SSV_0110

Одних знаний недостаточно

Философские размышления Юло Вооглайда о выработке решений, об изменениях, о пользе стыда и опасности помощи

Чтобы у человека получилось что-то изменить, одних знаний недостаточно. Ценностью является единство знаний, умение пользоваться ими и понимание. Нам нужно понимать, где причина и следствие, где возможность и препятствие, почему получается так, а не иначе, что может случиться… Это нельзя знать, это надо понимать.

Понимание формируется, в основном, благодаря моделированию и опыту, которым нельзя поменяться. Обмен опытом – это ерунда. Опыт можно только приобрести в реальной практике, которой сопутствует эмоциональное переживание.

Выработка решений

В русском языке есть фраза «принимать решение». Но принять можно только то, что сделали другие. На английском это звучит по-другому – «decision making». И есть огромная разница: «делать» решения или принимать то, что было сделано кем-то другим.

Часто именно в этом заключается основная проблема общества. Ведь предыдущие поколения были приучены думать: пусть решает кто-то другой, а мы – лишь примем те решения, которые были сделаны кем-то, и постараемся их выполнить. Но отвечать за них мы не можем, так как решения были не нашими. Как сделать так, чтобы люди – все 40 миллионов – реально участвовали в выработке решений?

Как только человек почувствует, что он не играл в какие-то игры, а фактически «делал» решение, – он захочет показать, что оно было хорошим. А значит, он будет активно участвовать в исполнении этого решения.

Решение формирует два чувства: ответственности и активности. У людей, которые «сделали» решение, буквально загораются глаза. Они обсуждают альтернативы, думают, какие последствия могут возникнуть – скрытые или видимые, немедленные или отсроченные, локальные или глобальные.

Правильные суждения

Всякая мысль приобретает смысл только в контексте. И, соответственно, любую мысль надо ставить в контекст. В одном контексте она приобретает один «цвет» и содержание, в другом – иной смысл. Поэтому необходимо найти достаточно много контекстов, то есть метасистему.

То, что сегодня кажется правильным, – послезавтра уже устареет. Меняются факторы, идеи, цели, принципы, согласно которым мы действуем. Кроме того, никто извне не может подсказать вам, что правильно. Я всегда считал, что это не умом, а скорее сердцем можно почувствовать.

Вред помощи

Самая опасная вещь – это помощь. Африканские народы находятся в таком бедственном состоянии, в основном, из-за помощи. Помощь формирует выученную беспомощность. А затем – возникает выученная безнравственность.

Истинной помощью можно назвать только такую, которая позволяет человеку стать самостоятельным. То, что увеличивает зависимость, никогда не идет на пользу.

Сила мысли

Никто не становится умнее благодаря учебе – так можно лишь кое-что узнать. Умнее становятся, когда мыслят.

Мысль – ценность, если она рождает новые мысли. А для этого люди, участвующие в обсуждении, должны быть достаточно открыты. На этом основывается метод мозгового штурма. Когда люди друг друга не только понимают, но и уважают, и хотят сделать все возможное, чтобы создать предпосылки успеха друг для друга, – дело идет очень хорошо. Это как лавина, которая сносит любые препятствия: можно придумать такое, чего еще никто в мире не успел придумать. Но для этого люди не должны быть жадными. А еще – им нужно представлять, в каком направлении они хотят идти и чего достичь.

Цель и сихт

В эстонском языке есть слово «сихт», которое означает целесообразное направление – то, куда люди идут. А цель – это то, что надо достичь к какому-то сроку. Целей надо достигать, а на сихт ­– быть. Сихт – значительно важнее, чем цель.

С этой точки зрения педагогический процесс, воспитание – это сихт, а не цель. У родителей есть представление, каким они бы хотели видеть своего ребенка: здоровым, умным и т. д. При этом и речи не идет о том, к какому сроку этого нужно добиться.

Сихт должен быть не только у семьи, но и у общины, и государства в целом. Мне кажется, что становление Украины тоже стоит рассматривать не как цель, а как сихт.

