О KPI – с юмором и серьезно

Понимание, что такое ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI), лучше всего приходит после прочтения (или просмотра) миниатюры Аркадия Райкина, в которой он еще 40 лет назад гениально сформулировал суть KPI:

— Что ты сегодня сделал?

— Кто, я?

— Да, ты. Сколько ты сегодня сделал?

— Чего?

— Ну, того, чего ты должен сделать. Сколько?

— А чего я должен сделать сколько?

— Ну, того, чего ты должен сделать, того и сколько.

— Может, деталей?

— Нет.

— Кирпичей, может?

— Нет.

— А чего?

— А того, чего ты сам знаешь.

— А сам я ни черта не знаю.

— Ты что, издеваешься?

— Я не издеваюсь. Я ставлю вопрос ребром! Вот вы сперва найдите единицу измерения моего труда, то есть: чего, когда, кому и сколько, вот тогда с меня и спрашивайте! А пока вы эту задачку не решили, вы меня не беспокойте… Нет, пятого и двадцатого – это святое дело. Пятого и двадцатого я прихожу, потому что я знаю – чего и сколько!

Да, так передать суть KPI – это, наверное, смешно. Если бы не было так грустно.

Измерить поставленные цели

Такая ситуация встречается почти в каждой второй-третьей компании. Согласно Википедии, KPI – это показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование этих показателей дает возможность организации оценить свое состояние и реализацию стратегии, позволяет проводить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом. Это – инструмент, который измеряет поставленные цели.

Внедрение системы KPI’s в систему управления и контроля продуктивности работы компании это, как может показаться, сложный и трудозатратный процесс. Но так может быть не всегда.

Организационный менеджмент

С помощью простой и понятной системы, которая основана на технологии «концептуального менеджмента®» и разработана директором компании Business Systems О. Афанасьевым, можно внедрить ключевые показатели эффективности в работу компании любой величины.

Одним из ключевых элементов этой технологии является организационный менеджмент – механизм компании, который должен быть скорректирован в соответствии со стратегическими целями и описан на уровне бизнес-процессов, карт деятельности подразделений (положений о подразделениях) и каждого сотрудника в них (the job description).

Части целого

Составление карты деятельности (см. рис.) всегда нужно начинать с описания миссии должности. Необходимо ответить на простые вопросы: зачем эта должность нужна в компании? какую работу будет выполнять специалист на этой должности? чего компания может достичь благодаря данной должности? Если вы сможете ответить на эти вопросы – должность нужна компании. Если нет – то вводить ее нет смысла.

Рис. Карта деятельности

kpi-piramida

После необходимо определить главную цель, которую нужно будет достичь сотруднику. Обратите внимание, что главная цель обязательно должна быть одна – это облегчает жизнь в компании как руководителю, так и самому сотруднику, т.к. есть фокус на достижение конкретного результата. Также необходимо ввести KPI результативности, который однозначно даст ответ – цель достигнута или нет. Результативность можно измерять как в количественных, так и в качественных показателях.

Чтобы достичь главной цели, необходимо выполнить определенный набор ключевых задач, которых должно быть не более 7-8. Чем меньше, тем лучше для осуществления одновременного контроля над ходом их выполнения. Каждая из них будет считаться выполненной при достижении результата, который следует заранее определить. И это будет одним из этапов, который приблизит к главной цели. Оценить выполнение задачи поможет показатель KPI активности.

В свою очередь, чтобы достичь каждой из ключевых задач, нужно описать алгоритмы действий. Для выполнения конкретной задачи определяем не более 7-8 шагов. К каждому конкретному шагу можно прописать знания, умения и навыки, необходимые сотруднику для эффективной и результативной его проработки. Таким образом, определяются требования к компетентности сотрудника, и карта деятельности составлена.

Одной из должностей в компании, от которой напрямую зависит ее финансовое благополучие, является позиция менеджера по продажам. В качестве примера, посмотрим, как можно описать главную цель, задачи и ключевые показатели эффективности для этой должности, и чем эти KPI’s измерять (см. табл.)

kpi-tabl

Вадим Горенко, бизнес-коуч

Добавить комментарий