superman_top

Сила лидера: обрести и не потерять

Мы привычно говорим о силе, когда речь заходит о лидерах. Сильный лидер, каков он? Хватит ли у него сил преодолеть препятствия или достичь намеченных целей? Что это за сила? Может ли она возрастать или уменьшаться, и за счет чего?

Личная сила

Я использую такой термин как «личная сила». Это способность человека реализовывать свои амбиции и сохранять целостность и эффективность под внешним воздействием. Личная – потому что, является проявлением самого человека, а не его статуса и положения, а значит, наблюдаема и в ситуации, когда человек не имеет возможности воспользоваться силой своего положения, статуса или связей.

Проявление личной силы:

  • Воля – способность держать концентрацию на цели и продолжать двигаться к цели, преодолевая препятствия;
  • Восприимчивость – способность интуитивно чувствовать происходящее и действовать эффективно в ситуации неопределенности;
  • Вера – способность выдерживать стресс и сохранять целостность и работоспособность, готовность идти в неопределенность и достигать результата;
  • Осознанность своих намерений и мотивов, а также мотивов и намерений других людей, способность договариваться, влиять, соперничать и выбирать наилучшую стратегию развития разных ситуаций;
  • Уважение, поддержка и безжалостность по отношению к другому человеку. Каждый человек строит свою жизнь сам и самостоятельно несет ответственность за полученные результаты. Каждому присуща способность заботиться, оказывать необходимую поддержку. От самого человека зависит развитие ситуации, влияние на других людей, уважение к силе и достоинству человека, его свободной воле и праву жить;
  • Креативность – способность создавать решения для тупиковых ситуаций или новые решения для стандартных ситуаций, независимость мышления от устоявшихся норм и стереотипов;
  • Целостность – высокая степень личной определенности по поводу всех значимых аспектов своей жизни (минимум сомнений или двусмысленностей), наличие своих жизненных принципов и личной философии.

В своей основе, личная сила – это две метаспособности: намерение и осознанность. Воля и представление, как писал Шопенгауэр. Развитие личной силы – это развитие способности владеть намерением (целенаправленно создавать результаты и изменения) и увеличение осознанности (способность знать о происходящем и существующем системно, на всех уровнях и в многообразии связей).

Соответственно, можно говорить об уровне или количестве личной силы, исходя из того, в каком «объеме» присутствуют данные качества. Или: при каких нагрузках (в каких ситуациях) лидер перестанет быть эффективным, сломается. Если внешний аспект деятельности лидера – это успехи и достижения, то внутренний аспект – это накопление личной силы, способность решать более сложные задачи и реализовывать более масштабные намерения.

Быть сильнее

Какой-то объем личной силы уже присутствует при рождении. И у разных детей – разный. Кто-то говорит о карме прошлых жизней и о личной силе как результате достижений в прошлых жизнях или просто о том, что пути Господни неисповедимы. Но факт остается фактом – мы не равны от рождения. И это не есть повод для уныния или самонадеянности. Не менее важным, чем изначальный уровень силы, является то, как человек распорядится тем, что имеет. Сможет ли приумножить то, что было дано как изначальный капитал?

Путь накопления личной силы один: реализация своих амбиций и базового намерения – намерения реализации. Подменой личной силы является опора только на внешнюю силу: силу статуса или положения, силу денег или других ресурсов, связи (социальные или духовные). Личная сила – это то, что принадлежит самому человеку, то, что заработано им. Внешние силы – это то, чем человек может воспользоваться, но что не принадлежит ему. На купюрах можно прочитать, кто является хозяином купюр. Обычно – это выпускающий банк, а потому и может самостоятельно принять новые правила использования купюр. Так же как статус и положение (место в обществе) не принадлежат самому человеку, это то, чем человек «пользуется». Личная сила – то, что остается с самим человеком, независимо от изменения социальных конфигураций его жизни.

