Анатомия НДС: особенности отечественной налоговой арифметики

«Налогообложение — это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев и минимум писка», — изрек 400 лет тому назад Жан Батист Кольбер, министр финансов эпохи Людовика ХІV. Он существенно снижал прямые налоги, умножая и взращивая большое количество мелких косвенных налогов. Таким образом, он не только существенно пополнял французскую казну, но и вызывал значительное недовольство среди самих плательщиков налогов. Даже после смерти Кольбера пришлось долгое время охранять его могилу, опасаясь надругательства со стороны представителей наиболее «налого-ощипанных» сословий.

Позже французы вывели технику «ощипывания» налогов на качественно новый уровень, придумав в 1958 году налог на добавленную стоимость — НДС (value added tax). Протестировав нововведение на братьях своих младших во французской тогда колонии Кот-д’Ивуар, налоговая служба Республики Франция с благословения своего шефа Мориса Лоре, которого небезосновательно считают отцом НДС, приступила к тестированию нового «налогового лекарства» на своих соотечественниках.

Лекарство с эффектом привыкания

Что из этого получилось, мы имеем возможность наблюдать на сегодняшний момент. НДС оказался лекарством с эффектом наркотического привыкания. Стремясь избежать начисленного в результате получения доходов налога на добавленную стоимость, компания-налогоплательщик старается понести побольше затрат, которые позволяют возместить НДС, тем самым создавая НДС к оплате у своих контрагентов и увеличивая поступления в государственный бюджет. Бюджет, изначально «подсаженный на иголку» поступлений от НДС, в короткий срок привыкает к сложившемуся состоянию дел и не сможет обходиться без новой дозы. Так, за относительно короткий, с точки зрения истории человечества, промежуток времени практически все развитые страны «стали поклонниками» нового инструмента для ощипывания гусей. Исключение составили только США и Япония, налоговая система которых использует другие налоговые субституты, в частности, налог с продаж (США).

Но все-таки и собственников бизнеса и финансистов компаний скорее интересует не макроэкономический эффект влияния НДС, а непосредственное его влияние на экономику конкретной компании, а особенно на ее денежные потоки. Особых академических исследований на эту тему не так уж много, хотя методологический и вполне заслуженный практический интерес представляет собой работа доктора Маркуса Ахатца (Markus Achatz) из Университета Иоганна Кеплера в городе Линц (Австрия). В своей работе доктор Ахатц исследовал влияние НДС на аспекты реструктуризации  предприятий.

Поставим перед собой более упрощенную задачу и попытаемся исследовать анатомию НДС с точки зрения доходов и затрат компании. Автор этих строк имеет для этого особые предпосылки, так как будучи партнером в компании, являющейся плательщиком НДС, ему приходится постоянно решать вопросы, связанные с администрированием данного налога. Для анализа воспользуемся несложными подсчетами.

Математические превращения

Воспользовавшись общеизвестной структурой упрощенного отчета о финансовых результатах, мы можем утверждать, что:

Чистая прибыль  = Доходы – Себестоимость – Затраты периода – Издержки на уплату процентов – Затраты на налог на прибыль

Хотя, с точки зрения анализа НДС, нас более интересует выражение чистой прибыли в несколько ином виде:

Чистая прибыль  = Доходы – Издержки, возмещающие НДС, – Издержки, не возмещающие НДС

Отсюда:

Доходы – Издержки возмещающие НДС = Чистая прибыль  + Издержки, не возмещающие НДС

К издержкам, возмещающим НДС, мы отнесем элементы себестоимости, статьи которых позволяют возместить НДС, и элементы затрат периода, позволяющие возместить НДС. В нашем случае это, прежде всего, материалы, продукты и услуги, закупленные у других плательщиков НДС и позволяющие получить налоговую накладную как элемент для возмещения.

К издержкам, не возмещающим НДС, отнесем затраты на труд, как в структуре себестоимости, так и в составе затрат периода, затраты связанные с закупками услуг, продуктов и материалов у неплательщиков НДС, а также другие затраты, по которым в силу разных причин невозможно получить от контрагента налоговую накладную. К последним относятся: издержки на уплату процентов и издержки, связанные с налогом на прибыль.

Теперь вспомним, как определяется сумма НДС к уплате.

Сумма НДС к уплате = Сумма НДС начисляемого – Сумма НДС возмещаемого =

= Ставка НДС х Доходы – Ставка НДС х Издержки, возмещающие НДС, =

= Ставка НДС х (Доходы – Издержки, возмещающие НДС,) = Ставка НДС х (Чистая прибыль  + Издержки, не возмещающие НДС,)

Завуалированный налог

Что сие означает? Ответ весьма прост. НДС, будучи завуалирован как налог, начисляемый на доходы и вычитаемый с некоторых элементов наших затрат, на самом деле является дополнительным налогом, изымаемым с чистой прибыли предприятия и издержек, по которым НДС не возмещается. То есть, фактически, НДС как дополнительным налогом обкладываются в дополнение к чистой прибыли, затраты на труд, затраты, связанные с закупками у неплательщиков НДС, издержки на уплату процентов и издержки, связанные с налогом на прибыль. Вот такая анатомия получается. НДС фактически является и налогом на налог на прибыль.

В отечественных условиях, в отличие от других стран, анатомия НДС несколько усложняется наличием правила «первого события», смоделировать которое в нашем изложении не особо сложно, учитывая изменение остатков на счетах материальных ценностей. В этом случае, дополнительным НДС облагается еще и фактически уменьшение остатков материальных ценностей на балансе компании.

И еще один, более глобальный вывод. Особо пострадавшими от данного налога следует считать компании с низкой долей НДС возмещаемых затрат — сервисные компании. Если нашей стране все еще предстоит найти свое место в мировой системе распределения труда и конкурировать в материалоемких производствах с азиатскими производителями не имеет смысла, то можем ли мы достигнуть глобальной конкурентоспособности в соревновании с мировыми лидерами в области услуг? Особенно, если творческий труд и оказание услуг в дополнение к прямым налогам находятся еще и под непрямым давлением НДС?

Михайло Колиснык, президент CFO Club Ukraine, профессор бизнеса KSE

 

Добавить комментарий