Сыт по горло: почему сотрудники увольняются
Каждую компанию можно сравнить с отдельной страной, в которой проживает народ со своей ментальностью, ценностями, нормами и внутренними принципами. Часто мы не задумываемся об этом, а ведь в компании «живут» люди с характерной ментальностью, и именно она объединяет их в отдельное государство. Наступает момент, когда ценности, нормы поведения и принципы не устраивают одного из жителей государства, и он стремится мигрировать. Уехать в другую страну, где, как ему кажется, его ждут, больше оценят, где ему будет комфортнее и финансово стабильнее жить, чем там, где он вырос, а, возможно, и родился как специалист.
И когда такой человек приносит заявление об увольнении, руководителю нужно задуматься: отпустить его или удержать. Чтобы дать ответ на этот вопрос, разберемся, по каким причинам уходят сотрудники. Упустим финансовую причину, когда человек уходит в поисках более высокой зарплаты. Погрузимся глубже и рассмотрим нематериальную часть вопроса, проанализируем, почему уходят люди и в каком случае их не стоит удерживать. Далее – три ключевых мотива увольнения
- Руководитель
Это тот, кто ассоциируется с компанией. Когда сотрудник закрывает глаза, думая о работе, первое, что часто возникает в уме – образ начальства: собственника, директора или непосредственного куратора. Руководитель – это лидер, к которому сотрудник стремится, для которого старается и на кого ровняется. Если отношения между руководителем и подчиненным не сложились, не держите силой этого сотрудника, отпустите. Проведу параллель с семьей. В браке должно быть доверие, взаимопонимание и определенная свобода. Если один из партнеров по каким-либо причинам разочаровал другого, потерял доверие и не оправдал ожидания, брак рушится. Так и в отношении подчиненного с руководителем может наступить момент разочарования, и отношения сводятся к нулю. Нет новых объединяющих целей, проектов и планов. Люди начинают искать другие варианты. Проанализируйте ваш «брак» с сотрудником, стоит ли его сохранить, а, возможно, нужно отпустить и строить новые отношения и новую семью.
- Люди в компании
Многие сотрудники покидают насиженные места из-за межличностных конфликтов. Напряженность, витающая на работе, не способствует продуктивной обстановке и приводит к нежелательным последствиям. По результатам проведенных опросов, сотрудники очень часто жалуются на «менеджеров-всезнаек», из-за которых постоянно возникают конфликты и проблемы. Один из сотрудников назвал такое поведение «интеллектуальным высокомерием». Начальники, считающие, что хорошие идеи и правильные ответы на все вопросы бывают только у них, и используют это для контроля над подчиненными, лишают некоторых сотрудников всякого желания работать. Взаимодействие людей, вынужденных существенную часть жизни проводить вместе, неизбежно вызывает столкновение мотивов, воспитания, жизненного и профессионального опыта и т. д.
Работник может мечтать сменить работу, если ненавидит ее из-за коллег. Сотрудника может раздражать, что кто-то ноет или сплетничает, не разделяет его жизненные ценности. Очень часто наблюдаем картину, когда оптимистично настроенный сотрудник радужно стартует в компании, и начинает гаснуть после прохождения испытательного срока. Именно по причине того, что коллектив в департаменте не тот, как ему хотелось бы. Сотрутник, светлый и радушный по своей натуре, привык делиться радостями личного и профессионального характера, а у коллег нет настроения слушать о чьих-либо успехах и достижениях. И со временем, не получая эмоционального отклика, работник, у которого одной из основных составляющих мотивации на работе – комфорт, уходит, толком не пояснив, почему. В таком случае также есть смысл отпустить его, так как это не его страна, рано или поздно он уйдет.
- Накопившиеся обиды
Вам может казаться, что подчиненные не обращают особого внимания на то, как вы общаетесь с ними, здороваетесь ли, улыбаетесь ли, но это не так. Большинство сотрудников принимают близко к сердцу очень многое, запоминают, делают выводы – им важно внимание и мнение руководства. Если в процессе работы над проектом руководитель не прислушивается к коллективному голосу своей команды, его подчиненные почувствуют, что о них не заботятся, их не ценят и не уважают. Более того, если руководитель не интересуется мнением других, особенно в период изменений (а изменения – это порой очень страшно!), подчиненные перестают ему доверять, и моральный дух команды падает. Также из личного опыта скажу, обязательно соблюдайте в компании конфиденциальность информации, в основном, что касается заработных плат. Очень часто сотрудники покидают компанию, узнав, что новому сотруднику установили оклад на порядок выше, чем у них. Грамотный руководитель сможет аргументировать, почему Саша получает больше Васи, но осадок останется. А если еще и условия для работы новому сотруднику предоставляете лучше, чем старожиле, ждите скорого разочарования со стороны сотрудника, ну и его побег.
Относитесь с уважением к человеку, который работает во благо вашего дела. У каждого есть свои психологические и материальные потребности, не надо относиться к людям, как к ресурсу. Если вы хотите предотвратить уход хороших работников, как можно больше общайтесь с персоналом. Это даст вам возможность заметить проблемы, которые могут привести к потере ценных сотрудников, и своевременно исправить ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой сотрудники будут чувствовать себя в безопасности. Нужно, чтобы они не боялись экспериментировать, спорить с руководителем, мыслить творчески, применять свои таланты и высказывать собственную точку зрения.
Яна Декусар, руководитель HR-департамента компании Nota Group