Личная сила накапливается через реализацию намерений, желаний. В ходе деятельности человек сталкивается с разными ситуациями, по поводу которых не имел ранее опыта и знаний, как решать. Именно в этих ситуациях, страдая, переживая, преодолевая, придумывая и достигая результата, может быть, не с первого раза и с чередой поражений, но, в конце концов, достигая, человек накапливает личную силу. Другого пути нет.

Личная сила есть результат проживания жизни с осознанием полученных результатов. Если же прожит какой-либо опыт (достижения целей, выстраивания отношений, создания нового и т.д.) и в результате остается «осадок» неудачи – то это уже не личная сила, а личная слабость. По большому счету, нет удач и неудач – есть полученный результат, соотносимый со сделанными усилиями. Если же остаются боль, вина, стыд, страх, зависимость, предательство чего-то важного ради достигнутого, то это все – наработанные слабости. Личная сила всегда получена в опыте жизни, но не в чтении книг или слушании лекций. Но чтение книг и слушание лекций могут быть отличным фундаментом для наработки личной силы. Если это знание реализовать на практике. Если, конечно, книги и лекции адекватные. Хорошая теория позволяет создать хорошую практику.

Личные слабости

Различные аспекты личной силы как грани кристалла описываются как чистые качества: любовь, доверие, цельность, уважение, мудрость, забота, творчество, ясность и т.д. То, что обычно называют достоинствами или добродетелями, или компетенциями, или мудростью. Личные слабости это – страхи, захваченности и зависимости, ненависть, униженность, вина, стыд и т.д. Все то, что лишает силы и осознанности, контроля.

Личные слабости есть практически у каждого человека и свою историю ведут из детства: ситуации фрустрации (травма, слом) детских потребностей. Например, естественное стремление ребенка получить одобрение своих действий у родителей. Подтвердить достижение: я могу. Если с родительской стороны идет одобрение, то ребенок постепенно, с количеством опыта, обретает уверенность в своей нормальности и своей продуктивности. И получает силу через родительское подтверждение (это и есть процесс воспитания).

Если со стороны родителя идет негативная реакция (осуждение, пренебрежение, безразличие и т. д.), потребность ребенка фрустрируется, и возникают два типа переживаний: пассивные – сама травма (вина, стыд, униженность, неполноценность и т.д. и обида как отторжение близких) и активные – реакция возмущения (ненависть, обесценивание, уничижение и т.д.). Это два осколка травмы, третий осколок – само детское стремление, потребность, которая была фрустрирована. Эта реакция присутсвует у взрослого человека в виде ожиданий. Ожидания принятия, понимания, уважения, любви.

Все ожидания – это детские фрустрированные потребности. Ожидания организованы так, что не мы сами что-то можем, а ожидаем, что другие могут это нам дать. Это и есть детская позиция. Результат детских травм – три осколка: потребность-ожидание, боль и возмущение. Поверх этого формируется стратегия выживания: как жить, то есть – характер, то, как человек обеспечивает удовлетворение своих интересов. Кто манипулирует, кто обесценивает свои потребности, кто агрессивно достигает: сколько людей, столько стратегий-решений.

Так как такие структуры сформированы в детстве и всегда являются полусознательными (вытесняется сама боль), то человек не контролирует, когда эта ложка дегтя «подмешиватеся» в деятельность. И тогда взрослые намерения содержат в себе страх, зависимость, гордыню и т.д. Соответственно, результат, который создает такая деятельность, содержит в себе погрешности. И тогда результат – небезупречен, то есть имеет последствия, за которые придется рассчитываться или тратить время и силы на его компенсацию. На внутреннем плане – слабости, на внешнем плане им соответствуют сложные обстоятельства жизни и деятельности, сложные люди, потери возможностей и т.д.

Внешние ситуации могли бы быть решены вполне эффективно, будь ум человека в ясности. Но, рассмотренные через фильтры слабостей, выглядят нерешаемыми (человек отказывается от решений), незначимыми (человек теряет из-за беспечности и невнимательности), опасными (человек теряет возможность использования ресурсов и партнерства) или слишком масштабными (человек тратится на задействование других сил и людей в качестве помощи). Это как если бы GPS начал показывать неверный маршрут. Сам прибор работает, и реальность вокруг вполне определенна, только карта, загруженная в прибор, имеет ошибку.

