Нет веры в продукт – нет бизнеса

Константин Писаренко – основатель агентства недвижимости «Новопечерские Липки» и T.H.E. Capital. Десять лет назад он открыл свое первое агентство и до сих пор развивает данное направление бизнеса. О том, как построить команду единомышленников, бороться со сложностями в бизнесе и привлекать инвестиции, читайте в интервью нашего героя рубрики «Призвание».

Константин, каково ваше жизненное кредо?

Создавать бизнесы, которые будут интересны как мне, так и людям, принимающим в них участиеЕсли отталкиваться от вопроса Евгения Чернякакоторый он задает участникам своей программы: «Путь или результат?», я, конечно же, выберу путь. В процессе все творится. Когда все получается, команда счастлива и клиенты довольны, затраченные усилия оправдываются и возвращаются не только деньгами. Моя задача – построить системный стабильный бизнес, в который человек может прийти и начать зарабатывать вместе со мной.

С чего начинался ваш профессиональный путь?

Со сферы торговли. Переломными стали 2003-2005 гг. в компании Wrigley: руководитель увидел во мне потенциал и поставил супервайзером. В 22 года я уже управлял командой из 12 торговых представителей и 4 мерчендайзеров.

Свою первую директорскую должность в качестве наемного сотрудника в дистрибьюторской компании Аntex получил в возрасте 24 лет. Именно на этом этапе возникла идея создать собственный бизнес. Первая предпринимательская деятельность была связана с продажей кофе с помощью вендингового оборудования, которое тогда было новинкой для Украины. Наши аппараты были одними из лучшихА в 2009 г. я открыл свое первое агентство недвижимости.

С какими сложностями пришлось столкнуться во время становления вашего бизнеса?

На самом деле сложности есть всегда. Однако в начале они кажутся непреодолимыми, со временем становятся все проще, и в конце концов перерастают в вопросы, которые нужно просто решать.

Открывать свое первое агентство недвижимости в Киеве было непросто, хотя на то время я уже 4 года продавал квартиры в ЖК «Новопечерские Липки» в роли эксперта. Мешал страх рискнуть и предстать перед рынком. Такжебыли угрозы от конкурентов, ну и коллеги держали за руки: «Куда ты лезешь?».

Но я преодолел страх, ведь глаза боятся, а руки делают. Первый офис агентства открыли в одной из квартир ЖК.В команде было всего три человека из числа бывших коллег,а отдел продаж возглавил бывший руководитель.

 Как вы подбираете сотрудников себе в команду?

При подборе персонала нам важно видеть профессионализм у кандидатов, которые уже зарекомендовали себя на рынке, или потенциал и готовность действовать – у молодых соискателей.

Обычно мы ищем самородки и алмазы, огранку же делаем сами. На данный момент в нашей команде уже есть настоящие бриллианты. Такие люди самомотивированы практически на 100%. Они четко понимают свою зону ответственности и чего от них ждут. В моменты, когда падает их рвение, мы стараемся их подбодрить, «надуть» им крылья – и они сами летят.

Участники команды должны сходиться ценностями, таким образом они становятся частью бизнеса. Ценю людей, готовых дышать со мной тем же воздухом, делиться с коллегами опытом и знаниями, верить в тот результат, которого может еще нет, но обязательно будет. Если в команде попадается человек, который не верит, то с такими людьми мы прощаемся. Неверие в разы сильнее, чем вера.

 Как удерживаете персонал?

Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, защищенно. Ведь вклад в каждого сотрудника колоссальный как в деньгах, так и в энергии. Терять и обучать нового дорого. Поэтому мы делаем все для того, чтобы сотрудники у нас оставались: например, оборудовали лаунж-зоны – места, где можно выдохнуть и спокойно пообщаться. Также у нас есть медицинское страхование, командные выезды два раза в году за территорию Украины, регулярные корпоративные мероприятия. Мы поощряем и компенсируем 50% обучения и развития, спортзал, который выберет наш сотрудник. Как результат, за последние пять лет у нас в команде текучка равна нулю.

Если у ІТ-специалистов подобный комплекс мероприятий считается нормой, то во многих украинских агентствах недвижимости социальной защищенности как таковой нет. Поэтому даже если конкуренты будут нас копировать, для людей это только плюс. А когда они в свою очередь начнут предлагать дополнительные бонусы – профессия начнет приобретать другую окраску.

Как пройти у вас собеседование?

Я не являюсь сторонником стандартных собеседований, и никогда не провожу их по базовым вопросам. Сейчас люди умеют профессионально себя продать на собеседовании, поэтому я намеренно задаю вопросы в хаотичном порядке, чтобы максимально расфокусировать кандидата. Обычно мне интересно проверить реакцию человека, например, владеет ли он собой в сложных ситуациях о есть если специально изменять тон, то повышая, то понижая, можно увидеть, как человек реагирует на проблемы и сложные ситуации). На собеседовании я выясняю, какими достижениями гордится человек как в жизни, так и на работе, насколько он «зашоренный», как быстро мыслит и какие решения предлагает. Уже на этом этапе отбора мы понимаем, есть ли и у нас схожая система ценностей, контекст и желание стоять за результат.

Мы заметили, что человек может прийти на одну должность, и в процессе разговора понять, что ему нужна другая. В таком случае можем направить его к начальнику совершенно другого отдела на дальнейшее собеседование.

