Занятия для души, или Как найти свой остров романтики

В современном мире, полном будничных забот и битв за результат, есть совсем немного островов романтики. Спросите любого, что он думает о детских мечтах о путешествиях, и наверняка услышите авторов забытого детства: Жуль Верна, Джека Лондона и Луи Буссенара. В этих мечтах обязательно будет или воздушный шар или парусник.

Парусник — символ чистоты отношений человека и природы: с одной стороны, это вызов стихии, с другой — сосуществование и использование сил природы. Наверное, именно поэтому парусник изначально воспринимается настолько позитивно, а его отход в море вызывает желание всматриваться в горизонт до того момента, пока не скроются мачты.

Легендарные барки

В мире достаточно много парусников, и любой желающий может отправиться в путешествие на круизном паруснике любого класса, где всегда будет желанным пассажиром. Но можно пойти практикантом, который по окончании подобного путешествия получит не только впечатления, но и определенные навыки и даже диплом матроса парусного барка.

Такую возможность дарит программа путешествий на учебном парусном судне. Самые запоминающиеся и, наверное, яркие — легендарные барки «Крузенштерн» и «Седов». О первом вы наверняка слышали в детстве благодаря коту Матроскину. Оба барка являются представителями винджаммеров — «выжимателей ветра», которые поражают и радуют своими размерами, объемом парусов (более 4 тыс. кв. м) и своей скоростью под парусами. Помимо этого, такие суда способны нести большую парусность даже во время шторма. Большую часть своего пути барки проходят именно под парусами. Всей своей жизнью оба судна не только доказали свою эффективность в море, но и воспитали сотни профессионалов, чья судьба неразрывно с ним связана.

Как отмечают офицеры барков, суда неоднократно проходили модернизацию, оборудованы по требованиям современных стандартов, но с точки зрения философии это по-прежнему классические винджаммеры: скоростные, мощные, маневренные и способные бросить вызов любому морскому шторму.

Всего в мире сегодня не более полусотни крупных судов такого класса. У вас есть возможность пойти в странствие в рамках одной из международных регат, когда собирается группа подобных парусников и можно будет посетить сразу и «Седов», и «Крузенштерн». Одна из таких регат — The Tall Ships Races. Если один парусник завораживает и вызывает эйфорию, то представьте себе десятки таковых: громадных, величественных и небольших.

Оба барка — классические парусные суда с командой курсантов, обучающихся морской практике. Здесь все подчинено морской жизни, и вы сразу, пройдя весь необходимый инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности, включитесь в работу судна. Каждый будет приписан к той или иной мачте и попадает в распоряжение к морскому отцу — боцману, который за короткое время подготовит вас к работе с парусами.

Люди — как корабли

Ритм жизни корабля, участие в авралах самым неимоверным образом сближает людей. Для примера при входе на судно и до первого аврала зачастую команды практикантов общаются на «Вы», но после подъема на мачту и первого опыта практической работы на реях все моментально переходят на «ты» — вызовы, такие как ветер и высота, сближают.

Именно здесь, на барке, я услышал глубокую по своему смыслу фразу о том, что «моряки — это не умершие вовремя дети». В ней много правды: море и работа на судне, где у тебя над головой 4 кв. км парусов, обязательно оставляет отпечаток в душе человека.

Вокруг вас будут люди, отдавшие работе и пребыванию на паруснике всю свою жизнь: часть матросов постоянной команды и боцманов ходят и живут на судне более 20 и 30 лет. О них и говорят с уважением: люди ветра. Что порадует и поразит — отсутствие снобизма знающих море людей: обстановка без преувеличения полного дружелюбия, благожелательности и морской дисциплины. Все-таки вы не турист, а практикант судна — без дисциплины никак.

Удивление и вместе с тем восхищение вызывает значительное количество курсантов и офицеров парусника — девушек: будущие офицеры судов и уже работающие на «Седове» в статусе помощников капитана. Штурманы, любящие свою профессию, великолепно разбирающиеся в ее тонкостях и в звездном небе: уроки астрономии под открытом небом во время несения вахты вам гарантированы. Таких звезд, как в открытом море во время перехода, вам мало где удастся увидеть. Кажется — протяни руку и дотянешься до Пояса Ориона.

