Старт-площадки для предпринимателей

 

 

Рыночным игрокам нужно уметь быстро реагировать на появление совершенно новых бизнес-моделей, чтобы оставаться конкурентоспособными. Например, компания Rolls-Royce, кроме люксовых автомобилей, производит авиационные двигатели. Ее модель outcome-based заключается в том, что авиакомпании платят Rolls-Royce за часы, когда самолеты летают, а не находятся в ремонте или простаивают, ожидая замены деталей.

Тотальная автоматизация всех возможных процессов, которую также приносит Индустрия 4.0, позволяет бизнесу максимально увеличить показатели производительности. Один из моих любимых примеров — разработки MarvelousDesigner и Clo3D, которые создают выкройки из цифровых 3D-моделей и позволяют примерить придуманное вами платье или блузку без производства образцов.

Неотъемлемая часть четвертой промышленной революции — интернет-вещи — позволяют получать новые большие данные и при этом использовать меньше человеческого труда. Эта концепция была введена еще в 1999 году, но заговорили о ней только, когда количество подключений к интернету превысило количество людей на Земле. Как такое может быть? Интернет-вещи подключены к Сети и могут генерировать данные, совершать операции без вмешательства человека. Теперь даже ваша бутылка виски может выслать «смс», что кто-то без вашего ведома ее открыл. И это не шутка, а реальность от бренда Johnnie Walker.

Индустрия 4.0

Впервые термин «Индустрия 4.0» или четвертая промышленная революция прозвучал в Ганновере в 2011 г., когда немцы начали готовить федеральную программу модернизации экономики, чтобы полностью компьютеризировать производства. Спустя пять лет, о новой технологической революции уже говорил швейцарский экономист Клаус Мартин Шваб на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Очевидно, что бизнес должен постоянно держать руку на пульсе Индустрии 4.0, потому что все инновации, которые она принесет, могут стать как источником роста и развития, так и камнем преткновения.

Новые формы обучения в бизнесе

Вывод один — adapt or die (адаптируйся или умри). Особенно сложно новым проектам, которые ищут свое место и выстраивают бизнес-процессы. Чтобы быстро меняться и держать руку на пульсе всех событий, необходимо постоянно учиться, посещать образовательные мероприятия, которые помогут проработать проект.

Образование всегда живо реагировало на крутые перемены в производстве. Так, в погоне за инновациями в XVIII веке во Франции и Швеции на государственном уровне стали практиковать зарубежные стажировки для работников. Именно благодаря промышленному перевороту появились первые политехнические институты и академии.

Сегодня индустрия меняется так быстро, что университетское образование не поспевает за новшествами. Раньше мы шли учиться, чтобы получить знания, а теперь время диктует новый подход — поиск новых смыслов. А смыслы рождаются только в действии. Чтобы быть на гребне волны четвертой промышленной революции, молодым и активным предпринимателям нужно не переучиваться в университете или на бизнес-курсах, а выбирать новые формы обучения, где преобладает практика: инкубаторы, акселераторы, хакатоны, питчи.

Инкубаторы и акселераторы

Это программы становления и развития бизнеса. В инкубатор приходят с идеей и, в результате, получают действующий проект. В акселератор — с проектом и по окончании получают больший доход, новые рынки. Обе программы отличаются плотным расписанием, минимумом лекционного материала, интенсивными практическими занятиями.

Зачем это нужно? Дать толчок своей идее и запустить проект либо дорастить существующий бизнес до новых уровней.

Преимущества: работа над своим проектом с экспертами, обладающими свежими знаниями и актуальными данными, советы от менторов с интересными кейсами и уникальным опытом, конкурентная составляющая в группе, нетворкинг, возможность получить грант (не во всех программах) или другое нематериальное благо (новых клиентов или партнеров, аренду помещения или бухгалтерские услуги).

Хакатоны

 Так называют мероприятия, на которых разработчики и смежные специалисты решают общую проблему (образовательную, медицинскую, социальную). Хакатон может длиться от одного дня до недели. По окончании участники демонстрируют жюри свои разработки.

Зачем? Дать толчок своей идее, найти недостающих членов команды, заявить о своем проекте.

Преимущества: работа над своим проектом в условиях, приближенных к экстремальным, что позволяет сконцентрировать все свои силы и знания на достижении результата в краткие сроки. Менторы с интересными кейсами и уникальным опытом, конкурентная составляющая в группе, нетворкинг, возможность получить грант или другое благо (новых клиентов или партнеров, аренду помещения или бухгалтерские услуги).

Питчи

Питч — это презентация своего проекта перед жюри. Зачастую питчи собирают по направлениям: социальные, образовательные, культурные. У участника есть 3-5 минут на презентацию, у жюри — 10 минут на вопросы.

Зачем? Заявить о своем проекте, протестировать свою идею (проект) на жизнеспособность.

Преимущества: нетворкинг, возможность получить нужные контакты и фидбэк экспертов, преодолеть страх публичного выступления.

И финальный аргумент в пользу новых форм обучения. Как известно, Массачусетский университет открыл доступ к своим учебным материалам. Это не исключительный случай, а тенденция: получить информацию — больше не проблема, сложность вычленить из нее нужное проекту и немедленно применить на практике.

Елена Подопригора, куратор бизнес-направления центра социальных инноваций Impact Hub Odessa

Добавить комментарий