Сыт по горло: почему сотрудники увольняются

Каждую компанию можно сравнить с отдельной страной, в которой проживает народ со своей ментальностью, ценностями, нормами и внутренними принципами. Часто мы не задумываемся об этом, а ведь в компании «живут» люди с характерной ментальностью, и именно она объединяет их в отдельное государство. Наступает момент, когда ценности, нормы поведения и принципы не устраивают одного из жителей государства, и он стремится мигрировать. Уехать в другую страну, где, как ему кажется, его ждут, больше оценят, где ему будет комфортнее и финансово стабильнее жить, чем там, где он вырос, а, возможно, и родился как специалист.

И когда такой человек приносит заявление об увольнении, руководителю нужно задуматься: отпустить его или удержать. Чтобы дать ответ на этот вопрос, разберемся, по каким причинам уходят сотрудники. Упустим финансовую причину, когда человек уходит в поисках более высокой зарплаты. Погрузимся глубже и рассмотрим нематериальную часть вопроса, проанализируем, почему уходят люди и в каком случае их не стоит удерживать. Далее – три ключевых мотива увольнения

  1. Руководитель

Это тот, кто ассоциируется с компанией. Когда сотрудник закрывает глаза, думая о работе, первое, что часто возникает в уме – образ начальства: собственника, директора или непосредственного куратора. Руководитель – это лидер, к которому сотрудник стремится, для которого старается и на кого ровняется. Если отношения между руководителем и подчиненным не сложились, не держите силой этого сотрудника, отпустите. Проведу параллель с семьей. В браке должно быть доверие, взаимопонимание и определенная свобода. Если один из партнеров по каким-либо причинам разочаровал другого, потерял доверие и не оправдал ожидания, брак рушится. Так и в отношении подчиненного с руководителем может наступить момент разочарования, и отношения сводятся к нулю. Нет новых объединяющих целей, проектов и планов. Люди начинают искать другие варианты. Проанализируйте ваш «брак» с сотрудником, стоит ли его сохранить, а, возможно, нужно отпустить и строить новые отношения и новую семью.

  1. Люди в компании

Многие сотрудники покидают насиженные места из-за межличностных конфликтов. Напряженность, витающая на работе, не способствует продуктивной обстановке и приводит к нежелательным последствиям. По результатам проведенных опросов, сотрудники очень часто жалуются на «менеджеров-всезнаек», из-за которых постоянно возникают конфликты и проблемы. Один из сотрудников назвал такое поведение «интеллектуальным высокомерием». Начальники, считающие, что хорошие идеи и правильные ответы на все вопросы бывают только у них, и используют это для контроля над подчиненными, лишают некоторых сотрудников всякого желания работать. Взаимодействие людей, вынужденных существенную часть жизни проводить вместе, неизбежно вызывает столкновение мотивов, воспитания, жизненного и профессионального опыта и т. д.

Работник может мечтать сменить работу, если ненавидит ее из-за коллег. Сотрудника может раздражать, что кто-то ноет или сплетничает, не разделяет его жизненные ценности. Очень часто наблюдаем картину, когда оптимистично настроенный сотрудник радужно стартует в компании, и начинает гаснуть после прохождения испытательного срока. Именно по причине того, что коллектив в департаменте не тот, как ему хотелось бы. Сотрутник, светлый и радушный по своей натуре, привык делиться радостями личного и профессионального характера, а у коллег нет настроения слушать о чьих-либо успехах и достижениях. И со временем, не получая эмоционального отклика, работник, у которого одной из основных составляющих мотивации на работе – комфорт, уходит, толком не пояснив, почему. В таком случае также есть смысл отпустить его, так как это не его страна, рано или поздно он уйдет.

  1. Накопившиеся обиды

Вам может казаться, что подчиненные не обращают особого внимания на то, как вы общаетесь с ними, здороваетесь ли, улыбаетесь ли, но это не так. Большинство сотрудников принимают близко к сердцу очень многое, запоминают, делают выводы – им важно внимание и мнение руководства. Если в процессе работы над проектом руководитель не прислушивается к коллективному голосу своей команды, его подчиненные почувствуют, что о них не заботятся, их не ценят и не уважают. Более того, если руководитель не интересуется мнением других, особенно в период изменений (а изменения – это порой очень страшно!), подчиненные перестают ему доверять, и моральный дух команды падает. Также из личного опыта скажу, обязательно соблюдайте в компании конфиденциальность информации, в основном, что касается заработных плат. Очень часто сотрудники покидают компанию, узнав, что новому сотруднику установили оклад на порядок выше, чем у них. Грамотный руководитель сможет аргументировать, почему Саша получает больше Васи, но осадок останется. А если еще и условия для работы новому сотруднику предоставляете лучше, чем старожиле, ждите скорого разочарования со стороны сотрудника, ну и его побег.

Относитесь с уважением к человеку, который работает во благо вашего дела. У каждого есть свои психологические и материальные потребности, не надо относиться к людям, как к ресурсу. Если вы хотите предотвратить уход хороших работников, как можно больше общайтесь с персоналом. Это даст вам возможность заметить проблемы, которые могут привести к потере ценных сотрудников, и своевременно исправить ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой сотрудники будут чувствовать себя в безопасности. Нужно, чтобы они не боялись экспериментировать, спорить с руководителем, мыслить творчески, применять свои таланты и высказывать собственную точку зрения.

Яна Декусар, руководитель HR-департамента компании Nota Group