Не только для стартапера

Книга «Стартап по Кавасаки: проверенные методы начала любого дела», на которую мы хотим обратить ваше внимание, изначально планировалась как отредактированная версия предыдущей, условный «Стартап 1.1». Но автор, Гай Кавасаки, увлекся обновлением фактов, многое переосмыслил и переформулировал. В результате отредактированная рукопись оказалась на 64% больше предыдущей. Вместо версии 1.1 получилась версия 2.0. Так увидела свет новая книга от легендарного менеджера.

Человек, который дважды работал с Джобсом и выжил

Гай Кавасаки – менеджер и венчурный капиталист, автор тринадцати книг, десять из которых – бестселлеры. Ему мир обязан «религией Apple» и популярностью графической программы Canva. Основатель венчурного фонда Garage, амбассадор бренда Mercedes Benz USA, а также почетный профессор университета Беркли.

Связанные одной целью

Гая Кавасаки считают отцом евангелизма в маркетинге со времен его первого захода в Apple – 1983-1987 годов. Именно он создал повальную моду на «яблочные продукты» и перенес практику партизанского маркетинга в продажи сферы IT. Но в отличие от «сарафанного радио», когда клиенты делятся удачным опытом и рекомендуют друг другу продукт, «евангелисты» бренда одержимы идеей изменить мир к лучшему. Эти люди не просто рекомендуют продукт – они объединяются с единомышленниками. И делают это без какого-либо материального поощрения, ими движет общая идея. Онлайн-платформы и сообщества, форумы и группы в соцсетях, клубы «Coradoводов» и «Владельцев Харли-Дэвидсон» – все это «точки сборки» амбассадоров бренда. По словам Гая, когда он увидел, какими возможностями обладает Macintosh, «облака разверзлись, и ангелы стали петь с небес». Книга «Стартап» – это инструкция по созданию такого бренда. Парадоксально, но факт: она уже стала брендом сама по себе и является must read любого стартапера. А потом вышла версия 2.0 – «Стартап по Кавасаки».

Один на один

Особенность всех книг Кавасаки в том, что каждая – это итог этапа профессионального развития автора. По ним можно отследить не только этапы карьеры Гая, но и изменения в мировоззрении, даже определенное личностное взросление. Например, в самой первой своей книге The Macintosh Way («Путь Макинтош») он опирался на термины известных экономистов и сравнивал себя с голливудскими продюсерами, в Hindsights («Непредвиденное»), написанной в период бракоразводного процесса, искал ответы на внутренние вопросы у всех – от бизнесменов до наркозависимых.

«Стартап» кажется квинтэссенцией всего: как создать инновационный продукт, как выгодно подчеркнуть конкурентные преимущества перед инвесторами, как нанять правильных сотрудников и представить свой бренд. И по стилю изложения, и по структуре эта книга – обращение ко всем, кто жаждет изменить мир. Разумеется, она написана в форме прямых обращений к аудитории: коротко, хлестко, существенно, местами юмористично и вдохновляюще.

«Стартап по Кавасаки» изложен столь же динамично. В нем остались короткие упражнения вроде «Создать мантру своей компании» и яркие примеры из опыта разных бизнесов. Но уже в оглавлении становится понятно, что перед нами совсем другая книга – более комплексный подход, масштабное видение, глубокое мышление. Это как если бы вы прослушали выступление Гая со сцены, а потом сели с ним побеседовать в его библиотеке – спокойно, один на один. И вроде речь о том же, но как будто другая ответственность рассказчика. Там он улыбался слушателям со сцены, а здесь смотрит вам в глаза и говорит о собственном опыте применимо к вашему. Шутит все так же смешно, но иронизирует больше над собой. И каждый раз, касаясь уже сказанного, по-джобсовски добавляет: «И еще кое-что». Например, 10 главных ошибок стартапера и советы, как их избежать.

Психология искателя

Если описать книгу в трех ключевых понятиях, то это были бы: вера, ответственность, результат. Идея философии стартапа такова, что его создатель должен быть одержим собственным проектом. Жаждать с его помощью изменить мир к лучшему, вовлекая в это единомышленников. Если он будет хотеть только прибыли, то проиграет, и его бизнес не получит силы, чтобы достичь главной цели. Если же оторвется от действительности и потеряет равновесие, – случится ровно то же самое. Как сохранить баланс? Крепко стоять на земле и смотреть на вещи реально. Вы хотите новый Google или нишевый бизнес? Ответ определяет условия регистрации. Вы готовы отправиться в свободное плавание или предпочитаете развивать свой проект, оставаясь пока на основной работе? Кого из сотрудников стоит повышать, а кого – мотивировать другими способами? И много других, казалось бы, простых вопросов, которые подстерегают молодого предпринимателя на пути к успеху. Ответы можно найти в фундаментальных теоретических источниках, а можно узнать у практика, быстро и просто. Все зависит от целей и возможностей.

Иностранным бизнес-пособиям часто вменяют в вину то, что эти книги написаны на чужеродном опыте. Действительно, в Украине другие законы, и даже в очень больших компаниях внутреннее предпринимательство отсутствует как вид. Но психология искателя, человека, жаждущего улучшить мир, остается одинаковой на любом континенте. Еще ни один стартап не рухнул от того, что не успел вовремя нарастить производство, и ни один не вырос на ворованной идее – утверждает Гай Кавасаки. Но кто сосчитал те проекты, которые так и не «взлетели» из-за человеческого фактора? От способности поделить доли до умения выстраивать отношения с инвесторами.

Поклонникам Джобса

Как и положено хорошему проекту, «Стартап по Кавасаки» приготовил скрытый бонус – для всех поклонников Стива Джобса. Автор нередко обращается к каким-либо идеям или привычкам своего легендарного коллеги, цитирует его высказывания. Каждый раз, объясняя их практическое понимание так, что читателям открывается совсем другой Джобс. Такого не описывали ни Айзексон, ни Галло, ни Блюменталь, ни даже другие его сотрудники.

Когда бизнесмен начинает писать книги, его легко обвинить в том, что он выдохся как профессионал или просто хочет подзаработать. Гай Кавасаки не скрывает своей мечты: «чтобы после моей смерти вы бы сказали «Этот парень вдохновил меня». Рискнем предположить, что любой из нас хотел бы оставить свой след на земле. Вопрос только в масштабе: кому-то достаточно признания самых близких, а кто-то готов изменить мир. Книга «Стартап по Кавасаки» – о том, как определить свою цель и пройти выбранный путь в бизнесе.

Материал подготовлен при поддержке книжного интернет-магазина Bookzone.com.ua

Добавить комментарий