Какими качествами должен обладать лидер?

Лидер должен понимать: если у него самого не будет четкой структуры и видения, куда он идет, ему никто не поверит, и никто за ним не пойдет. С другой стороны, чтобы привлечь самых крутых профессионалов на рынке, лидеру нужно уметь вовлечь в себя, продать себя и бренд компании сотруднику. Если лидер не может этого сделать, то ему и не удастся собрать сильную команду, на которую можно положиться и с которой можно пойти в бой. Без команды единомышленников бизнес не сможет двигаться, ведь, чтобы построить бизнес в Украине, только харизмы одного человека недостаточно.

 Экономическая ситуация в нашей стране турбулентна. Существует ли формула успешного бизнеса с учетом постоянных перемен и кризисных явлений?

Для построения и развития успешного бизнеса важно не только наносить удар по конкурентам, но и держать его. Для многих компаний первая серьезная неудача – финиш. Например, в прошлом году, когда был кризис на рынке криптовалют, многие компании, хранившие свои инвестиции в цифровой валюте, не выдержали удар. Я знаю нескольких собственников, которые умеют красиво говорить, вести за собой, но их бизнесы распались, так как не были готовы к неожиданной неудачеУмение просчитывать будущее, думать на несколько шагов вперед, держать удар от потери ключевых сотрудников – важные качества успешного бизнесмена.

 Как вы считаете, можно ли в Украине построить бизнес без связей?

Вопрос с подвохом. Общение с людьми – это связи, поэтому, чем лучше лидер умеет вовлекать людей, тем быстрее они будут выстроены. В бизнесе начинаешь обзаводиться связями, когда начинаешь конкретный проект. Даже человек, который просто советует, что и как делать, это тоже связи. Совсем без контактов построить бизнес нельзя, но можно их наработать. У меня это заняло 5-6 лет.

Как вы работаете с инвестициями?

С инвесторами мы работаем на регулярной основе. Бывают ситуации, когда человек краткосрочно хочет вложить деньги, накапливая на конкретную цель, мы же предлагаем условия, при которых у него есть возможность зарабатывать и участвовать в процессеМы интересны для инвесторов своим доходом, репутацией, и поскольку у нас есть многолетний опыт, люди не боятся работать с нами. На самом деле денег в Украине очень много, вопрос их правильного освоения и хороших дивидендов для инвесторов.

 Как понять, что бизнес пора масштабировать?

Масштабироваться бизнесу нужно, когда все процессы налажены, но фаундеру или СЕО становится скучно. Если понятно, что на данный момент уже 90% из того, что можно было сделать, сделано, можно начинать масштабирование. Я знаю очень многих, кто, несмотря на свой возраст и достижения, все равно развивается и продолжает двигаться вперед. Есть много личностей мирового масштаба, которые до последнего что-то делают. Например, актерам А. Шварценеггеру, С. Сталлоне все еще не сидится дома. Если есть силы, желание и команда, то масштабироваться будет легче – достаточно давать рекомендации, но основные процессы уже должны выполнять люди.

Это вопрос о том, насколько у вас хорошая команда. Если компания не может масштабироваться, значит у вас плохая команда. Некоторые собственники останавливаются, ссылаясь на то, что устали или у них не хватает времени. На самом деле у них просто неправильно выстроены бизнеспроцессы. Потому что люди, у которых хорошо все построено и хорошо работает, даже не идеально, а хорошо, они готовы двигаться и идти вперед. А масштабирование – бесконечный процесс.

 О чем мечтаете в профессиональном плане?

Есть множество разных идей, одна из которых – построить экогород будущего, который будет полностью самодостаточен без внешнего потребления. Город на 50-100 тыс. жителей, который может сам обеспечивать себя нужными ресурсами, с многоуровневыми фермами, обработкой воды и т.д. Есть много разных концептов, которые меня привлекают. До старости хотелось бы все успеть.

Формула успеха

1. Не бойтесь действовать и рисковать. Конечно, риск должен быть оправдан. Я не говорю о том, чтобы рисковать на последние сбережения, хотя можно вспомнить примеры, когда Стив Джобс и Илон Маск все теряли и заново выстраивали свои империи, выдержав большой удар и поставив последнее на кон.

2. Умейте держать удар. Стив Джобс после отстранения с должности директора в собственной компании не отчаялся и создал компанию NeXT. Далее вернулся в Apple, сделал 3-4 продукта, которые были на голову выше конкурентов, и доказал свою гениальность и бойцовские качества уже перед смертью.Он потратил на это всю свою жизнь, часть здоровья и времени.

3. Будьте готовы к тому, что, занимаясь бизнесом, вы, в том числе, потратите эмоциональное здоровье.

4. Если вы владелец бизнеса, то должны быть готовы снять корону и идти спасать свой бизнес, ведь никто, кроме вас, с этой задачей не справится.

5. Верьте в свой продукт, который создаете. Запуская Falcon Heavy в седьмой раз, Илон Маск понимал, что деньги, которые он вложил в эту попытку, последние. Но он верил в свой продукт, и Falcon все-таки взлетел. Помните: если веры нет, если вы не готовы поставить на кон свои последние деньги, чтобы подтвердить, что вы делаете качественный продукт, то, наверное, не стоит этим заниматься