Какие будут еще премудрости? Вязание морских узлов; понимание устройства парусов; визиты к парусному мастеру, машинам; управление барком вручную при помощи привода Дэвиса (именно так называется то, что мы привычно и, особенно не задумываясь, именуем «штурвал») и др. По сути, право на свой «диплом матроса парусного банка» вы отработаете в полной мере.

Страшно ли подниматься на мачту и работать на реях? Конечно, да. Первые пару подъемов, прямо скажем, адреналин играет. Но рядом с вами боцман, который и следит, и учит, а также опытные члены команды. На 3–4-й день вы уже с удовольствием идете навстречу ветру вверх и, несмотря на то что это солидный физический труд, получаете от всего этого удовольствие. Здесь все честно: корабль, мачта, парус. Вы, ветер и море.

Корабль, а тем более такой уникальный, как парусник, где априори больше физического труда, людей и общения в рамках коллектива, в своем роде является мерилом людей. Неправильные люди здесь, как и микробы, не выживают, без преувеличения. Это создает давно забытую атмосферу чистой мальчишеской дружбы. Понять и прочувствовать такое можно, только побывав в море на подобном паруснике.

Занятия для души

Организованная программа насыщенна: кроме практической работы и присутствия организатора группы (как правило, профессиональные путешественники, имеющие самый солидный опыт походов и опыт работы с подготовленными и неподготовленными туристами), это общение с офицерским составом. Отношение офицерского состава к практикантам сродни боцманскому: настроены весьма доброжелательно и охотно делятся знаниями, навыками и морскими историями. А их, как и подобает бравым морским душам, масса, команда действительно состоит из профессионалов, много повидавших в морях и океанах.

Второй момент, который, несомненно, создает атмосферу, участие «души компании», члена команды творческой личности. Мне посчастливилось поработать в группе, где без кавычек душой компании выступил лидер легендарной группы «Браво» Евгений Хавтан и его коллега, яркий кубинский музыкант Рей Фромета. По умолчанию вечера в кают-компании были наполнены музыкой, учебными классами перкуссии и заразительными латино-американскими танцами.

Третий момент, это — организованная работа с группой в точке сбора и порте прибытия. В нашем случае это был Варнемюнде (Германия), где мы грузились группой едва знающих друг друга людей, и Таллин, где борт барка покидала монолитная и сплоченная часть команды — группа практикантов судна, закончивших свою практику. В Таллине, кроме обзорной экскурсии по столице Эстонии, был предоставлен интереснейший подарок: экскурсия по местам съемок фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. И экскурсоводом выступил коллега гениального режиссера, эстонский режиссер Арво Ихо, который на съемках был в статусе стажера. Это — живые истории, редкие фотографии и, конечно, описание процесса работы над фильмом. Невозможно объяснить, но это невообразимо совпадало с эмоциональным состоянием, в котором мы находились после схода на берег с барка. Возможно, потому, что мы только что закончили свое путешествие в «Зону», где обитают люди ветра и, которая, как и «Зона» сталкера, не терпит лишних людей.

Удивительное впечатление создает молодежь, решившая посвятить себя морю,— как правило, большинство курсантов уже живут профессией. Парусник и практика на нем помогает понять это и принять море или вовремя осознать, что ты ошибся в профессии. По словам капитана УПС банк «Седов» Евгения Ромашкина, около 30% курсантов именно после подобной практики принимают решение уйти из профессии моряка.

Жизнь вахтами, авралы и интересные люди рядом создают атмосферу, когда возникает «эффект подводника», который случился и с нашей группой. Этот психологический момент характерен для коллектива корабля (подводной лодки), когда коллектив из 75–100 моряков живет в замкнутом пространстве несколько месяцев. С первого дня правильный моряк думает о доме и счастливом возвращении, но парадокс в том, что по приходу эти самые 100 человек команды с трудом могут расстаться. Командование, как правило, знает о таком моменте, поэтому даются несколько дней на празднование прихода и более спокойного расставания.

Уходить с борта парусника, прощаться с командой и курсантами, ставшими близкими и родными за время перехода,— трогательный и эмоционально сложный момент. Аналогично сложно смотреть уходящему паруснику, оставаясь на берегу. Дело сделано — вы уже в определенной степени «человек ветра», парусник и море вас больше не отпустят никогда. И самое удивительное в том, что вы этому только рады.

Алексей Александров, д.э.н., МВА, профессор бизнес-школы МИМ, вице-президент Expobank (Чехия)