически может оказаться в подчинении у Польши, и наш президент с докладами будет ездить не в Вашингтон, а в Варшаву.
  3. Динамика сырьевых цен, от которых Украина зависит на 96%. Они 10 лет подряд растут, потом падают и снова переходят к росту (см. рис. «ВВП Украины»). Украину будто носит по волнам в бушующем море: динамика сырьевых цен или поддерживает экономический рост Украины, или усугубляет спад. К примеру, экономический подъем 2016 г. объясняется именно ростом мировых цен на сырье, а не реформами, действиями парламента, Кабинета министров или других институтов. Их влияние составило оставшиеся 4%, но они могли бы сделать и больше. В этом свете есть хорошая новость: сырьевой цикл на дне, и это большой плюс. Цены на сырье упали, отлежались и снова растут, что сразу видно по стоимости нефти.

VVP

Вечная загадка Украины в том, что она энергозависима и уязвима, когда цены на энергоносители растут. Вместе с ценами на нефть поднимаются и сырьевые цены, и стране становится лучше. Исключением из корреляции состояния экономики с ценами на сырье стал период 2011-2014 гг. В то время цены на зерно и металлы пошли вниз, а энергетика осталась высоко. Эти три года вымыли из Украины около $20 млрд. из-за газового контракта и дорогой нефти. 2014 г. был жестким, но это – исключение из общего правила.

Нынешняя ситуация на сырьевом рынке в стране благоприятная, подвоха можно не ждать. Единственный нюанс – это возможный кризис в Китае. На мой взгляд, он может наступить с высокой вероятностью в 2017 г. Он автоматически приведет к новому падению сырьевых цен, и Украину тогда «встряхнет».

Сейчас долговая нагрузка нашей страны снизилась и все еще позволяет провести долгожданные реформы. Правда, возможность не означает желание. Проблема в том, что если страна к 2019 г. не проведет их, в 2019-2020 гг ее ждет дефолт. Напомню, что следующие президентские выборы должны состояться в марте 2019 г.

 Картина мира

Если внимательно посмотреть на глобальные тенденции, то можно выделить три развития мирового сценария в 2017 г.

  1. Война – подразумевает процесс деглобализации и потоковые гибридные войны. Итогом таких процессов станет «Глобализация 3.0» и новое глобальное правительство.
  2. Стагнация – включает в себя нулевые процентные ставки, низкую производительность труда и демографический переход.
  3. Четвертая промышленная революция – конвергенция технологий, искусственный интеллект и роботизация, что ускорит мировую экономику и повысит производительность труда.

Мир достиг предела. Почему я так утверждаю? Потому что потребителей больше нет. К примеру, когда строится завод, его собственник не планирует производить ежегодно одинаковое количество пар обуви. Он рассчитывает наращивать производство. И так любой бизнес увеличивает производство и строит новые заводы. Сейчас построено слишком много всего, в мире нет такого количества потребителей, их прирост пошел на спад. Этот процесс называется демографическим переходом, и он для истории совершенно новый.

В развитых странах – нулевой прирост населения, даже в Китае начался резкий демографический спад. Прирост держится пока в Индонезии и Африке. Одновременно, количество работающего населения в развитых странах сокращается, что оказывает давление на рынок труда. Даже богатых потребителей в мире больше не становится. Если год или два назад был «золотой миллиард», то «два миллиарда» в скором времени не станет.

Снижение количества работающего населения планеты проходит на фоне падения производительности труда. Этот показатель близок к нулю. На Западе еще несколько лет назад надеялись, что он останется хотя бы на уровне 1,8-2% в год, но этого не случилось. Низкая производительность становится серьезной проблемой, так как оборачивается малой прибылью и падением маржинальности для бизнеса. Долгов у компаний при этом остается много, и их нужно отдавать.

На мировую экономику также влияет ситуация очень сильного расслоения общества. У самых богатых, а их около 5%, все хорошо, их доходы растут. С другой стороны, согласно последнему отчету McKinsey, 65-70 % населения даже в относительно успешных странах сейчас зарабатывают либо столько же, сколько 10 лет назад, либо меньше. Такого стремительного обнищания в богатых странах никогда не было.

Реальные проблемы мировой экономики маскируются долговой пирамидой. Огромные социальные и пенсионные обязательства были рассчитаны на продолжение быстрого роста. Теперь же их будут выполнять за счет усиления государственного давления на богатых и бизнес. Одновременно, выстроилась пирамида денег. Центробанки не могут остановить эмиссию. В результате такой накачки деньгами, во всем мире сейчас процветают отрицательные процентные ставки. ЕЦБ и Банк Японии начали покупать облигации, которые гарантируют получение убытков. Банк Японии уже имеет убыток $84 млрд, который в дальнейшем будет только расти. Как долго центральные банки смогут терпеть отрицательные процентные ставки? Точно это не известно.

Очевидных выходов из сложившего кризиса – несколько:

  • 15% вероятности имеет сценарий резкого скачка инфляции, при котором долги обесценятся. Дональд Трамп пришел к власти в США, и это увеличивает вероятность дефолта.
  • 50% ­– у сценария обесценивания сбережений и нулевых процентных ставок.
  • 20% – у зачистки «плохих» сбережений или их отъема.
  • 10% – у выхода через рост производительности, когда четвертая промышленная революция сделает долги необременительными.
  • Оставшиеся 5% – вероятность выхода через войну.                                                                                      Коротко о главном
  • После марта 2017 г. есть шанс улучшить бизнес-климат в Украине. Можно выделить несколько этапов: сложная зима, возможный спекулятивный всплеск интереса к Украине и серьезный долгосрочный инвестиционный интерес в октябре 2017 г. – в лучшем случае.
  • Если в Украине останется нынешняя ситуация, то в 2017 г. рост ВВП будет 1,5%. По оптимистичным прогнозам – 2-2,5%, если осенью 2017 г. Украину коснется инвестиционный спрос. Но этот сценарий может быть разрушен, если наступит кризис в Китае.
  • Среднегодовой рыночный курс за доллар, скорее всего, составит 29 грн. В конце 2017 г., возможно, будет 30-32 грн/$, по оптимистичному сценарию – 28 грн/$.
  • Иностранных инвесторов интересуют в Украине только аграрный сектор и отрасли, которые его обслуживают. Все остальное – в меньшей степени. Чтобы улучшить инвестиционный климат, в первую очередь, необходимо провести судебную и бюджетную реформу, которая снизит налоговое давление на экономику, и реформу взаимоотношений между государством и госпредприятиями. Налоговая реформа не столь принципиальна, это – не самая главная проблема.
  • МВФ активно пытается уменьшить налоговые льготы для единоналожников и свести их группу до минимума. Только предприниматели, получающие $1-2 тыс. чистого валового дохода, останутся на едином налоге. А все остальные должны будут перейти на общую схему налогообложения либо как физлица, либо как юрлица. Поэтому малому и среднему бизнесу в будущем будет сложнее, чем сейчас.                                              Глобальный прогноз на 2017 год

prognoz2017

Эрик Найман, финансовый аналитик, управляющий партнер компании Capital Times

Добавить комментарий