buhg

Камасутра для бухгалтера

Есть ряд статей, в которых описываются принципы, цели и задачи бухгалтерского учета. Есть закон о том, как необходимо вести бухгалтерский учет на предприятиях разных форм собственности. Поясняется, кто имеет право вести бухгалтерский учет в организации, и кто должен подписывать формы отчетности, какие возникают сложности в работе бухгалтера, и насколько ответственна данная профессия. Даже есть праздник День бухгалтера! Сплошные формальности… Но ни в одной статье я не встречал описания того, насколько кайфово быть бухгалтером!

Знание – сила

Что даст знание основ бухгалтерского учета менеджерам разного уровня управления и собственникам бизнеса? Цель ведения бухгалтерского учета – предоставить непредвзятую, достоверную и полную информацию о состоянии активов предприятия, его обязательствах (задолженностях) на определенную дату, финансовом состоянии и движении денежных средств за период для принятия собственниками бизнеса оперативных решений. Понимая принцип двойной записи, можно определять величину капитала собственника, не прибегая к инвентаризации.

Умение «читать» баланс предприятия позволит без труда определить балансовую (остаточную) стоимость необоротных активов. Это – оборудование, здания, товарные знаки, программное обеспечение и т.д., находящиеся в распоряжении предприятия на определенную дату, или сумма денежных средств на расчетном счете или в кассе, на какую сумму предприятие имеет запасы сырья или готовой продукции. Также в пассиве можно увидеть состояние обязательств Предприятия – долгосрочная задолженность (более года) и краткосрочная (до одного года) –определить стоимость собственного капитала.

В отчете о прибылях и убытках содержится информация о выручке за текущий период, сумме себестоимости реализованной продукции или услуги, расходах периода (заработная плата, налоги, аренда и т.д.) и, конечно же, чистой прибыли предприятия.

Используя Баланс и отчет о прибылях и убытках, можно составлять основные KPI деятельности, что позволит своевременно реагировать на изменения финансового состояния предприятия.

Знание основных принципов бухгалтерского учета обеспечит уверенность в правомерности тех или иных хозяйственных операций, последовательность в обработке информации и релевантность.

После того, как вы изучите основы бухгалтерского учета, уже ни один специалист финансовой сферы не сможет вас обмануть или ввести в заблуждение, так как вы будете говорить на его же языке.

План счетов и удовольствие

Изучение бухгалтерского учета начинается с осознания того, зачем это нужно, как ты жил без этого и что хочешь в итоге. Часть людей начинает изучать данную науку из-за того, что слышали от других, что бухгалтер хорошо зарабатывает, и профессия востребована при любой ситуации в стране. Другая часть людей переучивается и получает дополнительное образование – бухгалтер.

Но есть и такие, которые получают удовольствие от процесса изучения бухгалтерского учета. Для них план счетов не просто монотонная зубрежка названий и аналитик, а целая культура.
Когда в учебном заведении предлагают представить бухгалтерский счет в виде «самолетика», в формате дебет – слева и кредит – справа (рис. 1), то эти люди видят в нем нечто большее – прелюдию для дальнейшего таинства и наполнения чем-то «живым».

Рис. 1

debet

Сущность бухучета

Все началось еще с далекого 1494 года. Именно тогда друг Леонардо да Винчи, Лука Пачоли, описал закон двойной записи.
Закон гласит следующее: каждая операция записывается дважды в одинаковых суммах.

  • В дебет одного счета.
  • В кредит другого счета.

То есть, если где-то прибыло, то где-то убыло – в одинаковом объеме.

Важно помнить одну подсказку бухгалтерского учета: дебет – слева, кредит – справа.

Как и в жизни, касательно людей, так и в бухгалтерском учете, есть активные счета, пассивные счета и активно-пассивные счета.
На активных счетах осуществляется учет активов организации в денежном эквиваленте.
Активы – имущество, которое организация накопила за предыдущие периоды жизни и которые в будущем принесут экономическую выгоду.
Остаток на активном счете показывает наличие основных средств, товарно-материальных ценностей, задолженности покупателей за реализованный товар или услугу, остаток денежных средств в кассе или на расчетном счете в банке на начало или конец отчетного периода (месяц, квартал или год).
На пассивных счетах осуществляется учет пассивов организации в денежном эквиваленте.
Пассивы
– совокупность источников формирования средств организации.
Остаток на пассивном счете показывает несколько цифр. Сумму собственного капитала – реинвестированную прибыль. Сумму взносов в уставный фонд при регистрации предприятия. Сумму долгосрочной задолженности перед кредиторами – задолженность, которая будет погашена позднее, чем через год. Краткосрочную задолженность, которая будет погашена в течение года или через год, на начало или конец отчетного периода (месяц, квартал или год).
На активно-пассивных счетах остаток на начало или конец отчетного периода может быть как слева (дебет), так и справа (кредит).
Счет «Финансовый результат» может иметь остаток по дебету, если расходов за период по предприятию больше, чем доходов и тогда предприятие сработало с убытком;
Если доходов больше, чем расходов за период, то остаток будет отображен по кредиту счета «Финансовый результат», и это значит, что у предприятия есть прибыль. Прибыль – это разница между доходами и расходами Предприятия или физического лица.

