Выступление, которое запомнят

Нейл Эркарт – бизнес-тренер и спикер с 20-летним стажем. Он входит в ТОП-5 лучших тренеров по публичным выступлениям, согласно международному рейтингу The Association of Professional Coaches, Trainers & Consultant. Эркарт обучает ораторскому искусству представителей правительственных организаций и владельцев масштабных корпораций из Великобритании. Нейл – автор уникальных программ и методик для топ-менеджеров мировых компаний, а также для сотрудников институтов ЕС. Среди его клиентов – технологическая компания Fujitsu, рекламное агентство Havas Worldwide, сеть кофеен Costa Coffee, корпации Siemens, BMW, Nike, Coke, HSBC, Lloyds, RBS, Britvic и Английская футбольная ассоциация. Осенью 2018 г. Нейл Эркарт побывал в Киеве. В интервью для Strategic Business Review он рассказал, почему современному управленцу нужны навыки презентации, как подготовиться к публичному выступлению,  избежать ошибок и избавиться от чувства страха перед аудиторией.

Нейл, расскажите про свой профессиональный путь. Почему учить людей выступать на публике стало вашим призванием? 

После окончания университета я поехал в Японию, где работал  учителем английского языка на протяжении 6 лет. Это и дало мне возможность привыкнуть к выступлению на публике. Потом около 2 лет  я преподавал в вузе в Шотландии.Там я получил еще больше опыта в психологическом аспекте работы с аудиторией. В 2000 г. меня наняли корпоративным тренером в компании по подготовке управленческих кадров в Германии. Ее сфера деятельности охватывала саму Германию, Австрию и Францию. За 4 года работы в этой компании меня обучили навыкам презентации, ведения переговоров, межкультурному взаимодействию и многим другим навыкам общения. Также я начал вести семинары с крупными корпорациями в Германии, включая SAP и Smurfit Kappa. В 2004 г., переехав в Бразилию, я недолго работал в Университете UESC, обучая английскому языку и бизнес-навыкам студентов и тренеров-руководителей в Cargill Group. В том же году я вернулся в Великобританию и начал работать сам на себя. С тех пор  возглавляю семинары по обучению презентационным навыкам. Среди моих участников сотрудники таких фирм, как BMW, HSBC, Nike, Facebook и многих других всемирно известных организаций.

Что такое удачная презентация? Из чего она состоит?

Для меня успешная презентация – это презентация, мастерски воплощенная таким образом, что слушатели сразу ее воспринимают, понимают и, как следствие – эффективно выполняют все задачи после нее. Можно дать много других определений, но это именно та составляющая удачной презентации, смысл которой передает мое понимание.

Почему современному управленцу важны навыки презентации?

В XXI веке мы столкнулись с такими сложными проблемами для разрешения, как изменение климата, загрязнение окружающей среды, бедность, глобальный терроризм и т. д. Говоря о деятельности предприятий, они также озабочены многими другими вопросами: как создавать оригинальные продукты или услуги, которые удовлетворили бы потребителя; как построить глобальные рассредоточенные команды, которые действительно хорошо и слаженно работали бы, передавали данные, мгновенно обслуживали бы клиентов и поддерживали репутацию.

Устаревший командный стиль управления эффективен в случае простых, кратковременных, так называемых чрезвычайных ситуациях. Однако он будет абсолютно бесполезным в условиях продолжительного сотрудничества, предполагающего лояльность, когда вам нужно вдохновлять, заряжать энтузиазмом и энергией персонал, чтобы в дальнейшем креативно находить выход из сложных ситуаций. Вот тут и нужны хорошие лидеры. Отлично представленные презентации помогут вдохновить сотрудников на то, чтобы они вышли за рамки своих служебных обязанностей, оставаясь при этом верными и вдохновленными общими целями своей организации.

Какие ошибки во время презентации чаще всего совершают люди?

Отсутствует связь с залом, нет подходящего материала для целевой аудитории, положенного в основу слайдов презентации спикера, – это типичные ошибки, которые я встречаю в разных странах.

Можно ли научить любого человека навыкам презентации или это врожденная харизма?

Всему можно обучиться, включая харизму, и все могут обучаться при желании. А вот сколько времени на это потребуется, зависит от ряда факторов: преподавательские способности наставника, а также желание и энтузиазм самого обучаемого, готового учиться на своих ошибках.

Как подготовиться к презентации?

Основной секрет – постоянная практика и тщательная подготовка к выступлению. Чтобы быть хорошим спикером, нужно выступать как можно чаще.

Почему люди боятся публичных выступлений?

Как правило, неопытные начинающие спикеры боятся потерять свой статус, выступая перед другими. К тому же чувство страха может вызвать осознание того, что выступающий должным образом не подготовил свою речь или не отработал выступление должным образом.

Есть ли секреты визуального оформления презентации?

Если коротко, то на каждом слайде должен  быть простой рисунок, один или несколько с парой слов или вообще без них. В этом случае работает правило: чем проще, тем лучше. И любая техническая информация должна быть сведена к ее простейшим элементам.

Какие приемы обычно используют ораторы, чтобы заинтересовать и удержать публику?

Самый популярный прием, который сейчас используют большинство ораторов, – это рассказывать убедительные «истории». Они эмоционально завлекают аудиторию и вызывают живой интерес, желание дослушать до конца.

Вы говорите о сторителлинге. Как правильно использовать этот инструмент?

Рассказ должен быть эмоциональным. Также хорошо, когда спикер доносит информацию не только с помощью слов, но и языка тела.

На чем делать акцент в презентации для инвесторов?

Здесь важна адаптация к аудитории. Сосредоточьтесь на живой и актуальной проблеме инвесторов. Кроме того, ваш продукт или услуга должна решить реальную мировую или же локальную проблему в зависимости от инвестора, которому вы предлагаете свой проект.

Кто из современных ораторов вас вдохновляет и почему?

Мой друг Уоррен Касс, автор книги «Влияние: как повысить и управлять своей самооценкой, репутацией и стать замеченным», является отличным оратором. Он вдохновляет именно тем, что  – отличный спикер на публике. Другой друг Марк Уолш, создатель Body Coaching (диагностика и коррекция психоэмоционального состояния через работу с телом, – ред.), – пылкий, вдохновляющий и шокирующий в хорошем смысле этих слов, также очень хороший спикер.

Какие казусные истории вы можете вспомнить из своей практики?

Выступая на своей первой конференции в 2004 г. перед аудиторией в 400 человек, я очень нервничал, поскольку вышел на сцену с опозданием. Как избежать волнения в таком случае? Готовиться и практиковать. Моя рекомендация –научитесь управлять телом, займитесь боевым искусством или танцами. Применяйте телесные практики, которые помогут настроить вас на нужный лад, чтобы вы могли быстро успокоиться в любой стрессовой ситуации.

Что можете порекомендовать новичкам, которые готовятся к своему первому публичному выступлению?

Иметь 1-3 основных акцента в выступлении. Сделать его коротким и простым. Забудьте о презентации. Если вам все-таки нужно использовать слайды, придерживайтесь правила: только 1 слайд каждые 2 минуты времени речи. То есть, если вы говорите в течение 20 минут, необходимо всего 10 слайдов. Ну и, конечно, подготовка и практика.

Текст: Наталья Михайлова