маски

Закон и порядок: «маски-шоу» продолжатся

Безопасность предприятия – одно из основных условий для его успешной работы и процветания. Кроме того, ключевым фактором, определяющим инвестиционную привлекательность страны, является защищенность и безопасность бизнеса от внешних угроз, уровень которых пока не позволяет инвесторам массово вкладывать деньги в Украину и ожидать надлежащей отдачи.

Как правило, внешние угрозы не зависят от самого предприятия и его владельца. Риски возникают в связи с нестабильной экономической, политической и криминальной ситуацией в стране в целом. Так, к характерным внешним угрозам украинского бизнеса относятся:

— действия правоохранительных и контролирующих органов;

— криминальные структуры, рейдеры;

— недобросовестные конкуренты, а также лица, специализирующиеся на промышленном шпионаже;

— кредиторы, коллекторские компании;

— общественные и политические силы, пр.

Боль украинского бизнеса

Как ни парадоксально, но наибольшую степень риска украинский бизнес претерпевает от первой группы – действий правоохранительных и контролирующих органов. Не секрет, что такие слова, как «обыск», «выемка», «проверка» у представителей бизнеса всегда вызывают панический страх. Об этом много говорят, пишут, проводят мастер-классы о правильном поведении сотрудников и даже квест-игры, направленные, в первую очередь, на психологическую подготовку сотрудников к приходу правоохранительных органов с обыском.

Большинство таких процессуальных действий не проходит без грубых нарушений закона. Примененные методы психологического воздействия правоохранителями во время обыска часто приводят к вызову кареты скорой помощи для сотрудников компаний. При обыске одного из бизнесов меня как адвоката физически выставили за дверь, и весь процесс происходил без юридического сопровождения со стороны бизнеса. На практике бывало и такое: на несколько часов блокировалась работа всего здания, где находятся несколько десятков бизнесов и несколько тысяч сотрудников, а после выяснения оказывалось, что «ребята» просто ошиблись адресом. Размер убытков вследствие таких действий для бизнеса колоссальный, однако, никто не берет на себя ответственность по их компенсации.

К сожалению, подобных случаев слишком много, поэтому не удивительно, что наша власть, готовясь к выборам, сделала ставку на реформирование такого института, как обыск. И это логично, ведь процветающий бизнес – залог процветания и экономики всей страны. А успешная и стабильная работа в нынешних условиях очень затруднительна.

Станет ли защитой новый закон

В декабре 2017 г. был подписан закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования». На этот закон бизнес возлагает большие надежды и даже прозвал его «стоп маски-шоу». Властью он декларировался как закон, который призван защищать права участников криминальных производств. О чем же он, и отражает ли название его содержание?

Новшества долгожданного закона

  • Вводится обязательная видео- и аудиофиксация следственного действия как стороной обвинения, так и стороной защиты.
  • Видеофиксации подлежит не только процесс обыска, но и судебный процесс при рассмотрении следственным судьей соответствующего ходатайства.
  • Обязательный допуск адвокатов к процессу обыска и использование права на правовую помощь.
  • Запрещается временное извлечение электронных информационных систем или их частей, мобильных терминалов систем связи, но предоставляется возможность копирования информации, которая в них содержится.
  • Право на подтверждение регистрации уголовного дела и получение выписки из ЕРДР по заявлению или сообщению об уголовном правонарушении. Следователь или прокурор обязаны предоставить такую выписку через 24 часа с момента внесения в реестр досудебных расследований сведений об уголовном правонарушении.
  • Запрет на открытие уголовных дел и проведение досудебного расследования по факту совершения преступлений, по которым ранее производство было закрыто.

Новшества выглядят прогрессивно и затрагивают все болевые точки при проведении обысков. Но, к сожалению, только на первый взгляд… Мечта о стабильной и спокойной работе бизнеса развеивается, стоит лишь внимательнее вчитаться в документ. Проанализировав полный текст изменений в закон, можно убедиться, что большая часть положений является условной и дает возможность силовикам продолжать беспредел.

Например, задекларирован запрет на временное изъятие электронных информационных систем. Но! Разрешается изъятие для «экспертного исследования». Не думаю, что затруднительно указать иную цель и, как и раньше, спокойно изымать приглянувшееся.

Далее, законом предусмотрен обязательный допуск адвоката. Но при этом ему необходимо доказать свой недопуск, что уже дает возможность избежать участия «ненужных» и таких «лишних» защитников. Тем более, способ и форма доказывания не определены, а это значит, что любая его форма может считаться ненадлежащей.

Действительно революционным является положение об обязательности видеофиксации процесса, что определенно должно дисциплинировать силовиков, однако по переходным положениям закона, нормы в части применения видеозаписывающих технических средств во время судебного рассмотрения вступают в силу только с 1 января 2019 г.

Бизнес, с точки зрения давления на него силовиками в коммерческих целях, остается уязвимым, и защищаться придется, как и раньше, самостоятельно привычными методами.

Татьяна Андрианова, адвокат, директор по правовым вопросам компании «Октава Капитал»