Когда отчетный период «закрывается», то бухгалтер испытывает неподдельные разнообразные эмоции, которые заставляют кожу покрываться мурашками, лицо наливаться багрянцем, а дыхание становиться прерывистым. Это – страх, что не все документы получены от служб предприятия или в приходных документах не отражены необходимые реквизиты. Гнев на ответственных сотрудников смежных подразделений за то, что не предупредили о смене реквизитов контрагентов. Удивление от новых форм отчетности, которые появляются, как грибы после дождя. Разочарование от бессонных ночей, проведенных перед компьютером, вместо времени, проведенного в кругу семьи. И, конечно же, удовольствие от полученного результата.
Я серьезно, когда после проделанной работы и приложенных усилий видишь плоды своей работы, то получаешь удовлетворение на физиологическом уровне. После того, как баланс сошелся (актив равен пассиву), хочется выпить чашку кофе и закурить, даже если не куришь J.

Думайте об окружающих

Бухгалтерский учет – это искусство видеть мир в виде отражения деятельности предприятия по принципам, присущим только данному направлению. Суть бухгалтерского учета в том, чтобы на основании специфических операций составить формы отчетности и предоставить их пользователям.

Пользователи могут быть внешние – банковские учреждения, фискальные органы, инвесторы и т.д. и внутренние – собственники, менеджеры и т.д.

Для внешних пользователей существуют формы отчетности, установленные законом:
1. Баланс – отчет, который показывает остатки запасов, денежных средств, дебиторской задолженности (это долг покупателя перед продавцом), основных средств, также состояние собственного капитала и обязательств, в денежной форме, на дату составления баланса (допустим, на 31.12.2018 г.).

  1. Отчет о прибылях и убытках – отчет, который показывает эффективность работы предприятия за период (допустим, с 01.12. по 31.12.2018 г.).
  2. Отчет о движении денежных средств – отчет, который дает представление о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период.
  3. Отчет о собственном капитале – показывает изменение в структуре собственного капитала на дату составления отчетности.

Эти формы предоставляются в установленном порядке, в определенные сроки и в специальные органы, которые ведут учет деятельности субъектов предпринимательской деятельности юридических лиц (предприятия) и физических лиц (частные предприниматели).

Но, когда речь заходит о формах отчетности для внутренних пользователей, то они внешне могут кардинально отличаться от установленных форм на законодательном уровне. Остановимся на предоставлении отчетности собственникам бизнеса.

Собственник может не владеть навыками финансиста или бухгалтера и, соответственно, не уметь «читать» установленные формы отчетности и, тем более, принимать на их основании управленческие решения для развития предприятия или устранения критических ситуаций.
Для собственника желательно предоставлять отчетность в доступном и понятном виде.

В обязательном порядке необходимо сопровождать отчет пояснительной запиской, в которой будут указаны те или иные изменения в балансе предприятия, или в отчете о прибылях и убытках, за счет чего они произошли, к каким последствиям они могут привести, указать рекомендации для устранения негативных последствий, если они имеют место быть. По запросу собственника необходимо сделать любой формат отчетности, который он хочет видеть, и в любом разрезе хозяйственных операций.

Мои рекомендации: не стоит говорить с менеджерами высшего звена, которые не знают финансовых или бухгалтерских терминов, исключительно с позиции того, что вы – классный специалист в своей отрасли, и «грузить» их специфическими словечками из терминологии финансиста. Говорите с внутренними пользователями финансовой отчетности простым языком цифр. Дайте возможность другим людям насладиться и получить удовольствие от того дела, которым вы занимаетесь с любовью и страстью, на их языке! Вот – истинное мастерство и истинный профессионализм. Удовлетворяйте не только свои амбиции, но и уважайте мнение и амбиции других.

Анатолий Теребей, директор по экономике и финансам МФ «Фаворит плюс», спикер бизнес-школы IBS при Днепропетровском университете им. Альфреда Нобеля