Прогноз 2030: как наемному сотруднику конкурировать с ИИ

Прогноз 2030: как наемному сотруднику конкурировать с ИИ

Джек Уэлч предупреждал: «Когда скорость изменений внутри организации становится меньше скорости изменений вне ее, конец такой организации не за горами». Я вижу разумным экстраполировать это утверждение до уровня конкретной личности: скорость профессионального и личностного развития обязана соответствовать либо опережать темпы внешних изменений. В противном случае стоимость результатов твоей работы вначале просто будет снижена, а со временем и вовсе обесценена.

Людям свойственно строить прогнозы на будущее. Профессиональные футурологи, историки, проповедники, простые смертные во все времена пытались найти ключ к будущему, и даже иногда попадали в «яблочко». Попытаемся заглянуть в завтрашний день в разрезе требований к сотруднику будущего.

Итак, представим: в 2030 г. в мире автоматизировано все, что поддается алгоритмизации; передача данных осуществляется мгновенно; интернет наполнен информацией относительного всего, что можно себе представить; государства не имеют четких границ и привязанности к национальной принадлежности; коммуникации перешли в онлайн.

Какие потенциально важные качества в таком мире могут цениться? Те, которыми не обладает компьютер.

Способность мыслить нестандартно и предлагать креативные решения

Вы – в зоне риска, если много лет подряд отдаете предпочтение повторяющимся действиям, одному и тому же функционалу. Чувствуете отторжение ко всему новому, в работе исключительно следуете правилам, инструкциям и даже не задумывались, что можно что-то изменить или оптимизировать, считаете, что все и так хорошо, ничего менять не надо. У вас нет интереса к новым знаниям, вы не посещаете обучающие программы, семинары и т. д. Задайте себе вопрос и ответьте честно: вашу работу возможно уложить в алгоритм?

Что делать? Вернуть себе способность мыслить нестандартно, уметь видеть варианты там, где их на первый взгляд нет – лежат в плоскости выхода за пределы этой зоны комфорта: смена привычной обстановки, рода деятельности, привитие новых нетипичных для себя навыков. И для всего этого вам не обязательно увольняться и искать новую работу. Постарайтесь найти  возможности в рамках существующего работодателя, а именно: присоединитесь к группе людей, которые работают над проектом по изменениям, посмотрите на свою работу с точки зрения возможности изменить процесс, оптимизировать его или вообще построить новый, пройдите конкурс на позицию в другой отдел желательно с абсолютно иным функционалом.

Ситуационная адаптивность

Это умение находить оптимальный вариант решения в уже сложившейся по каким-то причинам ситуации.

Вы – в зоне риска, если очень сложно переносите то, что идет не по плану, не терпите изменения – они вводят вас в состояние агрессии, паники, дискомфорта. Не любите принимать свои ошибки, и в большинстве случаев считаете, что правы только вы. В основном принимаете решения «согласно инструкции», в нестандартных ситуациях найти и придумать выход из положения вам сложно или вообще нереально.

Что делать? Развить данный навык можно через привитие привычки поиска альтернативных решений для даже самых мелких бытовых или рабочих проблем, ситуаций; создать план В, С, Д (кроме А) в любых ситуациях, с которыми сталкиваетесь.

Умение донести свою точку зрения быстро и точно

Вы – в зоне риска, если умение лаконично и однозначно выражать свои мысли не ваш конек. Elevator Speech рулит. Завитиеватые фразы, описательная часть в семи абзацах, краснобайство и longread – путь быть неуслышанным.

Что делать?Помнить, что концентрация внимания среднестатистического человека уже сейчас составляет 8 секунд и неумолимо уменьшается. То есть вам нужно уложиться в 15-16 слов в режиме «говорю» или 20-28 слов в режиме «пишу», чтобы получить шанс донести свою мысль. Уметь видеть главное в своем запросе, сокращать и выжимать важнейшее. Способность создавать интересный контент. Возможно, вам поможет освоение современных инструментов донесения информации: инфографика, визуализация и т. д.

Социальный интеллект

Это способности осознавать причины, суть действий и поступков людей, уметь корректно и объективно оценивать их поведение.

Вы – в зоне риска, если сложно понять, что от вас хотят другие люди; вам непонятны мотивы других людей, и часто получаете обратную связь, что ваши выводы нелогичны. Вы не чувствуете грань в общении с коллегой, к примеру, за незначительный проступок просите руководителя уволить, наказать или депремировать его и т. д.