Элита и самопознание

Когда речь заходит об элитах, существуют два взаимоисключающих образа мышления. Первый подразумевает, что только особо одаренные, настойчивые или какие-то еще люди становятся элитой. Второй образ мышления говорит, что каждый человек в чем-то особый, что-то может делать лучше всех, в чем-то старается быть не просто хорошим, но отличным. И если при этом он заботится не только о себе, но и о других, помогает им стать субъектами, а не объектами манипуляций, – то он становится важным для всех, становится элитой.

Что нужно, чтобы сформировался субъект, то есть активное начало? Во-первых, необходимо самопознание. Человеку нужно познавать себя, причем адекватно. Не думать, что он самый красивый, самый умный, самый сильный, а воспринимать себя таким, каким он является. Во-вторых, нужно познание фундаментальных понятий в общении: я, мы, они и так далее. В-третьих, необходимо познание общества, благодаря которому формируется сознание гражданина.  Наконец, нужно познание культуры – и, как результат, возникает сознание культуры, то есть идентитет (то, с чем человек отождествляет себя, – идентитет культуры, национальности и т. д.). Все это — фундамент субъекта.

Ресурсы, цели и средства

В обществе нельзя менять то, что надо менять. Чтобы изменилось то, что, как нам кажется, необходимо изменить, надо выявить, от чего оно зависит. Нужно определить все, от чего зависит то, что нас интересует. А также необходимо выявить, что зависит от того, что мы хотим изменить. Если практически ничего от этого не зависит, зачем тратить ресурсы? А если зависит очень многое, то нужно заняться созданием предпосылок для успеха. А именно – обнаружением и систематизацией ресурсов и условий их применения.

Любой ресурс – это условие для применения других ресурсов. Для изменений необходимо единство ресурсов и условий, так же, как единство целей и средств. Какой смысл ставить цели, если нет средств для их достижения? Как только мы ставим цель, надо сразу же продумать, какие средства требуются, чтобы достичь ее. Как только мы определяем «сихт», необходимо понять, какие ресурсы и условия их применения понадобятся, чтобы держаться на нем.

Поставить цель – совсем не просто. Однако больше всего пота придется пролить, чтобы достичь средств. А самое глупое – напрягаться и совершенствовать средства для достижения плохой цели.

Стыд и контроль

Хорошо, если мы стесняемся своих недостатков. Если не стыдно, тогда люди без конца повторяют свои ошибки. Единственное, что помогает, — это стыд.

Невозможно никого научить, если не стыдно быть глупым. Совесть – хорошее слово. Если совести нет, учеба не имеет смысла. Ведь работают  не знания, а человек. Если ему не стыдно валять дурака, тогда знания не помогут.

Существуют три вида контроля. Первый и основной – это мораль. Она определяет примерно 70% человеческого поведения. Еще 20% – это социальный контроль, который люди осуществляют по отношению друг к другу. Если они друг друга знают и им стыдно друг перед другом, – то социальный контроль срабатывает. Оставшиеся 10% зависят от административных мер – полиция, прокуратура и т. д. Они обеспечивают не более 10% контроля, как правило, меньше. Но если посмотреть, на что уходят ресурсы в государстве, то мы часто видим противоположную картину. На мой взгляд, это одна из самых серьезных ошибок Эстонии.

Юло Вооглайд – эстонский философ, политик, мыслитель в сфере трансформации образования и почетный профессор Тартуского университета. По образовательным принципам Вооглайда работают три школы в Эстонии, в том числе известная Коллегия Старого Таллина. Юло был народным депутатом СССР и членом депутатской группы, в которую входили Андрей Сахаров и Борис Ельцин. Был участником делегации, которая вела переговоры с Михаилом Горбачевым о выходе Эстонии из Советского Союза. Трижды был избран депутатом парламента независимой Эстонии.

Статья подготовлена Киево-Могилянской бизнес-школой [kmbs] по материалам мастер-класса эстонского мыслителя Юло Вооглайда