Boss control

Скажи, кто твой босс, и я скажу, кто ты

Если задать простой вопрос финансовому директору: «Кто твой начальник?», варианты ответов будут разными: «СЕО, президент компании, собственник, совет директоров, штаб-квартира»… И хоть ответы кажутся правильными, на самом деле, это не так. Давайте разберемся. Перевернем логику наоборот и увидим три основных типа «подчиненных»:

1.CFO первого уровня. Считают, что их начальник – это непосредственный руководитель согласно должностной инструкции. И не поспоришь – организационная структура компании не врет же, именно начальник проводил финальное собеседование на эту должность, стоит его подпись (и при этом она самая главная) в документе под названием «job offer». Более того, задачи приходят именно от начальника, как и дальнейшие перспективы по мотивации и карьерному развитию. При такой логике финансовый директор фокусируется на задачах своего де-юре руководителя, все развитие упирается в него. Может ли финансовый директор считаться успешным в таком случае? В рамках системы – возможно, глобально – абсолютно нет. При смене первого лица компании или работодателя  может существенно пошатнуться успех финансового директора  – «новая метла по-новому метет».

2.CFO второго уровня характеризуются тем, что в роли «начальника» видят не первое лицо компании, а компанию в целом. Финдепартамент выстраивает процессы, задачи, цели, критерии успешности вокруг потребностей отделов, особенно маркетингового и коммерческого, становясь сугубо сервисным отделом, и «продает» свои услуги внутри компании. Это намного сложнее, так как финансы и бухгалтерия очень скучны в понимании нефинансовых служб, и главная задача CFO состоит в том, чтобы доступно донести до остальных важность функции и свою пользу. Для этого надо потратить много времени на внутреннее обучение, беседы с сотрудниками. Финансистам надо расширять кругозор, чтобы разобраться, как работают другие департаменты. Как вариант – провести ротацию внутри компании и поработать в новой для себя роли в других отделах. А, как все знают, перемены всегда болезненны. Но, в таком случае, роль CFO, как и финансового департамента в компании, растет, и финансисты становятся ключевыми игроками при принятии решений, а не как ранее их вызывают только для проведения расчета или проверки. Что может быть лучше, с точки зрения карьеры, как общее признание твоих трудов?

3.CFO третьего уровня – самый продвинутый тип финансовых директоров.  Он ведет свой департамент в сторону интересов клиента компании. Здесь надо разбираться, кто клиент компании, какие его интересы, что ему предлагает компания, где его «боль». Кто-то скажет, что это – территория маркетинга или коммерции, но иногда качественная поддержка со стороны финансов может улучшить взаимоотношения между компанией и клиентом, тем самым повысить ее стоимость через разные инструменты (прибыль, маржинальность). Также требуется выстроить коммуникацию с коммерсантами, маркетологами как внутри, так и снаружи – с ключевыми сотрудниками клиентов. По сути, войти в роль нашего клиента, посмотреть на его конкурентов и на него со стороны, где можно усилить его как игрока на рынке и т. д. Это крайне сложно в целом, а выйти с инициативой со стороны финансового отдела еще сложнее. Но не забываем, что финансовый директор – это, прежде всего, руководитель высшего звена, который действует ради общей эффективности бизнеса. Будьте готовы серьезно перестроить финансовый отдел, так как новые цели требуют нового мышления.

А в это время зарождается следующий уровень компетенции финансового директора. Уровень, который расширяет границы действующего мышления…

Виталий Верещагин, финансовый директор КП «Капарол Украина»