Предупрежден – значит вооружен

Управление налоговыми и финансовыми рисками – сложный процесс, в котором каждая «шестеренка» должна слаженно работать не только в сочетании с соседней деталью, но и со всем механизмом в целом. Известно, что предупредить всегда проще, чем устранять последствия, а избежать налоговых рисков сложно, но можно. Их появление, как правило, связывают с двумя вещами: внедрением очередной системы оптимизации налогообложения или изменениями системы уплаты налогов (пример – переход из одной группы уплаты налогов в другую). В целом же, риск – это вероятность недополучения прибыли, потери ресурсов, утраты выгоды, начисления штрафов, а в ряде случаев и уголовная ответственность.

В реалиях стремительно меняющихся норм налогового законодательства, которое едва ли не ежемесячно пополняется «приятными сюрпризами» для налогоплательщиков, предприниматели оказываются в положении, когда постоянный мониторинг ситуации в этой области становится для них «нормой жизни» и забирает значительное количество времени. Не будем говорить об общепринятых рисках: таких, как убыточность компании на протяжении нескольких налоговых периодов или опережающий темп роста расходов над доходами, а скорее о тех ошибках, которые кажутся простыми, но впоследствии тянут за собой серьезные проблемы.

Так, существует ряд ошибок, допускаемых предпринимателями, по ряду причин предупредить которые гораздо проще, чем исправить.

Ошибка № 1. Игнорирование запроса налоговой службы

Не стоит недооценивать запросы контролирующих органов. Нередко бывает так, что налогоплательщик в какой-то мере подкован и знает, как должен выглядеть запрос, его реквизиты, каким должностным лицом должен быть подписан документ и т.д. Не обнаружив одного из обязательных элементов, налогоплательщик считает запрос как такой, что оформлен ненадлежащим образом, и попросту игнорирует его, то есть, не отвечает. Согласно законодательству налогоплательщик действительно может не отвечать на запрос контролирующих органов, однако, как показывает практика, в 70-80% случаях такое действие влечет за собой внеплановую проверку.

Ошибка № 2. Риск внеплановой проверки

В описанном выше случае рекомендуется составить ответ на запрос контролирующего органа. В нем следует указать, что согласно ст. 73 Налогового кодекса Украины (НКУ) запрос отклоняется в связи с тем, что в нем не содержатся необходимые элементы. В таком случае налогоплательщик может предоставить либо полный перечень несоответствий, либо, в случае возникновения необходимости, «потянуть время». Выбрать – только один из вариантов, а после того, как контролирующий орган пришлет исправленный запрос повторно, ответить очередным отказом, указав на следующий недочет. Таким образом, даже в случае внеплановой проверки у вас есть возможность быть «во всеоружии» к моменту ее начала.

Ошибка № 3. Указание фиктивного либо старого юридического адреса

Случается так, что предприятие меняет офис (закончился срок аренды, непредвиденный переезд и т.д.), и его физический адрес не совпадает с юридическим. На прежнее место приходят запросы от контролирующих органов, документы, письма, которые остаются без ответа. В случае проверки, контролеры не обнаруживают компанию по указанному адресу, что грозит ей немалым штрафом. Во избежание подобных ситуаций можно заключить договоренность с секретарем предприятия, которое находится по данному адресу. Выписывается доверенность на вскрытие корреспонденции, а также обязательство на оповещение руководителя компании в случае возникновения ряда ситуаций. Это позволит предприятию иметь не фиктивный, а действующий юридический адрес на законных основаниях.

Ошибка № 4. Не подписанный договор об ЭЦП

Согласно действующему законодательству, документы могут подписываться с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), что экономит массу времени. Вместе с тем, при обращении в суд с рядом документом (электронные письма), подписанных в такой способ, бывает так, что суд не признает такого рода подпись и отклоняет запрос. Как быть?

Во избежание подобных проблем рекомендуется изначально подписывать договор о сотрудничестве с той или иной компанией, где будет прописано, что дальнейшее сотрудничество будет осуществляться через электронную почту с задействованием ЭЦП. В таком случае письма, отправленные по электронной почте и подписанные ЭЦП, в дальнейшем будут признаны судом в качестве надлежащих документов.

Рекомендуем также обращать внимание на следующий нюанс. При подписании любого документа следите за тем, чтобы вторая сторона не просто ставила подпись, но и в обязательном порядке расшифровывала ее полным именем, поскольку в случае судебных разбирательств этот, казалось бы, незначительный нюанс влечет значительные последствия.

Ошибка № 5. Не повышение квалификации сотрудников

Специалисты по налоговым расчетам или налоговому консалтингу – не новинка для зарубежных государств. Они не только специализируются в вопросах исчисления и уплаты налогов, но и отслеживают все изменения в законодательстве, изучая новые методы налоговой оптимизации. В нашем государстве на данный момент нет широкого выбора таких специалистов, однако данное направление набирает обороты. Существуют учебные центры налоговых консультантов, где готовят специалистов, способных работать в компании как на постоянной основе, так и предоставлять разовые консультации в вопросах налогообложения. Как правило, это – эксперты, которые непрерывно «держат руку на пульсе» постоянных законодательных изменений, при этом имея значительный практический опыт в сфере налогообложения. В данном контексте немалое значение имеет и постоянный мониторинг судебной практики, которая лежит в основе оценки степени потенциальных угроз и рисков.

Изучение, анализ налоговых и финансовых рисков – кропотливый и трудоемкий процесс, где нет места неточностям или ошибкам, а потому существует всего два пути их предупреждения: непрерывно самостоятельно их изучать или довериться опыту профессионалов.

Выбор за вами!

Елена Тарасова, юрист Учебного Центра Налоговых консультантов при поддержке Ассоциации «Налоги Украины»

 

Добавить комментарий