Торопиться нужно медленно

В эпоху Четвертой промышленной революции бизнес без инноваций уже не сможет существовать. В Украине официально регистрируется более 1 тыс. патентов в месяц. Если учесть все существующие новые технологические, управленческие, продуктовые, сервисные и другие решения – их количество огромно. Как выбрать направление для инновации, определиться с новой технологией, когда ее внедрять, с какой скоростью – эти и сотни других вопросов по внедрению инноваций регулярно решают компании, избравшие путь развития. 

Фраза Амсалема из «Алисы в Стране чудес», которая точно отражает настоящее, звучит так: «Здесь, для того чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил! А для того, чтобы куда-то двигаться, нужно бежать в два раза быстрее!». И это правда. Скорость изменений, подрывные технологии, растущая конкуренция, ломающиеся бизнес-модели, мультизадачность – наши ежедневные вызовы.

Все утверждают, что опять надо «выше, быстрее, сильнее»! Если бороться с этим идеальным штормом, можно быстро выбиться из сил и не заметить самую важную правильную волну, которую надо быстро оседлать и красиво серфить на ней до самого острова с пляжем и пальмами! Факапы и успехи инноваций последних лет привели меня к трем основным выводам.

Не спешите!

Технологии развиваются по экспоненте. Иногда небольшое ожидание, наблюдение за происходящим помогает лучше понять свою стратегию, чем часы анализа и мозгового штурма. Ситуация может поменяться быстрее, чем вы ожидаете. Так, задержка строительства нашего торгово-развлекательного центра на Лукьяновке дала неожиданное преимущество: наблюдая за поведением потребителя и мировыми трендами, мы пересмотрели его концепцию и добавили офисно-коворкинговые башни, значительно увеличили фуд-зоны, развлекательную часть. Это сделает проект успешнее в среднесрочной перспективе, чем если бы это был торговый центр прежнего формата. Мы не спешим накрывать крыши и парковки наших торгово-развлекательных центров солнечными панелями с окупаемостью 7-10 лет, поскольку в ближайшем будущем ожидаем, что новые технологии дадут нам гораздо более интересный ROI.

Испугавшись Amazon, многие ритейлеры бросились в e-commerce с сомнительным результатом и отрицательной прибыльностью. В это же время Amazon и Alibaba вышли в офлайн и делают упор на омниканальные решения. Только сейчас видно, что крупным ритейлерам нужно было всего лишь обеспечить присутствие в онлайне (каталоги, рекламу) и сосредоточить основные усилия на впечатлении, вовлечении и развлечении своего потребителя. Ведь все равно офлайн-продажи составляют более 80% от общего объема покупок.

При покупке земельного участка для строительства коммерческого объекта, который появится через 3 года при его жизненном цикле более 50 лет, уже учитывается влияние беспилотных автомобилей и уменьшается размер парковки.

Не инвестируйте сами в разработку

Как правило, кто-то уже пришел к подобному решению и точно скоро вы купите его дешевле, если только не найдете бесплатно. Причем это будет рабочее решение, а не сырая бета-версия. Так, мы разрабатывали BI-систему для себя несколько лет, внедрили, поняли, что нужно доработать, посчитали стоимость этого, и перешли на бесплатный Microsoft Power BI.

Google for business предоставляет бесплатно сервисы, которые многие до сих пор пытаются пилить себе сами. К примеру, по аватарке пользователя в вашем приложении Google можно определить около 60 его индивидуальных параметров. Длительная и дорогостоящая разработка сложной омниканальной учетной системы для одновременной продажи товаров и в магазине, и в интернете не имеет смысла, если Shopify предлагает готовое, недорогое решение с доказанной эффективностью. Доступный 4G-интернет появился прежде, чем многие операторы коммерческой недвижимости проинвестировали в качественный Wi-Fi.

Для успеха необязательно быть первым

По статистике, только 8% первопроходцев в бизнесе добиваются успеха, в то время как у последователей, улучшающих первоначальный продукт, этот показатель составляет 47%.

Facebook не был первой социальной сетью, а iPhone – первым смартфоном.

Amazon не был первым интернет-магазином. А технологию цифровой фотографии изобрели в компании Kodak, но это не спасло ее от банкротства.

Эти лайфхаки стали результатом проб, успехов, факапов, опыта и прояснили значимое: нужно торопиться выбрать тему, в которой вы ходите внедрить инновацию, по сути – навести фокус внимания; нужно инвестировать в управление инновациями и изменениями; нужно быть первыми в своих командах – вдохновлять, зажигать, координировать, праздновать.

Михаил Меркулов, Ex-СЕО Arricano Real Estate Plc