Практика эмоционального интеллекта в бизнесе

О необходимости изучения и развития эмоционального интеллекта говорят давно, но в реальности качество знаний об EQ можно сравнить с пониманием обществом принципов квантовой физики, а индивидуальный практический опыт – с эксплуатацией электромобилей 5 лет назад. В то же время все, кто уже обрел навыки EQ, получили существенное преимущество на рынке и фантастические результаты. Остальные, а таковых большинство, либо не замечают этого, либо считают это обычным везением или временным явлением.

Причина проста – нет личного опыта, следовательно, все новое и неизвестное вызывает у них страх. Его типичные проявления – «покажите, где это работает» и желательно на примере «авторитетного соседа / конкурента и т. д.». Хотя на самом деле отсутствие опыта – это неправда. Каждый человек хотя бы раз в жизни, но использовал силу и возможности эмоционального интеллекта, скажем, когда выводил компанию из ситуации близкого краха или банкротства. Ведь за падением, как правило, следовал резкий прорыв: появлялись новые клиенты, нужные люди, необходимые ресурсы и т. п.

Неосознанная компетенция

Возможности EQ хорошо знакомы топ-менеджерам, которые в свое время начинали совершенно бесперспективный с точки зрения обычной логики и рационализма проект, а потому заранее как бы обреченный на провал, но при этом завершившийся полным их триумфом.

Но проблема в том, что все эти результаты при использовании возможностей эмоционального интеллекта в 99% случаев не были сознательным действием. Следовательно, в личном опыте не возник и не закрепился необходимый навык и понимание связки причины и следствия. Другими словами, у большинства людей эмоциональный интеллект сработал на уровне неосознанной компетенции.

Задача современного руководителя, предпринимателя, бизнесмена, инвестора заключается в том, чтобы наработать персональные навыки использования возможностей эмоционального интеллекта, перевести неосознанную компетенцию в осознанную, а также иметь возможность использовать огромные ресурсы эмоций и активировать личный потенциал, когда это нужно для достижения цели и того требует бизнес-ситуация.

Мы живем в эпоху сингулярности. Это время непредсказуемости, когда причинно-следственные ряды, сработавшие в прошлом, быстро теряют свою эффективность. Поэтому в наше время без навыков сознательного применения эмоционального интеллекта не обойтись.

Какой можно сделать вывод? Успешность, скорость достижения успеха, конкурентность и долгосрочность параметров сегодня зависит от способности использовать эмоциональный интеллект. Именно EQ – основа и ресурс для нестандартности, креативности и инноваций.

Как же применять эмоциональный интеллект в бизнесе? Идти на тренинг или к психологу? Изучать, как убрать обиду, страхи, разочарование? Но как использовать это в бизнесе, когда руководители, коллеги и подчиненные ничего не знают ни об EQ, ни о его возможностях? Как справляться с десятками и сотнями ситуаций ежедневно, когда появляется ненужная эмоция, а психолога или коуча рядом нет? Рассмотрим несколько кейсов.

Производственный кейс

Компания-производитель – один из лидеров своего рынка. СЕО великолепно выстроил управление производством, и, как следствие – простои минимальны, потерь практически нет, план производства выполняется, продажи позволяют генерировать прибыль.

Однако владельцы видят возможности для роста, для чего необходимо нарастить мощности, а в этом шаге гендиректор видит риски. Текущий сбыт зависит от оптовых продаж, а они мало управляемы и контролируемы. Для расширения нужно управлять рынком сбыта, а текущая обстановка на нем этого не позволяет. Типичная ситуация, не так ли?

СЕО проходит программу развития EQ и применения его в бизнесе с циклом тренингов, где изучает практики работы с эмоциями, учится видеть и распознавать их, трансформировать и использовать для достижения результата. Далее эти знания он применяет на практике, получая поддержку и сопровождение в построение эмоциональной безопасности. Через месяц у генерального директора возникает инсайт. Он осознал, что эмоции непосредственно влияют на него как на руководителя в двух аспектах.

Первый – от эмоции и эмоционального состояния зависит объем энергии, необходимый для повседневной деятельности. Все попытки поднять уровень жизненных сил (или VQ), начиная с диеты, бега, обливаний и попытки медитировать, позволяли сохранить продуктивное состояние до 14:00, максимум до 15:00. Но как только СЕО активировал «спящий ресурс» – эмоции, оказалось, что он может работать, если нужно, до глубокой ночи без усталости и истощения.

Второй аспект – эмоции прямо влияют на уровень IQ. Как только эмоции перестали расточаться по любому значимому и не значимому поводу, СЕО начало приходить видение и ответы на вопросы: «Что и как?», ранее не проявлявшиеся.

В результате пришло понимание, что для выполнения планов развития нужно строить управляемые каналы продаж и работать непосредственно с клиентами, а не посредниками.

Со слов СЕО, такое решение проскакивало и ранее, но отметалось как невозможное к выполнению и слишком рискованное. Другими словами, эмоции не позволяли даже принять в детальное рассмотрение данную возможность.

В итоге:

  • за 4 месяца выстроен новый канал продаж, который сегодня уже занимает 30-40% от общего объема и продолжает расти;
  • общие продажи выросли на 25% – выбранный путь не кабализирует продажи, а, наоборот, способствует им;
  • за счет более высокой цены в канале маржа выросла на 6%;
  • в течение полутора лет привлечены инвестиции для расширения производства на 300%.

К бизнес-результатам прибавился огромный личный бонус для генерального директора.

Посмотрев на личную загрузку свежим взглядом без страхов и развив эмоциональный интеллект, СЕО удалось освободить 40% времени из текучки, которая была основным источником сопротивления в вопросе перехода их на новый уровень.

Но самое приятное заключается в том, что для этого руководителя такие личные и бизнес-результаты не стали случайным успехом. Они также не были волевым сверхусилием, которое, как правило, уже в среднесрочной перспективе приводит к полному истощению.

СЕО получил практические навыки решения «невозможных» для него ситуаций с помощью эмоционального интеллекта, проверенные в его бизнес-условиях и действующие в работе с его командой.

На пути к реализации намеченного будут новые трудности и преграды, но теперь у СЕО есть навыки достижения результата в современном стиле. Переживание, излишнее беспокойство, «броски под танки» и выгорание остались для его и его компании в прошлом.

Мир стремительно меняется, готовы ли вы и ваша команда к продолжительному бизнес-путешествию в условиях сингулярности?

Дмитрий Турло, бизнес-консультант, партнер в «Агенство Эмоциональной Безопасности»