Что делать?Развить в себе этот навык проще всего через эмпатию – способность сопереживать, понимать чувства других. Научитесь присматриваться к коллегам. Попытайтесь понять, что стоит за таким поведением? Если у коллеги плохое настроение, то, возможно,  у него проблемы дома, а не просто он негативно настроен  по отношению к вам. Если на переговорах оппонент в сердцах пытается вам донести свою правду, может, не стоит больше на него давить – вполне возможно он прав, раз у него вызвана реакция такого уровня, либо он имеет другие вводные. Может, стоит задать ему вопрос по-другому?

Межкультурная и межрасовая толерантность

Речь идет об умении найти общий язык с людьми разных культур и меньшинств.

Вы – в зоне риска, если преследуете и унижаете людей с другими взглядами на жизнь согласно их национальной принадлежности, половым предпочтениям, имеете стереотип мышления, что какие-то национальности «умнее», а каким-то «не дано».

Что делать?Больше путешествовать. Найти наиболее неприемлемое сочетание для вас и попробовать подружиться, познакомиться или хотя бы понаблюдать за человеком – носителем таких качеств, которые изначально вам казались неприемлемыми.

Критическое мышление

Это  способность к обоснованным, логическим выводам на основании анализа большого объема данных.

Вы – в зоне риска,если верите каждой статье, слуху, быстро делаете выводы из ситуаций, не уточняете деталей, не задаете дополнительные вопросы, верите, что истину познали только вы, не терпите критику и возражения. Таким образом, ваша логика становится слишком избирательной.

Что делать? Приучить себя задавать к каждому поступившему к вам факту верифицирующие его вопросы. Научиться слышать противоположное мнение и другую точку зрения. Разные образовательные платформы онлайн предлагают пройти курсы по развитию навыка критического мышления.

Способность к самодисциплине и умение выявлять свою мотивацию

Это проявляется за счет роста виртуальных команд, дистанционных офисов, популяризации модели удаленной работы.

Вы – в зоне риска, если вам постоянно нужен надзор менеджера, руководителя и самостоятельно сгенерировать и поставить задачу самому себе тяжело. Вас посещают частые прокрастинационные настроения.

Что делать? Вернуть ответственность за свою личную продуктивность себе же. Выяснить личную мотивационную карту, которая индивидуальна как отпечаток пальца и непонятна никому, кроме вас. Проанализировать и понять, выполнение каких именно задач приносит удовольствие и, наоборот, делать именно то, что нравится.

Каждый наемный сотрудник обязан понимать одну важную деталь: его навыки и знания работодатель выкупает на определенное время за определенную стоимость. Сколько вы можете предложить работодателю уникального, столько и получаете взамен материального и нематериального блага. Поэтому забота об актуальности своих навыков, качеств в большей степени – это ваша ответственность. Фокус на развитие себя как личности,  профессионала – единственно верный путь к тому, чтобы оставаться конкурентоспособным при любых обстоятельствах.

Что частично потеряет актуальность

  1. Способность к выстраиванию связей, нетворкинг в аспекте, где ранее это требовалось для обмена информацией. В открытом доступе уже достаточно материалов, чтобы дать себе ответ на большинство вопросов. Если ответа нет – задать вопрос можно в профильную группу. Но скорее ответят вам не потому, что очень хорошо вас знают, а потому, что у эксперта есть мотив поделиться знаниями. Сегодня люди распространяют свои знания, мнения через социальные сети, видеоканалы и проч. Вам нужно всего лишь уметь правильно, лаконично и точно задать вопрос и включить критическое мышление при обработке ответов.
  2. Будет снижена актуальность к изучению иностранных языков. Это произойдет благодаря техническому прогрессу и созданию специальных гаджетов. Возможно, в большей степени популярность наберут курсы по познанию тонкостей культурных различий для развития межкультурной толерантности.
  3. Менеджеры станут менторами. Но не все. Функция контроля и организации может быть полностью или частично автоматизирована, сохранение и передача знаний – также. Но передать уникальность стиля мышления, поведения и принятия решений, пока человеческий мозг не изучен на 100%, автоматизировать невозможно. Менторами смогут быть носители уникальных комбинаций различных личностных и профессиональных качеств, которые будут их передавать другим.

Оксана Огневая, директор по рекрутменту в Miratech