Перевыполнить план продаж
Всем известна фраза Дейла Карнеги: «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Но когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба». Личные предпочтения. Личные мотивы и ценности. Мало кто часто задумывается о своих, а о чужих – тем более.
Когда речь заходит о мотивации продавцов, то для них, как и для других сотрудников, разделяют материальную и нематериальную. К первой, как это ни странно, некоторые компании причисляют даже заработную плату. Но традиционно к ней все-таки относят бонусы, процент от продаж. Более продвинутые компании продумывают целую систему KPI для продавцов, разнообразные показатели эффективности их работы, такие как прирост, объем продаж, уровень кросс-продаж, уровень лояльности клиентов, качество продаж, доля рынка и т. д. В идеале эти показатели выбираются для конкретной компании, определяются наиболее актуальные в зависимости от этапа ее развития.
Такие разные желания
Поговорим о нематериальной мотивации. Традиционные «придумки» такой мотивации – соревнования, конкурсы, где сравниваются определенные показатели, и победители получают обычно или поездку куда-то, или сертификаты на что-то, или переходящий приз и медальку. Такая мотивация может хорошо повлиять на командный дух продавцов. Но чаще всего она не может быть вечной. И руководители или маркетологи, или даже сотрудники HR-служб ломают голову над тем, чем бы еще удивить своих продавцов, а финдиректор пытается свести все фантазии к определенным показателям. Ну а продавцы пресыщаются такой мотивацией – поездки по области переходят в поездки по стране, после чего в поездки в Европу, а там и Азию, а также другие континенты – мир не так велик. Помните, что мотивов у людей гораздо больше, и люди все разные. А значит, вряд ли даже такой универсальный инструмент, как соревнования с призом и тур для всех, будет одинаково желанным.
Что вообще такое «мотивация»? Я люблю использовать метафору, что мотивация – это энергия, топливо для человека. Представьте себе, что у вас есть автомобиль на дизеле. Если вы зальете в него бензин, даже самой высокой очистки, то ездить он все равно не будет, поскольку это не то топливо, не та энергия, которая позволяет ему двигаться. Так и с людьми. Когда вы даете им то, что, на ваш взгляд, является прекрасной мотивацией – не всем это зайдет одинаково хорошо. Кто-то не оценит, а кто-то просто решит, что его потребности не услышаны, руководитель его не понимает и лучше искать что-то другое.
Мотивационный профиль Мартина и Ричи
Моделей мотиваций безмерное количество. И в бизнесе могут применяться далеко не все, да это и не нужно. Рассмотрим модель мотивационного профиля П. Мартина и Ш. Ричи. Навскидку, она может показаться сложной, поскольку авторы выделяют 12мотивирующих факторов. У каждого человека может быть разное количество «включенных» факторов. Я рекомендую выделить ведущих 3-4, редко 5, на которые можно опираться для мотивации человека. Данные факторы могут быть выделены путем наблюдения и анализа поведения сотрудника или путем прохождения им теста.
12 мотивирующих факторов
- Деньги.
- Условия работы.
- Структурированная работа.
- Социальные связи, контакты.
- Возможность строить отношения.
- Признание.
- Власть и влияние.
- Потребность в разнообразии и изменениях.
- Достижение сложных целей.
- Креативность.
- Развитие и рост.
- Социально полезная и интересная работа.
Портрет идеального продавца
Смоделируем идеальный профиль продавца. Какие факторы можно взять за основу? Первое, что придет в голову – достижение сложных целей. Продавцу нужно быть заинтересованному в результате, и каждый раз ставить все новые и новые вершины, если хотим развития продаж.
Деньги. Тут нужно быть осторожными. Если у человека мотив «деньги ради денег», то вряд ли вам удастся его долго удержать. Необходимо искать другие мотиваторы, с которыми можно работать. Кстати, по моим наблюдениям, после всех наших финансовых кризисов мотив «деньги» обычно значительно превышает показатели и моды, и медианы, поэтому их держим в уме, но ищем дополнительные мотивы.
Установление контактов или отношений – что важнее для продавца? Это зависит от бизнеса и клиентов. Есть бизнес, в котором необходимо устанавливать и поддерживать качественные отношения с клиентами, а есть такой, где нужна способность продавца легко устанавливать контакт с незнакомыми людьми в большом количестве.
Признание – это было бы очень, простите, удобное сочетание – достижение сложных целей и признание, «вечный двигатель»: поставили сложную цель, достигли ее, похвалили, и снова поставили цель.
Вот желаемый профиль продавца, вы можете его прописывать при подборе новых сотрудников. Но помните, что есть индивидуальные особенности личности. У кого-то добавится креативность – и он сможет находить новые и нестандартные решения для клиентов. У кого-то может быть мотив развитие и рост – и человек будет стремиться к саморазвитию в ожидании от вас перспективы роста, и ему необходимо их показать. А для кого-то наихудшим из зол будет систематический обзвон и заполнение отчетов. Для него лучшим мотивом будет разнообразие в работе и внедрение новых продуктов.
Почувствуйте разницу
Хотелось бы еще напомнить, что в работе руководителя мотивация – это не только похвалить или наказать. Она используется через весь цикл менеджмента: и на этапе постановки задачи, и на этапе координации и организации, и на этапе контроля.
Смоделируем ситуацию. Вы ставите задачу продавцу. Допустим, вам важно, чтобы он привлек 5 новых В2В-клиентов в текущем квартале. И вы ему сообщаете, что привлечение новых клиентов поможет компании заработать больше денег, он получит высокую премию, кроме того, станет лучшим продавцом региона. Вроде бы все логично. Факторы, которые задействованы: деньги, достижение сложных целей и признание. А у продавца мотивирующие факторы: креативность, достижение сложных целей и разнообразие в работе. Пока у вас только одно совпадение. И для него та же задача более интересно звучала бы, если бы вы ему сказали: «Слушай, у нас очень непростая, почти нереализуемая задача. Я даже не уверен, что ее вообще кто-то может решить. Необходимо привлечь 5 новых В2В-клиентов – и это в текущем квартале! Тут нужен нестандартный подход поиска новых клиентов. Используй свою изобретательность». Вроде бы то же, но звучит по-другому.
К чему приводит ошибка руководителя в мотивации сотрудника? Уверена, вы все слышали поговорку «Человек приходит работать в компанию, а уходит – от руководителя». Как раз для того, чтобы продавец чувствовал: он ценен и важен, его принимают в коллективе, ценят его вклад, он может реализоваться на работе, и необходимо его мотивировать. Тогда у него есть энергия, топливо – помните?
Плохая новость – все люди разные, поэтому к каждому важно найти его ключик. Хорошая новость – это мегаинтересно! Соответственно дает свои результаты. Все люди разные. Важно помнить об этом, наблюдать и взаимодействовать с ними с позиции их мотивов и ценностей. Не идите ко всем с земляникой со сливками! Даже если это последняя земляника и вы «от сердца ее отрываете». Не все оценят, не все поймут, а кто-то и обидится. Переводите свое сообщение, задачу на язык вашего внутреннего клиента – сотрудника, и вы почувствуете разницу как в показателях, так и в глазах.
Катерина Кришталева, бизнес-тренер, коуч