Мудрость, проверенная веками

«Уважаемые знатоки, против вас играет Александр. 29 лет. Безработный. Город Буча, Киевской области. Украина. Внимание на экран».

«Приветствую вас, знатоки! Я люблю искусство и недавно прочитал книгу об одном известном человеке. Некоторые факты из его жизни меня удивили:

  1. Родился в семье богатого нотариуса и простой крестьянки.
  2. Получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.
  3. Большой любитель игр со словами, он оставил длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.
  4. Он был вегетарианцем, поэтому во время своих походов на рынок покупалптиц в клетках, чтобы выпустить их.
  5. Последние его слова переводятся так: «Я оскорбил Бога и людей. Моя работа не достигла качества, которого должна была достигнуть».

О ком была книга? »

Минута на обсуждение!

«Может это…. Нет! Это — ….. шу-шу-шу…. Слушайте, а возможно — …. Нет, он сказал «люблю искусство», это может быть… Так, какие еще версии!?»

«Время! Кто будет отвечать?»

«Отвечает Максим Протасов».

«Мы думаем, что это – Микеланджело».

«Правильный ответ – Леонардо да Винчи. И  3 000 гривен отправляются в город Буча!»

Мудрость Витрувианского человека

Да Винчи был действительно сверхчеловеком. Кроме огромного количества полотен, исследований, научных моделей и синонимов, он оставил нам свои мысли и философию. Свой взгляд на мир, на искусство, на общение. В каждом его слове есть мудрость, которая остается более чем актуальной даже сегодня.

На днях, дочитав его «Суждения о науке и искусстве», я понял, что из книги можно почерпнуть огромное количество полезных мыслей. Мыслей о разном. Мыслей практических.

Как сказал сам Леонардо: «…многие будут считать себя вправе упрекать меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, заслуживающих великого почета согласно их незрелым суждениям; они не замечают, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель». Именно этим особенно ценна философия  да Винчи.

Он никогда не останавливался. Он все время двигался вперед, мыслил, развивался, искал, поддавал сомнениям, проверял гипотезы. Все исключительно на собственном опыте. Поэтому интересно будет оценить мысли этого Титана именно с точки зрения профессионального и жизненного развития каждого из нас. Ведь именно Леонардо – один из самых ярких примеров работы над собой, над своим искусством, философией, идеями.

Глубина знаний

Мы прекрасно знаем, что развитие – это о деталях, о мелочах. Чем больше мы понимаем и видим в своей узко-заточенной нише, чем больше мы пытаемся узнать, откопать, тем выше мы поднимаемся по лестнице экспертности. Тем более тонкие гипотезы мы выстраиваем. Тем более точно мы пытаемся их проверить. Тем более неожиданные выводы мы делаем!

Но, вернемся к нашим… мыслям. Точнее – к мыслям да Винчи.

Последовательность получения знаний делает развитие продуктивным

«… Зрение – одно из быстрейших действий, какие только существуют; в одной точке оно видит бесконечно много форм и, тем не менее, понимает сразу лишь один предмет. Предположим случай, что ты окидываешь взглядом всю эту исписанную страницу, и ты сейчас же выскажешь суждение, что она полна разных букв, но не узнаешь за это время, ни какие именно это буквы, ни что они хотят сказать; поэтому тебе необходимо проследить слово за словом, строку за строкой, если ты хочешь получить знание об этих буквах. Если ты хочешь обладать знанием форм вещей, то начинай с их отдельных частей и не переходи ко второй, если ты до этого не хорошо освоил в памяти и на практике первую».

Большого слона лучше есть по частям. Знания лучше получать последовательно. Так, чтобы получалась правильная логическая цепочка связей и выводов. Мысль за мыслью. Вывод за выводом. Всему свое время и свое место.

Ошибки показывают твое несовершенство. Исправляй их.

«… Если ты собственным суждением или по указанию кого-либо другого откроешь какую-либо ошибку в своих произведениях, то исправь ее, чтобы при обнародовании такого произведения ты не обнародовал вместе с ним и своего несовершенства. И не извиняйся перед самим собой, убеждая себя покрыть свой позор следующим своим произведением, так как живопись не умирает непосредственно после своего создания, как музыка, но на долгое время будет свидетельствовать о твоем невежестве».

Ошибки – неотъемлемая часть развития. Именно ошибками выстелен путь к росту. Главное – обращать на них внимание, анализировать, исправлять, делать выводы и двигаться дальше.

Осмысление полученного опыта не менее важно, чем сам опыт

«… Я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти».

О пользе рефлексии, переосмыслении опыта, проговаривании про себя сделанных выводов знает каждый. Но делаем ли мы это? Садимся ли мы наедине с собой и прокручиваем в голове то, что было сделано, что было «понято», делая пометки в тетради собственного опыта?..

Широта мышления

Эффект Медичи. Кросс-функциональные связи. Стык отраслей. Если хочешь иметь то, чего никогда не имел, делай то, чего никогда не делал. Метафоры в бизнесе. Общение с «другими», не такими, как мы. Полный out-of-box.

Все мы об этом прекрасно знаем. Чем шире мы смотрим на мир, чем больше ищем там, где никто бы и не думал искать, чем более смелые взаимосвязи мы находим, тем более высоки наши шансы на успех, тем революционней наши идеи.

Ищи «объекты» и знания везде. Везде.

«Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных. …Бродя по полям, поступай так, чтобы твое суждение обращалось на различные объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет, потом другой, составляя сборник из различных вещей»…

Мозг – это мышца, которую можно и нужно тренировать везде. Каждая книга, каждый разговор – все может послужить триггером для идей, мыслей, нового взгляда, новых нейронных связей. Главное – быть в тонусе, смотреть широко открытыми глазами, не бояться и хотеть анализировать даже самые обыденные вещи и явления.

Расширяй свои умения.

«… Недостоин похвалы тот живописец, который хорошо делает только одну единственную вещь, например, нагое тело, голову, платье или животных, или пейзажи, или другие частности, ибо нет столь тупого таланта, который, обратившись к одной-единственной вещи и постоянно ею занимаясь, не сделал бы ее хорошо».

И не просто «недостоин похвалы». Ведь именно пробуя новые вещи, новые связи, мы повышаем шансы на то, что наши предыдущие идеи станут еще более интересны. Другими словами, если ты, живописец, хорошо пишешь голову, научись так же хорошо писать и руки. Но, не только для того, чтобы в будущем суметь нарисовать целого человека. Но и для того, чтобы в следующий раз, рисуя голову, у тебя могла возникнуть идея нарисовать вместо носа – руку. Или же вместо уха – платье. Именно благодаря смелости и умению увидеть то, чего другие не видят, рождаются гении. Или же, «на деловом птичьем языке» — прорывные инновации.

Обращай внимание на все: на облако, на дерево, на пятно.

«… Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями… Кроме того, ты сможешь там увидеть битвы, быстрые движения странных натур, выражения лиц … Пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пепел огня или на облака, или на грязь, или на другие такие места, в которых ты, если хорошенько рассмотришь их,  найдешь удивительнейшие изобретения, будь то в композиции битв животных и людей или различных чудовищных предметов, как то чертей и тому подобных вещей, которые станут причиной твоей славы, так как неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям».

Ищите даже там, где это делать нелогично. Более того, ищите прежде всего там, где это делать нелогично, «…так как неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям».

И главное – страсть!

«… Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти, засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает».

И, если нет страсти, значит что-то ты делаешь не так, значит пора посмотреть на жизненный компас и поискать отметку «Стр» (= страсть), и начать двигаться именно в том направлении. Помните идею Джима  Коллинза: «Что у тебя получается лучше всех в мире? Что тебе приносит удовольствие (= страсть)? Как ты можешь на этом заработать?».

Окружение

Люди – существа социальные. Общение – не только то, в чем мы нуждаемся от природы. Это также дискуссии, споры, размышления, возможность вместе «создать новую истину».

Работа в команде лучше, чем в одиночку.

«… Я утверждаю, что рисовать в обществе много лучше, чем одному, и по многим основаниям. Первое – это то, что тебе будет стыдно, если в среде рисовальщиков на тебя будут смотреть как на неуспевающего. И этот стыд будет причиной хорошего учения. Во-вторых, хорошая зависть тебя побудит быть в числе более восхваляемых, чем ты, так как похвалы другим будут тебя пришпоривать. И еще то, что ты уловишь от роботы тех, кто делает лучше тебя. А если ты будешь лучше других, то хвалы других увеличат твои достоинства».

Мы давно все поняли, что «одинокий рейнджер» — не самый правильный формат работы. Команда. Возможность общаться, советоваться, видеть результаты других, обсуждать свои собственные мысли. Вот, что ведет к росту, развитию и желанию достигать большего.

Обратная связь – важна. И точка.

«… Само собой разумеется, человек во время занятия живописью не должен отвергать суждения каждого. Если мы знаем, что люди могут правильно судить о творениях природы, то в сколько большей степени придется нам признать, что они могут судить и о наших ошибках; ведь мы знаем, насколько человек ошибается в своих произведениях, и если ты не признаешь этого в себе, то прими это во внимание в других, и ты извлечешь выгоду».

Обратная связь — важна. От каждого. От клиента, от коллеги, от конкурента, от руководителя. Если ее не дают, ее стоит запрашивать и выслушивать, а потом анализировать. Не с каждым словом мы согласимся, но стоит задуматься, ведь обратная связь – это важный взгляд со стороны, которого нам иначе не получить.

Развитие в игре с другими – более продуктивное, чем вне игры, и в одиночку.

«… Если вы, рисовальщики, хотите получить от игр некоторое полезное развлечение, то вам всегда надлежит пользоваться вещами в интересах вашей профессии, то есть так, чтобы придать правильное суждение глазу и научиться оценивать истинную ширину и длину предметов; и чтобы приучить ум к подобным вещам, пусть один из вас проведет какую-либо прямую линию на стене, а каждый из вас пусть держит в руке тоненький стебелек или соломинку и отрезает от нее кусок такой длины, какой ему кажется первая линия, находясь при этом на расстоянии в десять локтей; затем каждый из вас пусть подходит к образцу, чтобы измерить по нему определенные им размеры, и тот, кто наиболее приблизиться своей мерой к длине образца, тот пусть будет лучшим и победителем и получит от всех приз, заранее вами установленный».

О том, что edutainment – новый тренд в развитии, знают многие, но, наверное, не все. Зато точно все знают, что дети лучше всего развиваются, играя, и не просто играя, а в общении и взаимодействии с другими. Когда включаются азарт, соревнование, желание победить. А ведь мы все – дети, не так ли…!?

 Завершить хочется очень постой мыслью все того же да Винчи: «… приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи».

Поэтому – приобретайте!

Александр Ризенко, инициатор арт-проекта и галереи молодых художников UArt gallery

Добавить комментарий