ovcharov

С вещами – на выход

Перед тем, как начинать расследование корпоративного мошенничества, нужно задать себе ряд вопросов. Главный из них: для чего вообще нужно расследование? Если вы думали «наказать виновного», лучше сразу забудьте. Реалистичная цель расследования – это осознать допущенные ошибки в работе компании и внести изменения, которые предотвратят подобное в будущем.

 Оценить свои силы

Когда корпоративное мошенничество уже выявлено в компании, самый элегантный и быстрый способ выйти из ситуации – это красиво уволить провинившегося сотрудника, перекрыть те потоки, которые он выводил, и забыть все деньги, что ушли вместе с ним. На практике же, я часто встречаюсь с эмоциями: «Человека надо наказать, привлечь, посадить вместе со всеми соучастниками!». Важно понять: на такой исход дела у компании никогда не хватит ресурса. Как правило, расследование экономического преступления длится очень долго, и когда компания, наконец-то, избавляется от сотрудника, ей уже не до продолжения расследований и дополнительных затрат на услуги адвоката и юриста.

Поэтому, основная и самая реалистичная цель этого проекта – защита репутации бизнеса.

Расследование должно закончиться изменениями, после которых перекроются утекающие потоки денег. Еще оно необходимо для демонстрации вышестоящему руководству, что именно происходит в компании, кто за это ответственен, и какие меры по изменениям в бизнесе предприняты. Именно с такой позиции правильно начинать расследование.

Изменения, кстати, редко начинаются по инициативе внутренней службы безопасности (СБ) компании, даже если она профессионально работает. Дело в том, что, когда представители СБ приходят к собственникам и говорят, что нужно менять камеры, налаживать удаленный доступ, обновлять сервера и так далее, собственник, как правило, им отказывает. Нет денег, времени или по другой причине. Но, когда приходят внешние консультанты и говорят то же самое, владелец находит для этого нужные ресурсы. Практика показывает, что система, сама по себе, не видит проблем внутри.

 Предупредить – не расследовать

Потенциальных мошенников можно выявить с помощью полиграфа еще на этапе приема в компанию. Важен даже не столько сам прибор, сколько полиграфолог. У этого человека должен быть опыт работы с полиграфом не менее 6 лет, тогда он сможет хорошо определить предысторию сотрудника. То, что было с ним вчера: совершал ли он хищения, какие у человека зависимости, внутренние проблемы и прочее. Прохождение полиграфа – добровольное дело. Можно проверять человека при приеме на работу, а можно устраивать проверки всем сотрудникам раз в полгода. К примеру, если человек на этапе приема отказывается проходить эту процедуру, то возникает вопрос, – зачем он нужен компании.

Периодические проверки на полиграфе показывают изменения, которые произошли у сотрудника. Негативные перемены – это всегда влияние его окружения из компании. Если, к примеру, человек не хочет через полгода проходить полиграф, это должно вызвать подозрение, и юристам вместе со службой безопасности нужно более внимательно отнестись к его работе. Важно при этом помнить, что отказ от прохождения полиграфа не является поводом к увольнению, это всего лишь сигнал, который еще нужно проверить.

Альтернативой полиграфу в борьбе с мошенничеством является корпоративная культура. Чем она четче и понятнее в компании, тем легче выявлять разного рода отклонения. К примеру, даже если дело уже дошло до мошенничества, при наличии в компании четкой иерархии, инструкций и зон ответственности внутреннее расследование будет проходить легче. Ведь когда мы заявляем, что человек что-то совершил, нам нужно указать, какими, на самом деле, были его обязанности, и что именно нарушено. Какие его действия, или какое бездействие, привели к определенным последствиям. А это – культура, структура, иерархия. Мошенничество возникает, когда сотрудники видят возможность что-то украсть, а если такой возможности нет, – вероятность воровства становится минимальной.

Не столько предотвратит мошенничество, сколько убережет бизнес от последствий, такой инструмент, как антикоррупционный комплаенс. В Украине с недавних пор существует понятие уголовной ответственности юридического лица. Это значит, что если должностное лицо совершило противоправные действия, то не только этот человек понесет наказание, но и весь бизнес могут оштрафовать или даже ликвидировать. Стеной между ответственностью компании и топ-менеджером, виновным в мошенничестве, как раз и является комплаенс. Он нивелирует ответственность организации за противоправные действия сотрудников.

Чтобы предотвратить мошенничество, можно использовать также карту рисков – результат анализа внутренних и внешних угроз работе компании. Она создается на основе ретроспективного анализа деятельности бухгалтерии, юридического отдела, закупок, продаж и других. К примеру, какие риски, связанные с увольнением сотрудников, возникали в компании за последние 5 лет, как они регулировались и так далее. Такую карту может делать один человек, а можно для этого привлечь юриста, аудитора, бухгалтера, руководителей структурных подразделений. Это может быть схематичный документ на один лист или подробный на шестьдесят.

Если ваш бизнес развивается, и компания намерена работать еще 10-20 лет, то оценивать нужно не только риски сегодняшнего дня, но еще и риски будущего. Последние проще предотвратить, сократив до минимума саму возможность их появления.

Алгоритм расследования

  • Найти основания для расследования (установление, документальная фиксация).
  • Сформировать состав комиссии.
  • Составить приказ о служебном расследовании.
  • Определить размер ущерба и при необходимости – провести выборочную или сплошную проверку сектора (клиенты, контрагенты).
  • Установить обстоятельства и способы хищения.
  • Фиксировать следы преступления. Составить доказательную базу.
  • Установить причастных лиц и отобрать письменные объяснения.
  • Закрепить результаты (акт с приложениями).
  • Составить приказ о применении дисциплинарного взыскания.
  • Принять решение о передаче материалов расследования правоохранительным органам.
  • Установить условия, при которых хищение стало возможным.
  • Устранить причины и условия хищения.

Денис Овчаров, адвокат, партнер практики безопасности бизнеса Juscutum