Подводные камни семейного бизнеса

В последние годы появился тренд на открытие семейного бизнеса. Да, обычно это не крупные предприятия, но все же. Кто-то хочет открыть свое дело, чтобы работать в нем с семьей. Бывает и по-другому, когда собственники считают, что они переросли, надо развиваться, но не могут выйти на другой уровень.

В семейном бизнесе редко встречается запрос к коучам «надо повысить мотивацию, чтобы у них глаза горели». Чаще всего, будет идти речь или о застое, или о латентных конфликтах, либо же о сложностях в развитии бизнеса, в менеджерских навыках.

С первого взгляда семейный бизнес выглядит привлекательно: общие ценности и цели, не стоит ребром вопрос доверия, все «пристроены» и трудоустроены, у детей есть перспектива получить работающий бизнес. Также воодушевляют примеры крупнейших компаний, которые относятся к семейному бизнесу и имеют миллиардную капитализацию: Nike, Volkswagen, Oracle, Roche, Samsung.

Но все же исследуем подводные камни, на которые могут наткнуться предприниматели, строящие семейное дело.

Внутренние сложности

  • Отношения и возможные конфликты. Поводов для разногласий может быть много. Бизнес не резиновый, и не всегда можно найти в нем место для всех членов семьи. И это может расстраивать непристроенных родственников. Сложно уволить человека, даже если есть проблема с его уровнем компетенций. Разные или одинаковые условия оплаты труда – в семейных компаниях всем известно, кто сколько зарабатывает.
  • Пикантные истории. Кто как рос, как ходил в садик и школу – истории могут мешать восприятию члена семьи в роли руководителя, бухгалтера и т. п. Иногда члены семьи могут осознанно или неосознанно манипулировать общей историей и рассчитывать что все сойдет с рук, поскольку они старше, ближе, ходили в одну ясельную группу и т. д.
  • Отсутствие разграничения между личными и бизнес-финансами. Часто собственник понимает, что это неправильно, но ему сложно платить себе зарплату за выполнение функции директора, бухгалтера или другой. Или человек не видит проблемы взять деньги из бизнеса, если супруга хочет отдохнуть.
  • Работа 24/7. Отсутствии life-work balance зачастую является нормой в компаниях такого типа.

Внутренние проблемы объединяет отсутствие четких границ: в отношениях, бюджете, во времени, ролях. Как только эти границы выстраиваются, компания делает качественный скачок.

Внешние сложности

  • Несоответствие сотрудника необходимому уровню компетенций. Очень распространенная проблема, когда первоначально берут наиболее подходящего человека из ближнего круга по личным качествам, не принимая во внимание уровень профессионализма – назначают ответственным за развитие бизнеса в новом регионе того, кто даже по психотипу не подходит на данную роль. Или на роль главного бухгалтера берут родственника, который был просто бухгалтером. Часто проблему несоответствия компетенции можно закрыть обучением сотрудника, но, к сожалению, не всегда этот метод будет эффективным.
  • Восприятие сотрудников не из семьи как чужаков. Любая система при обнаружении чужака будет стараться его уничтожить, и бизнес не исключение. Тут сразу вспоминаются фильмы и романы о мафии – все наблюдают и ждут малейшую ошибку новичка. И когда она происходит – все пропало: аргументы, что сотрудник компетентен, профессионален, не проходят совершенно.
  • Несовпадение декларируемых ценностей с реальными. Да, этот пункт встречается и в компаниях другого вида, но в семейных это просто бич – заявлять одно и принимать решения, основываясь на другом. Часто это происходит из-за неосознанности реальных ценностей компании и основателей.
  • Сопротивление введению KPI. В семейном бизнесе часто отсутствуют формулировки для четкого определения «кто, что, как и сколько» – контакт между сотрудником и компанией размыт. А без этого сложно принимать новых людей, увольнять старых, которые не соответствуют потребностям бизнеса, сложно расти и масштабироваться.

Cобственнику необходим хороший уровень осознанности, чтобы понимать этапы развития компании, анализировать соответствие компетентности занимаемой позиции, иметь несгибаемый авторитет у своей семьи, чтобы его слушали, слышали и реализовывали задачи, ему важно четко формулировать цели и ценности, уметь принимать непопулярные для семьи решения, задавать правила игры. Важно перед принятием решения задать себе вопрос: «Как это влияет на бизнес? Как это влияет на мою семью? Это хорошо или во благо?».

У семейного бизнеса, безусловно, есть все шансы вырасти из малого в крупный – примером тому могут служить вышеназванные компании и еще огромное количество подобных. У вашего бизнеса — в том числе. Просто ответьте на вопрос, используя терминологию Р. Кийосаки: «Я хочу быть предпринимателем, бизнесменом или инвестором?»

Катерина Кришталева, бизнес-тренер, коуч