Эти слабости подобны вирусам в программном обеспечении компьютера. Компьютер рабочий, но, когда они срабатывают, он не способен решать требуемые задачи. Вирус – это метафора. Как и «слабый иммунитет». В религиозном мышлении – грех. Грех, в переводе с греческого, отклонение стрелы лучника от цели (погрешность). Таких «слабостей» в психике – достаточно много. И многие из них находятся в «спящем» состоянии. И активизируются при новом уровне испытаний и амбиций. То есть, каждый новый уровень целей имеет как внешние вызовы (конкуренция, достижение целей, переговоры, эффективная организация и т.д.), так и внутренние. Наши слабости, из которых, в процессе деятельности, «вырастают», как из удобрения, силы.

Из слабости – в силу

Неэффективная стратегия: игнорировать слабости и развивать только сильные стороны. Важно понимать, сколько бы вы не развивали сильные стороны, они никак не уменьшают слабости. Наоборот, с ростом достижений растет риск «обналичивания» слабостей. И цена такой актуализации будет соразмерна с достижениями.

Другая неэффективная стратегия – избавиться от слабостей, например, научиться чему-то прямо противоположному. Если есть неуверенность в общении с людьми, научиться контролировать свои эмоции и влиять. Но, развитие компенсирующих навыков никак не уменьшает саму слабость. Ее легче будет контролировать, но до момента стресса. То есть, проявление слабостей будет реже, но – масштабнее. И пока есть слабость, полноценно развить новые компетенции невозможно. И «висит» вопрос надежности: при какой нагрузке лидер не выдержит и сорвется. Эти две стратегии, массово распространенные, решают проблему ситуативно, но накапливают негативные стратегические последствия.

Эффективная стратегия опирается на понимание самой природы слабости: это нереализованная, неудовлетворенная потребность. За всякой слабостью стоят глубинная потребность, задачи развития и становления. Первое, что важно сделать, – это принять слабость и перевести ее в задачу, создать внутренний вызов. Это и есть то, что описывают в популярной литературе как «путь мирного воина». С этого момента вместо вытеснения, скрывания, и компенсации «включается» познающая потребность, и процесс роста, замерший в моменте травмы, продолжается.

Решить это можно либо через внимательную и осознанную практику, получая новый опыт в деятельности, либо используя коучинг, индвидуальное консультирование как ускорение процесса. То есть, всякая эффективная лидерская стратегия имеет два измерения:

  1. Внешний вызов: это достижения и успех (материальный или социальный), наблюдаемый и измеряемый.
  2. Внутренний вызов: накопление личной силы, реализация потенциала и трансформация слабостей в силу.

При этом, одно без другого невозможно, это как две стороны одной медали. Если заниматься только внешней практикой, то в какой-то момент накопление нерешенных внутренних вопросов либо «обвалит» все достигнутое, либо заставит уйти во внутренние переосмысления (так называемые личностные кризисы). Заниматься только внутренней практикой – это, скорее, бегство от жизни. Любые внутренние накопления, потенциал для превращения в личную силу должны быть реализованы на практике, в реальных жизненных условиях. Иначе это не более чем потенциал, который, если не будет воплощен, будет просто растрачен. Или им воспользуются другие.

Во внешней реальности нет проблем. Проблемы – это результат нашего восприятия. Во внешней реальности есть ситуации. Ситуации превращаются в проблемы из наших слабостей: стереотипов, страхов, долженствований, зависимостей и т.д. В большинстве случаев консультирования лидеров достаточно было выявить эти слабости как препятствия и трансформировать их в силу. С этого момента, весь уже присущий лидеру потенциал и компетенции начинают реализовываться полноценно. И, в большинстве случаев, специального обучения или разработки решений не требуется, лидер сам начинает «видеть» эффективные решения.

Олег Хомяк, коуч, психолог, консультант по стратегическому маркетингу, директор «НАУ-консалтинг»